Срезка элит

Кстати, нельзя не заметить, что за последние годы даже немногие оставшиеся книжные в плане исторической публицистики сильно изменились, всеобщее «патриотическое» оглупление сильно затронуло и книгоиздание: теперь книгу с нормальным (то есть брезгливо-отстраненным) отношением к советской истории найти трудно, все больше «патриотическая» белиберда вперемешку с розовыми слюнями типа «как мы одним махом семерых побивахом».
Хотя и выработанный брезгливый стиль у немногих сохранившихся вменяемых авторов тоже дорогого стоит. Позволяет в кои-то веки оценить отечественную историю 20 века спокойно, без лишних, слишком сильных эмоций, то есть без ужаса, ненависти и омерзения. Пора уже взглянуть на историю СССР как бы с птичьего полета – и открываются некоторые важные и интересные закономерности.
Прежде всего – что из себя представлял Советский Союз в 20е-30е годы? Это была страна с практически полностью «срезанным» культурным слоем, то есть с почти полностью уничтоженным (или изгнанным) образованным сословием. Если учесть, что в России такой слой и в «более лучшие» времена был не чтоб сильно толстым – можно себе представить (с трудом), в какую бездну рухнула страна «на заре пролетарского государства». Это была, если уж называть вещи своими именами, в полном смысле «страна дикарей», Африка. В которой тот же Сталин с его неоконченной семинарией действительно мог смотреться «всесторонне образованным» - на общем-то фоне!
Но еще одно общее свойство СССР, на которое реже обращают внимание: это была страна не просто с резко рухнувшим (в бездну) уровнем образования и культуры – это была еще и страна оставшаяся без элиты, без «верхнего слоя». По всей огромной, необъятной территории! Старую элиту всю повыбили, города заполнила МАССА, тех самых дикарей, которые свое имя-то могли прочитать с трудом. А что началось дальше?
А дальше пошел процесс, неизбежный в любом, даже самом варварском человеческом обществе – процесс своеобразной «кристаллизации», создания какой-то структуры. Люди ж не могут вечно болтаться в некоем однородном человеческом бульоне, где «все равны» - все равно будут возникать сообщества, клики внутри «бульона», там будут стихийно выдвигаться какие-то неформальные лидеры, сначала местные, потом, в ходе взаимодействий между кликами, начнут формироваться «центры силы», лидеры уже городского или даже регионального масштаба… То есть «элиту» как таковую нельзя уничтожить, она все равно потом «нарастает», это естественный процесс. «Новая» элита будет, конечно, поначалу попроще и погрубей, но она все равно БУДЕТ. И это будет – зато – элита в большей степени местная, опирающаяся на какие-то местные ресурсы, с какой-никакой поддержкой среди местного населения и/или местных «центров силы».
Чем же, собственно, занимается Советский Союз в 20е-30е годы, глядя с птичьего полета? В чем суть «репрессий»? А Советский Союз последовательно занимался тем, что он все эти «новые элиты» старательно вырезал. То есть да – по второму кругу: сначала убрали всю элиту «царскую», сидевшую «на местах», а потом подождали немного – и опять срезали уже новую, наросшую на место старой. Даже похоже, что «двумя кругами» дело не ограничилось – были и третий, и даже четвертый круг. Последовательно срезали всех. Расстрел – ГУЛАГ, ГУЛАГ – расстрел. Пачками.
Но зачем?! И это тоже понятно, если вдуматься. Советскому «царству рабочих и крестьян» ВООБЩЕ не были нужны лидеры на местах. Никакие. Ему нужен был «бульон» на века. Чтобы никаких «процессов кристаллизации» в принципе не происходило. Чтобы никакой «опоры в массах» никакой лидер не имел никогда. И «центров силы», даже локального масштаба, чтобы тоже не возникало. Идея «винтиков» была ведь вполне всерьез.
Идея Советов была проста: там (в Центре) понимали, что дикарям их власть на самом деле не нравится и никогда в обозримом будущем не понравится. Другое дело, что дикари слабо развиты, и отстаивать свои права, объединившись, могут с трудом. «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков». Вот поэтому всех «вожаков», даже потенциальных, надо было «к ногтю». Никаких вожаков! Всякий должен понимать, что его единственная опора – далекая Москва, и власть у него ровно до того момента, пока это угодно Москве.
И второй момент: поскольку всем в «Центре» ясно, что в Советском Союзе разумных и даже просто хоть как-то образованных людей почти не осталось – неизбежно, что при выработке и реализации любых решений будет очень много глупого и неэффективного (просто потому, что кругом дикари). Но давать обращать на это внимание нельзя, ибо количество постоянных и дико глупых ошибок при реализации решений позволяют обвинить уже саму Москву в некомпетентности; поэтому любая возможность «низовой критики» должна подавляться в зародыше.
Если смотреть на «репрессии» с этой точки зрения – все станет достаточно очевидно. Это был просто Молох, и кровь – его смазка.
Если же под таким же углом попробовать взглянуть и на новейшую историю России – то мы, пожалуй, увидим, что общая линия на подавление локальных «центров силы» и недопущение самой возможности «местных лидеров» прослеживается и сейчас весьма отчетливо. Повсеместное уничтожение выборов (например, отмена выборов мэров по всей территории страны) идеально сюда вписывается.
При «выборах» губернаторов в последние годы тоже практически неуклонно проводится в жизнь принцип «назначать варягов», то есть людей «со стороны», из какого-нибудь отдаленного региона, никак не связанного с новым местом «службы». Мэра Нижнего Тагила так вот «бросили» в губернаторы Магаданской области, вице-губера Ямало-Ненецкого АО – в губернаторы Ставрополья, московского Шанцева – на Нижний Новгород, казаха Васильева из Москвы – в президенты Дагестана, и т.д. В Древней Персии такие вот назначенцы из Центра в провинциях назывались «сатрапы». Линия продолжается без всяких уже стеснений.
Отдельная песня – непризнанные «республики» Донбасса. Там, как видим, прореживание «самонаросших» местных «элит» происходит самым брутальным, сталинским способом – их просто всех убивают. Эпохи меняются, стиль остается.
Cуть репрессий в СССР - убрать лидеров
|
</> |