Советское узбекское фэнтези о подвиге лётчика-подводника в Великую Отечественную
movie_rippers — 05.05.2024
В Советском Союзе было снято огромное количество
художественных фильмов, посвящённых Великой Отечественной войне. Их
качество разнилось от проходных картин, породивших мем «кино и
немцы», до великих шедевров. Столь же сильно различался уровень
реализма событий, показанных в этих фильмах — от практически
документальных историй до развлекательной буффонады комедий «про
войнушку». Но иногда абсолютно нереалистичный и даже заведомо
невозможный сюжет появлялся в фильмах, которые снимались, что
называется, «на серьёзных щах». Об одной из подобных картин и
поговорим сегодня.
Вот он, скромный герой
картины.
Название этого фильма, снятого в 1969 году на студии
«Узбекфильм» режиссёром Загидом Сабитовым (он же был соавтором
сценария), подчёркнуто бесцветное. Фильм называется «Он был не
один». Так могло называться военное кино о ком и о чём угодно — о
разведчике-нелегале, о партизанском связном, да хоть о подростке,
сбрасывавшем с крыши немецкие зажигательные бомбы. Но в данном
случае речь идёт о совсем особом случае. Фильм посвящён подвигу
узбекского лётчика, благодаря феноменальным талантам и везению
проникшего на секретную базу немецких подлодок.
Норвежский пастор в естественной
среде обитания.
Название тем более странное, что в фильме главный герой
действует в одиночку. Иногда ему помогают местные подпольщики, но
попасть вместе с ним на вражеский секретный военный объект они не
могут, там ему приходится действовать в одиночку. Так кто же, по
замыслу создателя фильма, составлял компанию доблестному узбекскому
лётчику Акбару Ибрагимову в тайном логове нацистских подводников?
Должно быть, весь многонациональный советский народ поддерживал его
морально, за отсутствием иных способов помощи умелому
суперагенту.
Советский лётчик успешно вживается
в шкуру испанского подводника.
Но нужно заметить, что никакой разведывательной подготовки,
да и задания на внедрение куда бы то ни было, у Акбара Ибрагимова
изначально не было. Родина его к такому не готовила, ведь никто не
мог заранее предположить, что самолёт, штурманом которого был
Акбар, случайно собьют в районе, где находится секретная база
подлодок. Акбару, после успешного прыжка с парашютом из падающего
самолёта ловко внедрившемуся в опасные подворотни оккупированного
городка на севере Скандинавии, пришлось импровизировать. К счастью,
в тех самых подворотнях ему абсолютно случайно подвернулся субъект
в морском мундире, ростом, весом и даже внешностью похожий на
Акбара как две капли шнапса. Разумеется, советский лётчик не
пренебрёг возможностью приодеться и обзавестись документами
вражеского офицера.
«А ты действительно моряк?»
Самое главное, в чём заключалось везение узбекского лётчика,
раздетый им капитан Фернандо Хименес оказался испанцем. То есть
человеком южным, со смуглым лицом. Поэтому выдавать себя за этого
капитана Акбару оказалось проще простого. Немецкий язык он знал, а
отличить узбекский акцент от испанского неискушённые в лингвистике
нацистские часовые, стерегущие тайную базу, не смогли. Да и
моряки-подводники у немцев не страдали особой подозрительностью,
неумение лётчика ориентироваться в отсеках подлодки и неловкость в
преодолении межотсечных люков почему-то никого не
насторожила.
Советский лётчик не знал, что в
подлодке не курят... или курят?
В остальном Акбар отлично вписался в круг асов Дёница. В
самом деле, моряк, лётчик — какая разница? И там, и там
используется сложная техника, обе стихии отличаются от привычной
земной поверхности… Должно быть, такой логикой пользовался
создатель этого фильма. Для съёмок этого околовоенного фэнтези была
выделена настоящая подлодка С-297 проекта 613, базировавшаяся на
Балтфлоте. Что вполне оправданно, поскольку этот послевоенный
проект создавался с опорой на опыт, полученный при изучении
немецких субмарин «тип XXI», то есть из всех советских подлодок она
больше всего походила на немецкую.
На связи — советская
разведка.
Как ни удивительно, но исторический прототип у главного героя
данной кинокартины имелся. Им был Гальфур Умаканов, поволжский
немец по происхождению, усыновлённый узбекским комиссаром Тахиром
Умакановым. В отличие от героя фильма, его внешность
соответствовала стандарту настоящего арийца. Он стал военным
лётчиком, его самолёт в самом деле потерпел крушение у берегов
Норвегии. В госпитале он заговорил по-немецки, ведь это был его
родной язык, в результате его приняли за немецкого военного,
утратившего свои документы. Гальфур искусно изобразил амнезию и ему
удалось не привлечь к себе пристального внимания нацистских
спецслужб.