SpaceShipTwo - какие перспективы у кареты-тыквы для космической Золушки?

...Как пилотируемой: две миссии Dragon-2 SpaceX к МКС (крайне важные в технологическом, экономическом и психологическом плане)...
...Так и беспилотной:
- отправка американского ровера Perseverance к Марсу,
- отправка китайского ровера Тяньвэнь-1 к Марсу,
- миссия китайского ровера Чанъэ-5 на Луне с планируемой доставкой грунта с Луны на Землю,
- выполненная миссия японского многофункционального корабля Хаябуса-2 по доставке грунта с астероида Рюгу на Землю (миссия крайне удачная и крайне важная в технологическом плане, причем она дополнена - Хаябуса-2 продолжает работу).
Но сейчас речь пойдет о пилотируемых кораблях программы SpaceShipTwo*, проект - Scaled Composites, строительство - Spaceship Company, эксплуатация - Virgin Galactic. Вот так выглядит удачный суборбитальный полет такого корабля:
Вчерашняя миссия, впрочем, не относится к числу удачных**
"...первый за два года полёт космоплана VSS Unity с работающим двигателем. Сегодня это, наконец, произошло, но компания Ричарда Брэнсона (Richard Branson) была вынуждена прервать этот испытательный полет с космодрома в Нью-Мексико, вернув аппарат домой до того, как он смог достичь космоса...
...Во время полёта двигатель космоплана отключился слишком рано, и двум пилотам пришлось срочно возвращаться на землю. Остановка двигателя была хорошо видна во время прямой трансляции на Twitch, которую проводила NASASpaceflight. На видео запечатлено, как космоплан VSS Unity, как и планировалось, отделился от своего самолёта-носителя в воздухе. Затем он на короткое время включил свой главный двигатель, но огонь буквально через мгновение прекратился. В обычном режиме двигатель космоплана должен оставаться включённым в течение целой минуты, доставляя аппарат на суборбитальную высоту.
Учитывая сегодняшний провал, неизвестно, как будет далее действовать Virgin Galactic. Если бы этот полёт увенчался успехом, Virgin Galactic провела бы ещё один испытательный полет с включённым двигателем, прежде чем господин Брэнсон взлетит в небо. В следующем полёте должны были участвовать два лётчика-испытателя, а также «полная кабина специалистов миссии», согласно заявлению компании. Virgin Galactic уже отправила своего первого тестового пассажира, Бет Мозес (Beth Moses), во второй суборбитальный полёт в феврале 2019 года. Но компании ещё предстоит сделать первый полёт с полной кабиной пассажиров".
Итак - неудача... Хотя, смотря как рассматривать этот полет VSS Unity.
Это в некотором смысле аналог Аполлон-13 (миссия 11 - 17 апреля 1970 года), который из-за аварии не выполнил посадку на Луне, и вынужден был в экстренном режиме возвращаться на Землю, совершив лишь облет Луны по петлеобразной траектории. Аполлон-13 вошел в историю потому, что несмотря на аварию в космосе, все астронавты вернулись домой живыми и практически невредимыми - правда, ценой примерно 100 часов ужаса и неопределенности.
Во вчерашней миссии, VSS Unity, несмотря на аварию двигателя, вернулся на Землю без всякого экстрима, в штатном режиме тяжелого планрера. Это важный и удачный ответ на вечно-акутуальный вопрос: какой будет судьба космического корабля и экипажа, если вдруг посреди полета что-то пойдет не так? В случае кораблей программы SpaceShipTwo текущей серии, как видим, не происходит ничего ужасного - лишь вынужденная посадка, как у авиалайнера с неопаснсными проблемами на маршруте.
А теперь посмотрим на программу SpaceShipTwo с другой стороны.
Большинство персон в космической отрасли не воспринимают программу SpaceShipTwo, как линию астронавтики. Так что команда Scaled Composites - Virgin Galactic предстает чем-то вроде прикольной феи, которая при помощи довольно сильного но сомнительного колдунства, творит карету из тыквы для визита Золушки на королевский бал.
Для настроения - фрагмент в тему о превращении тыквы в карету, из фильма "Cinderella" (Золушка) Кеннета Брана, 2015 год.
В космической отрасли принято считать настоящим проектом лишь тот, который выводит груз на орбиты. Суборбитальные аппараты, соответственно, рассматриваются не как космические корабли, а как прыгающие тыквы...
...Однако, можно взглянуть еще и с гибридной экономико-космической стороны.
- Цена космического тура в самом реалистичном и минималном варианте от SpaceX сейчас определена примерно в 55 миллионов долларов***
- Цена космического тура от Virgin Galactic определена примерно в 250 тысяч долларов.
Вот так. Тыквы - тыквами, но разница цен в 200 раз намекает, что тут есть над чем задуматься.
Кто-то возразит: о каком космосе речь, если достигаемая скорость SpaceShipTwo составляет 1100 метров в секунду а для выхода на орбиту требуется 7900 метров в секунду?
На это есть контр-возражения:
- Во-первых, как показал в 1960-х проект North American X-15 (очень похожий на SpaceShipTwo/SpaceShipTwo по схеме полета) достижение скорости 2000+ метров в секунду не является проблемой при такой схеме.
- Во-вторых, существуют проекты уже именно орбитальных самолетов, прошедшие экспертизу, например HOTOL и Skylon (британской компании Reaction Engines Limited).
Так или иначе, комплекс вопросов освоения космоса начинается с вопрооса цены запуска. А соотношение цен см. выше.
Поэтому, я бы не стал списывать со счетов эти тыквы для космической Золушки. Возможно, на самом деле это будущие заолотые кареты.
...Такие дела...
----------------------
*) О пилотируемых кораблях программы SpaceShipTwo/SpaceShipTwo
http://www.airwar.ru/enc/xplane/spaceshipone.html
http://www.airwar.ru/enc/xplane/spaceshiptwo.html
**) 12.12.2020 Virgin Galactic прервала первый за 2 года суборбитальный полёт из-за отказа двигателя космоплана — пилоты целы
https://3dnews.ru/1027692/virgin-galactic-prervala-perviy-za-2-goda-suborbitalniy-polyot-izza-otkaza-dvigatelya-kosmoplana-piloti-tseli
***) 27 мая 2020 Новая эра. Почему корабль SpaceX полетел в космос, несмотря на коронавирус
https://www.bbc.com/russian/features-52815768
|
</> |