Советский живописец А. И. Лактионов

29 мая в 1910 году родился Александр Иванович Лактионов, русский советский живописец и график. Народный художник РСФСР, академик АХ СССР, Лауреат Государственной премии.

Выходец из семьи заводского кузнеца и прачки-надомницы, Александр в 19 лет освоил ремесло каменщика, работал чертёжником. Учился в Ленинградской Академии художеств у И.И. Бродского, затем в аспирантуре этой академии у И.Э. Грабаря. Среди его наставников особое влияние на молодого художника оказал именно Бродский, которому Лактионова рекомендовали М.В. Нестеров и И.Э. Грабарь.
Следуя девизу Бродского «Ближе к натуре!», он не только осваивал
приёмы современной ему живописи, но и специально изучал технику
письма старых мастеров.
Преподавал в институте живописи, скульптуры и архитектуры в
Ленинграде (1936-1944).

В начале 1944 года, после эвакуации, Лактионов с семьей и перебрался в подмосковный городок Загорск.
Вскоре он заключил договор на написание картины, отсылающей нас к сюжету жизни в тылу во время Великой Отечественной войны. Даже историю придумал - люди с фронта ждут письмо, получают, радуются, читают. Несколько раз он начинал писать этот сюжет, но все не складывалось. И мастер был недоволен.
И вот однажды, выйдя на улицу, он увидел солдата, который,
ковыляя, опираясь на палку, шел по улице Загорска. По всему было
видно, что местность ему не знакома и пришел он сюда по какому-то
поручению. Солдат, завидев Лактионова, остановился, достал бумажку
с адресом, и спросил, как найти такой-то дом.
Художник предложил его провести. Пока шли, завязался разговор - о
жизни на фронте, о приближающейся Победе и о том, что солдат несёт
семье своего друга хорошее письмо.
Лактионов довёл чужака до ворот и увидел, как тот вошёл в дом, как
сбежались родные его друга, как доставали письмо, читали, боялись
пропустить даже слово.

В голове художника наконец-то родилась та самая картина. Однако, теперь ее нужно было написать. Поскольку Александр Иванович был человеком основательным, на работу над полотном ушло два года. Писал он не по памяти, а нашел людей, которые выступили моделями.
У солдата, доставившего письмо, появилось лицо художника Владимира Нифонтова, друга Лактионова. Он тоже прошел войну, был десантником, и когда надевал форму, имел такой бравый вид, что грех было его не нарисовать.
Правда, перебинтованная рука и палка, на которую опирается герой
"Письма с фронта" - это уже художественный
вымысел.
Женщина, которая держит конверт - родная тетка Лактионова, Евдокия
Никифоровна. Есть на картине и дети художника. Сын Серёжа - он стал
мальчиком, который читает письмо (тогда ему было семь лет), и дочка
Света - девочка, которая стоит, держась за дверь и внимательно
слушает брата. Самый солнечный персонаж картины - девушка с красной
повязкой - соседка Лактионовых. Она с удовольствием позировала и
эта ее радость передается зрителю.
Впрочем, счастья в картине хоть отбавляй. Здесь много солнца, много
тепла, и, глядя на эту работу, понимаешь, что даже в самые трудные
времена иногда случаются незабываемые минуты.


Известные произведения живописеца: «Портрет О.Н.
Лактионовой», портреты актёров МХАТа В.И. Качалова, О.Л.
Книппер-Чеховой, «Портрет академика И.П. Бардина» (1952, Донецкий
художественный музей), «Портрет космонавта В.М. Комарова» (1967,
Третьяковская галерея); «Курсанты выпускают стенную газету» (1938),
«Натюрморт. Игрушки» (1949), «Девушка за вышиваньем», «В новую
квартиру» (1952, Донецкий художественный музей), «Обеспеченная
старость» (1958-1960).
Скончался Александр Иванович Лактионов 15 марта 1972 года в Москве,
похоронен на Новодевичьем кладбище.
Самого художника не забывают: одни его горячо почитают, другие
убеждённо не приемлют. В настоящее время некоторые работы А.И.
Лактионова экспонируются в музее Гуггенхайма.