Спасительные понятия

топ 100 блогов smirnoff_v06.09.2018 Встретил статью Мараховского, прочитать которую можно, например, вот тут. Суть в следующем: обсуждается проблема жизни по закону и по понятиям. Человек из ВШЭ утверждает, что жизнь по понятиям – ужас, ужас и свойство именно нашего общества. А Мараховский как истый работник агитпропа ревностно заявляет, что так везде. Оба, понятное дело, совершенно не понимают, в чем суть проблемы.

Но сначала о социальных институтах, ибо те же понятия, это нормы, которые являются частью социальных институтов. Собственно говоря, что такое социальные институты – понятно. Социальные институты - это комплексы норм, представлений, навыков и правил, существующих в общественном сознании и усваиваемых личностью в процессе социализации, выступающих соответствие с ними в качестве моделей для регуляции поведения человека в типичных ситуациях социального взаимодействия.

Как же появляются новые институциональные нормы? Источник их появления в человеческом обществе лежит в совместном характере производственной деятельности человека. Люди трудятся вместе и, соответственно, их совместная деятельность приобретает определенные формы. Соответственно, всякое изменение форм этой производственной деятельности (связанное, например, с существенным изменением производственных, организационных и управленческих технологий, хотя правильнее было бы сказать, производительных сил) требует и изменения форм взаимодействия людей. Удобные формы взаимодействия закрепляются в практике и общественном сознании, или, как говорят, институализируются. Институциональные модели «возвращаются» в мир человеческих взаимодействий в виде организаций. Организации, в данном случае, это формально выстроенные на базе социального института комплексы взаимодействий людей. То есть, комплексы, организованные законами, нормативными распоряжениями, уставами и т.д. Когда происходят изменения в технологиях производства, организации и управления конкретного вида деятельности, следуют и изменения во взаимоотношениях людей в процессе этой деятельности.

Проблема заключается в том, что социальные (и в первую очередь экономические) институты как модели социальных взаимодействий, приобретают интернациональный, глобальный характер. Причем формируются они на базе доминирующих тенденций в экономической жизни наиболее влиятельных и богатых государств мира. Однако очевидно – доминирующие и периферийные общества находятся в разных позициях в системе международного разделения труда, имеют поэтому разную экономику.

Вследствие этого на мировой периферии возникает противоречие между социальными институтами, сформированными на базе производственно-экономических систем доминирующих государств, и институтами – моделями и, соответственно, организациями, которые необходимы и адекватны именно этим, периферийным обществам с их производственными системами.

Последние и актуализируются в форме "понятий". И это благо - производство в обществах периферии вообще не могло бы работать, если бы не существовали необходимые для такой работы модели человеческих взаимодействий, которые живут подпольно в России в форме понятий. Именно подпольная жизнь таких форм человеческих связей наполняет их коррупцией и архаичными формами контроля.

Однако если бы произошел гипотетический успех реформаторов, и им удалось бы совсем ликвидировать вот эти самые формы взаимодействий и тотально навязать в России институты доминирующих капиталистических обществ, то то все было бы куда хуже, чем сейчас.

Начиная с кризиса идентичности, связанного с осознанием именно себя "современностью" - это произошло еще в позднем СССР и стало симптомом его скорого краха, мы стали периферией. Став периферией мы принялись перенимать "передовые" формы взаимоотношений людей. Как только мы стали это делать, появилась раздвоенность между формально одобряемым и необходимым. Между законами и понятиями. Кстати сказать, в эпоху дореволюционной России это тоже было. Только что эпоха взлета СССР исключение. Тогда мы для себя (и полумира) были современностью и строили свои социальные институты на базе нужд своего производства, своих представлений о будущем, нужд своего общества.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
На церемонии "Золотой Граммофон" в этом году две прекрасные певицы оказались в нелепой ситуации. Ани Лорак и Полина Гагарина предстали в практически одинаковых нарядах: золотистого цвета с переливающейся бахромой. Полина Гагарина имеет худощавое телосложение и платье ...
Одним из предметов гордости английской авиации военного периода является самая большая бомба, применявшаяся во время Второй мировой войны. Это Grand Slam, настоящий бомба-гигант, масса которой составляет 10 тонн. Уронить успели всего 41 такую бомбу, но эффект от них оказался весьма ...
Карл Филипп Эммануил Бах При всем разнообразии творений великого Баха, его музыкой управлял лейтмотив. В ней всегда – непреложность. Из самой глубокой печали – встань и иди. В ...
зеркало youtube ? vkontakte avi deposit ? ifolder mp4 deposit ? ...
Жителям Удмуртии пора привыкать к переменам. И чиновникам тоже. Только перемены у них разные. ...