Спартак с двумя сердцами

топ 100 блогов vikond6529.01.2025 Спартак с двумя сердцами Skorostnoj-bombardirovshhik-S-Sparka.jpg

Ровно 85 лет назад, 29 января 1940 года, впервые поднялся в воздух прототип разработанного авиаконструктором Виктором Болховитиновым легкого скоростного бомбардировщика под коротким индексом "С". В документах встречаются различные расшифровки этого индекса: "Скоростной", "Спарка", "Сталин" и "Спартак". Мне больше нравится последняя, поэтому я вынес ее в заголовок.

"Спартак" был одним из самых оригинальных советских предвоенных самолетов, но оригинальность не пошла ему на пользу: в 1941-м проект закрыли, а машина так и осталась в двух опытных экземплярах, которые в том же году отправили на слом.

При проектировании этой машины Болховитинов стремился обеспечить ей предельно возможную, исходя из имеющихся двигателей, максимальную скорость, даже за счет других характеристик: дальности, грузоподъемности, маневренности и взлетно-посадочной дистанции. Он знал. что товарищу Сталину, зорко следившему за развитием советской авиации, нравились скоростные машины и решил на этом сыграть.

Чтобы повысить энерговооруженность своего бомбардировщика и одновременнно снизить аэродинамическое сопротивление, авиаконструктор отказался от "традиционного" размещения двигателей на крыле и установил их внутри фюзеляжа, в тандем, так что задний мотор работал через длинный вал, пропущенный между блоков цилиндров переднего на один из двух соосных винтов противоположного вращения.

Конструкция получилась довольно сложной и тяжелой (вал с креплениями и редуктором весил полтора центнера). Но — вполне работоспостобной, что подтвердили летные испытания. Самолет удалось разогнать до скорости 570 км/ч, а это было рекордом для тогдашних советских, да и не только советских бомбардировщиков.

Однако платой за рекордную скорость стала низкая боевая нагрузка — всего 400 кг, причем в маленький бомбоотсек "Спартака" влезали только четыре бомбы калибром не более 100 кг. А главное — для разбега при нормальной взлетной массе самолету требовалась ВПП длиной более километра и желательно — с твердым покрытием! Это сразу поставило крест на карьере машины, поскольку аэродромы такого размера в СССР в 1940 году можно было буквально сосчитать по пальцам и все они использовались тяжелой дальней авиацией.

Для сравнения, проходившему испытания одновременно со "Спартаком" бомбардировщику Пе-2 для разбега было достаточно 430-450 метров, а бомбардировщику Ар-2 — всего 320 м. Одним словом, детище Болховитинова получилось интересным и симпатичным, но мертворожденным. Впрочем, в истории авиации это вполне обычное дело.

Спартак с двумя сердцами spartak.jpg
Первый прототип самолета "С" (верхний рисунок), впервые взлетевший 29 января 1940 года, имел только один (передний) двигатель и неубирающееся лыжное шасси. Вместо второго мотора использовался центровочный груз. Этот прототип предназначался для изучения устойчивости и управлемости машины, на которой впервые в советской авиации была применена электродистанционная системв управления.
В марте того же года вышел на испытания второй прототип (нижний рисунок), уже с двухмоторной силовой установкой, изображенной в центре, убирающимся колесным шасси и стрелковым вооружением. Именно эта машина достигла скорости 570 км/ч. 

Спартак с двумя сердцами S-Sparka.-Shema-1..jpg
Боковая проекция первого прототипа.
спврка2.jpg
Чертежи второго прототипа.

Спартак с двумя сердцами 1365001895_6.jpg
Раскапотированная силовая установка второго прототипа — два 12-цилиндровых мотора М-103 мощностью по 960 л.с. и соосный шестилопастный винт.

Спартак с двумя сердцами 1365001654_5.jpg
Кабина экипажа крупным планом. В центре — открытая крышка бомбового отсека.

Спартак с двумя сердцами sparka-16.jpg
Загрузка 100-килограмовой бомбы в бомбовый отсек с помощью навесного подъемного крана. Справа — выпущенные закрылки Фаулера на первом прототипе.

Спартак с двумя сердцами 1365003552_17.jpg
Хвостовое оперение, оборонительный пулемет ШКАС и основная стойка шасси второго прототипа. 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Купили арбуз, рыбки жареной, колбасок для гриля... Пришли на дачу. Здесь свежий воздух, тепло, покойно и приятно. Нам нравится. Набираем воду для нужд из колодца. Собака виляет хвостом и ждёт маму. А мы наслаждаемся природой. Хорошо на даче летом ... ...
...
УПС! begamot_74 on an entry in begamot_74 : у нас не умеют блины есть. у нас их жрут, а надо есть, т.е. более утонченно, с чувством легкой брезгливости, слегка надкусывая край и выплевывая икринки... ...
КДПВ: ...
Один мой знакомый всегда был у жены виноватым. Во всём. Едва ли не в плохой погоде за окном. Она умудрялась привязать его к каждой житейской неудаче, к каждому самому мелкому (своему!) промаху. - Вот, если бы ты не поставил сюда сахарницу – я бы не рассыпала сахар! При том, что ...