Спасибо, Европа. Самое время развивать русскую промышленность

топ 100 блогов vamoisej27.02.2023
Константин Двинский Сегодня
В 10-й юбилейный пакет европейских ограничительных мер против России в числе прочего попала продукция отечественной нефтехимии - синтетический каучук и технический углерод. Согласование шло непросто. Германия и Италия, например, как имеющие автопром страны, пытались возразить. Однако "партия сказала - надо, комсомол ответил - есть".
Собственно, дело в том, что изготавливаемая из каучука резина является основным материалом для производства шин. Технический же углерод используют как наполнитель для каучука. Он продлевает срок службы шины, повышает её износоустойчивость и огнеупорность.
Отказались они не моментально. До середины 2024 года будут действовать квоты. По синтетическому каучуку это 563 тыс. тонн. Для понимания - в 2021 году наш экспорт в Европу составлял порядка 500 тыс. тонн. В 2022 году он и вовсе снизился почти вдвое. Таким образом, установленные квоты существенно превышают размеры не только текущих, но и былых поставок. Соломку то есть подстелили.
При этом нас, разумеется, интересует, как всё это повлияет (и уже повлияло) на Россию. Итак, в прошлом году производство синтетических каучуков снизилось на 12%, до 1,5 млн тонн. С чем это было связано.
Во-первых, весной 2022 года Евросоюз запретил импорт из России шин и покрышек. Кроме того, ряд зарубежных автопроизводителей приостановил выпуск автомобилей в России и поставку комплектующих. Меньше автомобилей - меньше шин - меньше спрос на каучук. Плюс в России приостановили или как минимум снизили производство мировые шинные бренды - Michelin, Bridgestone, Continental, Pirelli, Nokian Tyres и Yokohama.
Далее. Как мы помним, Запад ввёл запрет на поставку технологий и оборудования российским компаниям ТЭК и нефтехимии. Среди них - и технологические линии на поставку каучуков. Включая, к примеру, катализатор для их синтеза.
Вот, кстати, очередная иллюстрация старой песни о главном. Несмотря на собственное производство того самого каучука, вещество для его синтеза было западное. Как, к слову, и в ситуации с импортными химикатами, необходимыми для отбеливания бумаги. Однако тут тоже выяснилось, что при желании собственный катализатор появляется в достаточно быстрые сроки.
Так, уже к концу 2022 года специалисты СИБУР разработали н-бутиллитий - спецкомпонент для производства каучуков и СБС-полимеров. При этом технология позволяет производить продукт требуемого качества на уровне мировых бенчмарков. Все стадии разработки - от лабораторной фазы до завершения первых опытно-промышленных испытаний - уже пройдены.
Теперь что касается шин. Многие (не все) западные компании из России ушли. Однако дело в том, что эти компании в основном и были ориентированы на экспорт в ЕС, который теперь запрещён. Поэтому ситуация выглядит следующим образом. По данным 2021 года объем производства шин в России составил примерно 50 млн шт. Потребность внутреннего рынка - 49 млн шт. Однако с шинами была что называется "товарная рокировка" - почти половина отечественных шин направлялась на экспорт в страны СНГ и ЕС, и примерно столько же импортировалось по большей части из Китая.
При этом всё, что нужно, для производства шин у нас имеется. Мощности отечественных каучуковых заводов позволяют полностью покрыть потребности российской шинной промышленности. Другие же химические компоненты (технический углерод, сера, кремниевая кислота) также имеют локализованное производство.
Есть некоторые проблемы с натуральным каучуком, однако во-первых, 97% мирового производства сконцентрировано в дружественных Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. А во-вторых, натуральный каучук необходим только для производства шин премиум класса.
В общем, несмотря на то, что грядущую потерю дохода от экспорта синтетического каучука в Европу никто не отрицает, данная проблема снова может стать для нас неплохим толчком к наращиванию внутреннего производства шинной продукции. Да, переориентация на АТР тоже может иметь место (тот же СИБУР за прошлый год увеличил туда экспорт в 2,5 раза), однако не "разворотом на Восток" единым.
Как я писал выше, активным поставщиком шин в России является Китай. Его доля в былые годы составляла порядка 25% и была ориентирована в основном на массовый сегмент автопрома. Полных данных за прошлый год ещё нет, однако тенденции к росту импорта постоянно фиксировались.
Разумеется, в качестве "островка безопасности" иметь дружественного поставщика всегда неплохо. Однако это явно не должно стать долгосрочной стратегией. Даже Иран смог наладить производство автомобильных шин и, более того, отправляет свои бренды на экспорт. При этом в России имеется всё для полного обеспечения внутреннего рынка.
Среди отечественных производителей лидерство принадлежит KAMA Euro и Viatti (18% рынка), которые входят в группу "Татнефть". Они же являются крупнейшими поставщиками шин для автомобилей, собираемых в России. Другой крупный российский производитель - компания "Кордиант" (6%). Продолжил работу калужский завод шинной марки Continental. Не так давно стало известно, что "Татнефть" приобретает активы уходящей Nokian Tyres (10%), 82% производства которой (17 млн шт.) шло на экспорт в ЕС. Очевидно, что теперь оно пойдёт на внутренний рынок.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Весьма большое интервью Владислава Жуковского интернет-изданию "Бизнес-Онлайн" : "...Официально нищих сегодня в России уже 20,2 миллиона человек, рост почти на 3 миллиона за 9 месяцев. Если взять официальные данные Росстата и посмотреть, как вообще распределяется население России по сре ...
Взяла хлеб и пошла к речке, хотела покормить уточек. Уточек нет, но ... есть другие пернатые, которые тоже хотят есть. Вороны. Вороны осторожничают, сидят на дереве, когда я отойду, спустятся вниз. Голуби, как всегда впереди всех - не до осторожности, главное успеть поесть.) ...
Франциско Гойя. Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде. 1814 Франсиско Гойя. 3 мая 1808 года. 1814 ...
Доброго, светлого и уютного вечера. Отличного завершения дня. Taken on April 18, 2016 Nikon Df 24.0-120.0 mm f/4.0 ƒ/4.0 120.0 mm 1/80 1400 Centrs, Rīga, Latvia магазин Max Mara Latvija ...
Один из моих самых любимых дней треккинга к подножью Мера пик - день, когда из практически бездушной и безвоздушной ледяной пустыни (я немного преувеличиваю, но пусть будет так), с высоты 4250 метров, пройдя через волшебный лес ты спускаешься на высоту всего лишь уже каких-то 3600 метров ...