Совпадение?
ihistorian — 17.12.2012 Будет опрос в связи с новым для меня неожиданным фактом по загадке 1937 г.Известно, что историк Ю.Н.Жуков, получив доступ к неким секретным материалам, выступил с версией, что в основе политических процессов 1937-1938 гг. лежит борьба вокруг идеи Сталина демократизацией страны и свободными выборами отстранить от власти старый слой партноменклатуры. Эта партноменклатура полученным правом на чрезвычайные репрессии попыталась будто бы пыталась убрать своих потенциальных конкурентов на выборах. Мне представляется, что Ю.Н.Жуков, нащупав какие-то реальные подводные течения 1937 г., в своих выводах излишне поторопился, к тому же проигнорировав роль и показания Н.Ежова.
Уже первый поверхностный анализ советской прессы показал мне, что Сталин весной 1937 г. пытался инициировать демократизацию политической и общественной жизни страны, очевидно, этой демократизацией расчитывая укрепить свое положение против кого-то. Одновременно в 1937 г. советская пресса стала выкладывать необычно много материалов об улучшении жизни граждан, что просто напоминает современную предвыборную информацию от партии власти. Демонстративно были повышены зарплаты, что также нам напоминает предвыборные жесты современных политиков.
Вместе с тем, представление Ю.Жукова, что партработники испугались альтернативных выборов до того, что им понадобились репрессии, кажется мне оторванной от жизни фантастикой. Не только современная власть умеет использовать административный ресурс, - коммунисты 1930 г. вполне уверенно управляли свободными выборами там, где они всегда были, - в тех же колхозах, например. Более реальным, как я уже отмечал, мне представляется объяснение Н.Ежова: целенаправленная дестабилизация страны методом репрессий под прикрытием обострения внутриполитической борьбы. В самом деле, четырехкратную смену высшего партийного руководства Саратовской области с последующими репрессиями многочисленного местного чиновничества всего лишь за неполные полтора года трудно полагать предвыборными страхами по Ю.Жукову, трудно полагать сменой неугодного Сталину руководства, как это делают либералы-антисталинисты. А вот полагать дестабилизацией ключевой советской области в отношениях с Германией, чьим шпионом будто бы был Ежов — легко.
А теперь новый для меня, но известный краеведам факт из истории Саратова. 13 января 1938 года около часа дня произошел взрыв паровых котлов отопительной системы Крытого рынка Саратова. До 200 граждан было убито и ранено. Даже по современным меркам это масштабная трагедия.
Часто ли взрываются паровые котлы? Часто ли взрываются паровые котлы там, где наиболее сконцентрировано городское население: на главном городском рынке, да не ночью, а в разгар предпраздничной торговли? Но это не то совпадение, о котором я хотел вас сегодня спросить.
13 января 1938 года «Правда» сообщила об открытии 12 января той самой 1-ой Сессии Верховного Совета СССР, которая стала итогом сталинской работы по установлению новой выборной системы, новой Сталинской Конституции, которая должна была впервые легитимизировать сталинскую власть с точки зрения опоры на все население СССР. Но это не то совпадение, о котором я хотел вас сегодня спросить.
Спустя считанные дни состоялся Пленум ЦК ВКП(б), который принял постановление «Об ошибках парторганизаций при исключении коммунистов из партии, о формально-бюрократическом отношении к аппеляциям исключенных из ВКП(б) и о мерах по устранению этих недостатков». Таким образом, Пленум обсудил вопрос о репрессиях против номенклатуры и не мог не обсуждать вопрос о продлении чрезвычайных полномочий Ежова. Повестка дня Пленума, очевидно, была Ежову известна. Нет ничего лучше для продления чрезвычайных полномочий спецслужб, нежели прогремевший накануне терракт. Сегодня нам это тоже неудивительно.
Начальник УНКВД Саратовской области Альберт Робертович Стромин (Геллер), немец из семьи, зачем-то высланной из Германии и приехавшей в Россию накануне Первой мировой войны, лично зачем-то выигравший первые сталинские свободные выборы и бывший в ранге депутата 13 января в Москве на этой самой сессии, был арестован и расстрелян почти одновременно с наркомом НКВД Н.Ежовым.
А теперь вопрос: Саратовский взрыв 13 января 1938 г. накануне Пленума ЦК ВКП(б), рассматривавшего вопрос о репрессиях — это совпадение?
UPD. Несмотря на отрезвляющее постановление Пленума, Н.И.Ежов сохранил свои полномочия и продолжил свои поиски врагов народов, требуя от подчиненных активнее применять незаконные методы дознания.
|
</> |