Спасительные понятия
smirnoff_v — 06.09.2018 Встретил статью Мараховского, прочитать которую можно, например, вот тут. Суть в следующем: обсуждается проблема жизни по закону и по понятиям. Человек из ВШЭ утверждает, что жизнь по понятиям – ужас, ужас и свойство именно нашего общества. А Мараховский как истый работник агитпропа ревностно заявляет, что так везде. Оба, понятное дело, совершенно не понимают, в чем суть проблемы.Но сначала о социальных институтах, ибо те же понятия, это нормы, которые являются частью социальных институтов. Собственно говоря, что такое социальные институты – понятно. Социальные институты - это комплексы норм, представлений, навыков и правил, существующих в общественном сознании и усваиваемых личностью в процессе социализации, выступающих соответствие с ними в качестве моделей для регуляции поведения человека в типичных ситуациях социального взаимодействия.
Как же появляются новые институциональные нормы? Источник их появления в человеческом обществе лежит в совместном характере производственной деятельности человека. Люди трудятся вместе и, соответственно, их совместная деятельность приобретает определенные формы. Соответственно, всякое изменение форм этой производственной деятельности (связанное, например, с существенным изменением производственных, организационных и управленческих технологий, хотя правильнее было бы сказать, производительных сил) требует и изменения форм взаимодействия людей. Удобные формы взаимодействия закрепляются в практике и общественном сознании, или, как говорят, институализируются. Институциональные модели «возвращаются» в мир человеческих взаимодействий в виде организаций. Организации, в данном случае, это формально выстроенные на базе социального института комплексы взаимодействий людей. То есть, комплексы, организованные законами, нормативными распоряжениями, уставами и т.д. Когда происходят изменения в технологиях производства, организации и управления конкретного вида деятельности, следуют и изменения во взаимоотношениях людей в процессе этой деятельности.
Проблема заключается в том, что социальные (и в первую очередь экономические) институты как модели социальных взаимодействий, приобретают интернациональный, глобальный характер. Причем формируются они на базе доминирующих тенденций в экономической жизни наиболее влиятельных и богатых государств мира. Однако очевидно – доминирующие и периферийные общества находятся в разных позициях в системе международного разделения труда, имеют поэтому разную экономику.
Вследствие этого на мировой периферии возникает противоречие между социальными институтами, сформированными на базе производственно-экономических систем доминирующих государств, и институтами – моделями и, соответственно, организациями, которые необходимы и адекватны именно этим, периферийным обществам с их производственными системами.
Последние и актуализируются в форме "понятий". И это благо - производство в обществах периферии вообще не могло бы работать, если бы не существовали необходимые для такой работы модели человеческих взаимодействий, которые живут подпольно в России в форме понятий. Именно подпольная жизнь таких форм человеческих связей наполняет их коррупцией и архаичными формами контроля.
Однако если бы произошел гипотетический успех реформаторов, и им удалось бы совсем ликвидировать вот эти самые формы взаимодействий и тотально навязать в России институты доминирующих капиталистических обществ, то то все было бы куда хуже, чем сейчас.
Начиная с кризиса идентичности, связанного с осознанием именно себя "современностью" - это произошло еще в позднем СССР и стало симптомом его скорого краха, мы стали периферией. Став периферией мы принялись перенимать "передовые" формы взаимоотношений людей. Как только мы стали это делать, появилась раздвоенность между формально одобряемым и необходимым. Между законами и понятиями. Кстати сказать, в эпоху дореволюционной России это тоже было. Только что эпоха взлета СССР исключение. Тогда мы для себя (и полумира) были современностью и строили свои социальные институты на базе нужд своего производства, своих представлений о будущем, нужд своего общества.
|
</> |