Сравнение Российской Империи и СССР: элитарность против равноправия и народного образования.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Великая русская классическая литература создана на 95% этим дворянским классом, дворянами были Пушкин и Лермонтов, графы Лев и Алексей Толстой, А.К. Толстой, Достоевский и так далее.
Незначительное число писателей происходило из второго привелегированного и образованного сословия - купцов, как то Гончаров, Чехов, Максим Горький (Пешков).
Это нормально, литература в процессе создания - элитарное искусство, лицо страны определяет всего несколько (или несколько десятков) великих писателей. Или таких писателей -властителей дум нет вообще - как нет сейчас великих писателей на Украине.
Но возьмем военное дело. Для успеха современных войн нужны не только несколько великих полководцев и флотоводцев, выходцев из элиты общества и воспитанников элитных военных академий, таких как адмирал Макаров, генералы Деникин и Брусилов (военных гениев, которых оказалось тем не менее недостаточным для победы Российской Империи). Нужны СОТНИ ТЫСЯЧ образованных, смелых, инициативных офицеров - которые могли появиться ТОЛЬКО при всеобщем народном образовании, и которых не было в неграмотной на 50% Российской Империи, где офицерами опять таки, становились в основном "наследственно" дворяне.
В маленьких по числу армиях 19 века элитарность российского офицерства еще справлялась с задачами, в миллионных армиях века двадцатого - уже нет, отсюда поражение Российской Империи в японскую войну, бесконечное отступление перед немцами в Первую Мировую. Архаичность Российской Империи, а не только незадачливый царь Николай II, делали поражения неизбежными.
А вот с многочисленным, вобравшего лучших представителей народа советским офицерским корпусом стало возможно бить и Японию и Германию.
Военных самолет времен Великой Отечественной Страны - это 300 000 листов чертежей, необходимых для его производства. А ведь моделей самолетов в СССР были созданы в это время десятки, одни - неудачные, другие - прославились в веках как штурмовики ИЛ-2, бомбардировщики Туполева...
А взять знаменитый КБ-1 Королева, до сих пор работающий в городе Королеве, насчитывавший десятки тысяч инженеров?
Такой обЪем работ не был бы способено выполнить "элитарный" немногочисленный круг царских инженеров, для этого нужно было всеобщее народное образование и отбор лучших ИЗ ВСЕГО народа, а не только из 2% дворянских семей.
Ровно тоже самое можно сказать о науке. Комециализация образование, возможность обучаться только тем, кто может заплатить - это катастрофическое падение уровня образования, ибо в идеале образование должны получать самые способные, а не самые богатые.