Сплит - часть 3. Собор Вознесения БМ и святого Домна (окончание)

Вы же увидели, что бывший мавзолей Диоклетиана немного маловат для кафедрального архиепископского собора? Вот и архиепископ Маркантун (Марк Антоний, конечно, но мы же теперь по-хорватски мыслим и говорим) Доминис решил пристроить к восточной стороне собора пресвитерий, при этом разрушив одну из сторон восьмиугольника. В пресвитерий в "музейное время" посетителей пускают, и они, то есть мы, можем там увидеть следующее.
Во-первых, резные деревянные хоры XVII века.












Во-вторых, деревянное распятие XIV века необычной формы (буква Y):

В-третьих, на границе двух миров - клерикального пресвитерия и помещения для мирян находится главный алтарь 1680ых годов

Алтарь и распятие находятся на одной оси, а потому невольно хочется их сравнить: как же деградировало религиозное искусство нового времени по сравнению со средневековьем!
Но не надо отчаиваться! На входе в собор я поначалу пропустил, из-за множества входящих и выходящих туристов, еще одно прекрасное деревянное резное изделие - двери 1214 года работы Андрея Боувина. Мешать спешащим людям - опасно для жизни, но я все же храбро встал в дверях и все заснял для читателей.

Благовещение, Рождество и поклонение волхвов (в двух частях)

Избиение младенцев, бегство в Египет, Сретение и Крещение

Чудо в Кане, исцеление слепого (левая нижняя четверть) и встреча с самарянкой (правая нижняя четверть). А вот правая верхняя четверть меня поставила в тупик...м.б., это искушение Христа.
Тут надо смотреть снизу вверх, мы уже на вторую половину дверей перешли.

Вход в Иерусалим, Тайная вечеря, омовение ног и моление в Гефсимании

Предательство Иуды, суд Пилата, бичевание и распятие

Снятие с креста, положение во гроб, сошествие в ад и Воскресение
Все-таки искусство, пока не выродилось в самовыражение "художника" (черные квадраты, купания на красных конях, крики Мунка и прочая лабудень) , а работало в качестве Библии для безграмотных, было великим. Вот вроде и фигуры неумелые, и позы неловкие, и с перспективой беда, а всё понятно без перевода и вызывает умиление. После осмотра таких панелей хочется воспарить ввысь, для каковых целей нам и построили в XIII столетии колокольню.




Ну а если быть внимательным, то на стенах можно обнаружить прелюбопытнейшие сполии.




Ба, да это сам Sibeaster пожаловал, - восклицает святой Домн на последнем рельефе.
Насколько мне помнится, посещение колокольни (она по-хорватски называется "звоник"; кстати, туалет на том же языке - "нужник") включено во все виды музейных билетов, так что пришлось подняться.
Посмотрите на юг: перед вами ж/д вокзал, автостанция и паромный порт.

Посмотрите на запад: перед вами гора Марьян, мы на нее еще сходим.

И на север тоже поглядим. И пусть вас не смущают морские краны где-то вдали! Сплит стоит на полуострове, и торговый порт расположен на севере города.

Ну а вид на восток я вам уже демонстрировал, и Серебряные ворота - тоже.

Городские стены постоянно попадали в кадр, и вы уже увидели, как миниатюрен исторический центр Сплита. Напомню, он весь уместился в стенах дворца Диоклетиана. Места мало, а туристов много, отсюда и небывалая дневная толкотня на улицах и площади города, на которую так горько сетовали


Ну и о насущном: как вам хорватский гимн? Признаться, мне всё больше нравятся вот такие милые песенки про любовь к родине в качестве гимнов. Реки текут, море плещет, горы прекрасны, равнины замечательны, сердца живых бьются, дорогие усопшие в гробах тоже при делах - все они поют о любви хорвата к родной земле и родному народу. Никаких "всех порвём", никаких клятв умереть за родину (Эти презренные трусы и паникеры с того берега Ядрана несколько раз в своем гимне клянутся умереть, если родина прикажет; ха-ха, они уже два года в противогазах и памперсах ходят - заразиться бояться фейковирусом; их даже эфиопы (!) побили). Когда нынешнее время пройдет, я бы предложил заменить наш гимн на "Широка страна моя родная", чтобы пафоса поменьше, а положительных эмоций побольше.
|
</> |