Сплит - часть 2. Собор Вознесения БМ и святого Домна (начало)
sibeaster — 14.02.2022 Сегодня мы поглядим на бывший мавзолей императора Диоклетиана, превращенный в VII веке при минимальном количестве переделок в сплитский собор святого Домна. Мы, христиане, вообще очень прикольные ребята, и очень жалко, что из-за малой группы дураков и мракобесов, случайно к нам затесавшихся, народу трудно в этот факт поверить. Превратить мавзолей самого лютого своего гонителя в место молитвы городской общины, заменить кости языческого императора на мощи убитого по его приказу мученика - да, это только мы на такое способны (попробовали бы они сделать это в мечети).Напомню, как это выглядит снаружи.
Мысленно отбросьте колокольню справа (не потому что она плохая, XIII век - это тоже очень солидный возраст) и пресвитерий (по виду прямоугольный сарайчик, XVII век) слева; то, что останется посередине, а именно обнесенный колоннадой восьмиугольник, - это и есть мавзолей. Внутри, правда, восьмиугольник оказывается ротондой. Интерьер украшают восемь коринфских колонн (они именно украшают, т.к. не несут никакой нагрузки), из их капителей вырастают еще восемь маленьких порфировых колонн верхнего яруса. На уровне капителей колонн первого и второго яруса выполнены резные карнизы. Все эти элементы дошли к нам в целости со времен Диоклетиана, никакой христианской тематики в них нет и в помине. Постарайтесь пока что не замечать алтарей с амвоном и почувствуйте себя в языческом капище.
Верхний ряд колонн:
Теперь опустим глаза пониже и поглядим на капители колонн нижнего яруса (ну, пожалуйста, не замечайте пока кивориев XV века!)
А вот теперь можно и на боковые алтари взглянуть, пришло их время, тем более, что XV век в Далмации - это самый расцвет искусства. Правый алтарь изначально был посвящен святому Домну (в XVIII веке этому святому посвятили новый алтарь, а старый был "переименован" в святого Иосифа, но мы-то с вами историей занимаемся). Соорудил этот алтарь наш давний знакомый по Шибенику Бонино да Милано в 1429 году, так что перед нами еще классическая готика.
"Саркофаг" святого Домна стоит, как выяснилось в 1958 году, когда реставраторы соскребли барочную штукатурку, на раннехристианском саркофаге с Добрым пастырем (правда, овечек он на плечах не носит, а просто мирно их пасет).
Внутри кивория, накрывающего алтарь, сохранились (не в лучшем виде, увы) росписи XV века.
Левый алтарь освящен в честь второго покровителя Сплита - мученика Анастасия. Прошло всего два десятилетия (1448), а Юрай Далматинец, наш старый знакомый, уже начал путь от готики в Возрождение.
Как видим, навершие кивория и ряд фигур на саркофаге еще готические, а вот фигура мученика, а особенно сцена бичевания Христа уже просто вопиют о начинающемся Возрождении. В частности, в Бичевании исследователи видят несомненное знакомство Юрая с творчеством Донателло.
Нам сегодня остается посмотреть на амвон работы мастера Мавро (1257 год). Кроме мрамора, Мавро взял еще и дефицитный дорогой порфир (зеленый и красный), который, возможно, некогда использовался для украшения уничтоженного саркофага Диоклетиана. Да, я забыл сказать, что позаимствовав мавзолей, христиане все же вынесли из него останки Диоклетиана; обидно, был шанс продемонстрировать нашу любовь к врагам и оставить кости нашего гонителя в церкви.
Нет, положительно Сплитский собор не вмещается в один рассказ, а это значит, что будет продолжение! Не отключайтесь, мы продолжим после короткой рекламы (звучит "Лепа наша домовино" - гимн Хорватии, спонсора этой поездки!)