Советское и российское кино на НГ

Новый год, ёлка, оливье, мандарины, "Ирония судьбы" и другая
советская классика по всем каналам... Почти тридцать лет как нет
СССР, но всё тянется советская пластинка. Хотя очень даже может
быть, что телевиденье не такой уж показатель, ведь молодёжь смотрит
его не так уж много и потому можно предположить, что все эти
советские паттерны рассчитаны не для них, а для людей за 30? Или
нет? Я проведу небольшой опрос по этому поводу, ну а пока вернусь к
теме.

Тридцать лет не получилось сделать почти ничего настоящего,
того, что можно назвать классикой. Тридцать лет мы продолжаем
пережёвывать, переосмысливать, перекрашивать разными красками
советское наследие. Я вот вспоминаю большевиков - они не были особо
заняты рефлексией над прошлым, они больше вглядывались в будущее. В
одни тридцатые годы было создано столько всякого в науке и
культуре, что сейчас входит в золотой фонд нашего наследия, что
многократно перекрывает всё то, что было создано в последние
тридцать лет - несмотря на тяжелое положение в стране и
нестабильностью международной обстановки, когда в половине стран
европы пришли откровенно фашистские режимы. Фильмы Эйзенштейна до
сих пор изучают на режиссерских факультетах по всему миру. А сейчас
всё достаточно тихо (хотя не очень то тихо, но тихо относительно
того, что творилось в те неспокойные годы), но мы ничего не можем
сделать стоящего. Мы тужимся, пыжимся, пытаясь сделать не хуже, чем
у американцев, только всё равно получается из рук вон плохо -
подделка и суррогат, я про это отдельную статью писал... Пытались
делать ремейки советской классики - невозможно смотреть. Всё чаще
делаем фильмы про советскую эпоху (включая сотни военных фильмов и
сериалов) - отвратительная халтура, прям отдельный жанр -
российское кино про СССР, в котором всё происходит вопреки.
Впрочем, ряд самых кассовых фильмов РФ примерно про это - что у нас
там... Движение вверх? Ирония судьбы продолжение? Т-34?
Я вот подумал, что если сейчас снять классическую гайдаевскую или рязановскую комедию - даже по тому же сценарию, слово в слово! - не будет никакого эффекта, всё будет смотреться пошло, фальшиво и гадко. У людей лица сейчас другие, нельзя их в тот сценарий пускать! И мир сейчас другой, в нынешнем мире таких служебных романов или приключений Шурика не может быть даже в фильмах. Сейчас люди не то, что там. Мы сейчас циничные, встревоженные, прожженные. В лучшем случае - страдающие невротики и нелепые фрики, в худшем - расчётливые подлецы или безбашенные отморозки. Поэтому лучшие российские фильмы - это фильмы про страдающих невротиков, безбашенных отморозков, нелепых фриков и про расчётливых подлецов, а так же про комбинацию этих милых типажей. Один из лучших режиссёров постсоветской России - Алексей Балабанов - не зря снимал свои фильмы практически только про них. И он делал это достаточно честно - в отличие от плеяды бездарей, у которых отморозок вдруг превращается в милого парня, а подлец внезапно проявляет глубокую порядочность без веских на то причин.

У людей из советских фильмов лица не такие. Простодушные,
спокойные, наивные. Смотришь на верзилу из "Напарника", который по
стройке за Шуриком гонялся - не страшный совсем верзила, очень
милый и смешной. Обращаю внимание, что актёр, его сыгравший -
Алексей Смирнов - человек, прошедший всю войну, видевший кровь,
смерть и бог его знает, что ещё, получивший несколько наград за
боевые заслуги и личное мужество. Ну и сам Шурик - посмотрите на
его очаровательные ужимки с Лидочкой - как всё это нелепо, наивно,
несовременно, по-детски - но в это веришь, потому что он вполне
вписывается в такое ребячество, которое у него, однако, гармонично
соседствует с усердием в учёбе, ведь он, говоря современным языком,
ботаник. Современные ботаники так себя с девушками не ведут и на
стройках не подрабатывают, потому что дрочат на порно и презирают
физический труд, а ещё они трусливы до подлости и отвратительно
высокомерны в глубине души. И обвинять-то их в этом нельзя - не
виноваты же они в том, что живут в мире, в котором ботаник
формируется обычно таким, а не как Шурик. Есть такой замечательный,
почти гениальный российский фильм - "Шапито шоу" называется, всем
рекомендую. Редкий пример действительно хорошего и чисто
российского фильма. Вот там был показан современный ботаник с
говорящим никнеймом "киберстранник". И ещё один - сын режиссёра из
третьей части. Вот современные ботаники в которых веришь.
Страдающие невротики и странные фрики - точнее, два в одном. Фильм
фарсовый, очень постмодернистский - хорошие российские фильмы,
наверное, могут быть только такими... Уж не потому ли, что жизнь
сейчас фарс и постмодерн? А ведь хочется чего-то настоящего,
подлинного, с искренней верой в хорошее...


Вам понятно, почему по ТВ на новогодние праздники показывают только советские фильмы?
Б. Мединский,
06.01.2020
|
</> |