Спартак с двумя сердцами
vikond65 — 29.01.2025

Ровно 85 лет назад, 29 января 1940 года, впервые поднялся в воздух прототип разработанного авиаконструктором Виктором Болховитиновым легкого скоростного бомбардировщика под коротким индексом "С". В документах встречаются различные расшифровки этого индекса: "Скоростной", "Спарка", "Сталин" и "Спартак". Мне больше нравится последняя, поэтому я вынес ее в заголовок.
"Спартак" был одним из самых оригинальных советских предвоенных самолетов, но оригинальность не пошла ему на пользу: в 1941-м проект закрыли, а машина так и осталась в двух опытных экземплярах, которые в том же году отправили на слом.
При проектировании этой машины Болховитинов стремился обеспечить ей предельно возможную, исходя из имеющихся двигателей, максимальную скорость, даже за счет других характеристик: дальности, грузоподъемности, маневренности и взлетно-посадочной дистанции. Он знал. что товарищу Сталину, зорко следившему за развитием советской авиации, нравились скоростные машины и решил на этом сыграть.
Чтобы повысить энерговооруженность своего бомбардировщика и одновременнно снизить аэродинамическое сопротивление, авиаконструктор отказался от "традиционного" размещения двигателей на крыле и установил их внутри фюзеляжа, в тандем, так что задний мотор работал через длинный вал, пропущенный между блоков цилиндров переднего на один из двух соосных винтов противоположного вращения.
Конструкция получилась довольно сложной и тяжелой (вал с креплениями и редуктором весил полтора центнера). Но — вполне работоспостобной, что подтвердили летные испытания. Самолет удалось разогнать до скорости 570 км/ч, а это было рекордом для тогдашних советских, да и не только советских бомбардировщиков.
Однако платой за рекордную скорость стала низкая боевая нагрузка — всего 400 кг, причем в маленький бомбоотсек "Спартака" влезали только четыре бомбы калибром не более 100 кг. А главное — для разбега при нормальной взлетной массе самолету требовалась ВПП длиной более километра и желательно — с твердым покрытием! Это сразу поставило крест на карьере машины, поскольку аэродромы такого размера в СССР в 1940 году можно было буквально сосчитать по пальцам и все они использовались тяжелой дальней авиацией.
Для сравнения, проходившему испытания одновременно со "Спартаком" бомбардировщику Пе-2 для разбега было достаточно 430-450 метров, а бомбардировщику Ар-2 — всего 320 м. Одним словом, детище Болховитинова получилось интересным и симпатичным, но мертворожденным. Впрочем, в истории авиации это вполне обычное дело.

Первый прототип самолета "С" (верхний рисунок), впервые взлетевший 29 января 1940 года, имел только один (передний) двигатель и неубирающееся лыжное шасси. Вместо второго мотора использовался центровочный груз. Этот прототип предназначался для изучения устойчивости и управлемости машины, на которой впервые в советской авиации была применена электродистанционная системв управления.
В марте того же года вышел на испытания второй прототип (нижний рисунок), уже с двухмоторной силовой установкой, изображенной в центре, убирающимся колесным шасси и стрелковым вооружением. Именно эта машина достигла скорости 570 км/ч.

Боковая проекция первого прототипа.

Чертежи второго прототипа.

Раскапотированная силовая установка второго прототипа — два 12-цилиндровых мотора М-103 мощностью по 960 л.с. и соосный шестилопастный винт.

Кабина экипажа крупным планом. В центре — открытая крышка бомбового отсека.

Загрузка 100-килограмовой бомбы в бомбовый отсек с помощью навесного подъемного крана. Справа — выпущенные закрылки Фаулера на первом прототипе.

Хвостовое оперение, оборонительный пулемет ШКАС и основная стойка шасси второго прототипа.
|
|
</> |
ТОП-7 лучших таск-менеджеров для маркетологов — рейтинг 2025-2026 года
Русские изобрели космический паровоз, но пока не пиарят об этом!
Изгнание духов вчера и сегодня
12.11.2025 Битва за Покровск — на Добропольском выступе противник сосредоточил
В Германии мигрант выкинул друга из окна, а затем изнасиловал на глазах у
Есть вопрос: можно ли в России официально жить в палатке, автодоме или кемпинге?
Здоровый дух требует...
Глобальное соревнование
Герцог и герцогиня Браганса с наследником посетили Бангладеш

