Посвящается памяти Бориса Кустодиева русского художника-портретиста

топ 100 блогов all_collector26.05.2024

Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани, где его отец преподавал в духовной семинарии. Еще в детском возрасте в 1887 году, побывав на выставке художников-передвижников, Борис твердо решает посвятить свою жизнь изобразительному искусству.

Посвящается памяти Бориса Кустодиева русского художника-портретиста [email protected]" alt="Автопортрет у окна Борис Михайлович Кустодиев , 1899, 55×37 см, Местонахождение: Пермская государственная художественная галерея, Пермь" title="Автопортрет у окна Борис Михайлович Кустодиев , 1899, 55×37 см, Местонахождение: Пермская государственная художественная галерея, Пермь" fetchpriority="high" />
Автопортрет у окна Борис Михайлович Кустодиев , 1899, 55×37 см, Местонахождение: Пермская государственная художественная галерея, Пермь
Посвящается памяти Бориса Кустодиева русского художника-портретиста

По окончании духовной семинарии Борис Кустодиев поступает в 1896 году в Высшее художественное училище при Академии художеств (Санкт-Петербург).

 Здесь он обучается в мастерской Ильи Ефимовича Репина, пишет много портретов и картин с натуры.

В 1901 году Илья Репин приглашает талантливого ученика для совместной работы над картиной «Заседание Государственного Совета». После этого, Борис Кустодиев, живший в Санкт-Петербурге и Москве, регулярно путешествует по провинции. Особенно любил посещать города и села на Верхней Волге. Именно здесь он черпал вдохновение и находил типажи для своих работ, так называемой, «волжской серии».

«Гулянье на Волге» (1909, Русский музей, Санкт-Петербург,
«Гулянье на Волге» (1909, Русский музей, Санкт-Петербург,

Как раз находясь в поисках натуры в Костромской губернии, Кустодиев познакомился там со своей будущей женой — Юлией Евстафьевной Прошинской, с которой обвенчался в Петербурге в 1903 году.

Марка СССР 1978-03-03 из серии
Марка СССР 1978-03-03 из серии "100-летие со дня рождения Б.М.Кустодиева" №Mi:SU 4698, Sn:SU 4640, Yt:SU 4458, Sg:SU 4740, Zag:SU 4748 , 4коп. на марке картина "Праздник в деревне"

 Позднее художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.

Осенью 1903 года Кустодиев окончил учебный курс с золотой медалью, за картину «На базаре» получил звание художника и право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. 

В декабре того же года он вместе с женой приехал в Париж, затем побывал в Германии, Италии, Испании, изучал и копировал работы старых мастеров, учился в студии Рене Менара.

«Масленица» (1916, Русский музей, Санкт-Петербург
«Масленица» (1916, Русский музей, Санкт-Петербург

Через полгода Кустодиев вернулся в Россию и работал в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». 

В 1907 году он стал членом Союза русских художников, в 1909 году – академиком живописи, а с 1912 года – членом Совета Академии художеств. Как и многие художники рубежа веков, Кустодиев работал и в театре. Декорации в исполнении художника были красочны, близки к его жанровой картине.

Марка СССР 1978-03-03 из серии
Марка СССР 1978-03-03 из серии "100-летие со дня рождения Б.М.Кустодиева" №Mi:SU 4699, Sn:SU 4641, Yt:SU 4459, Sg:SU 4741, Zag:SU 4749, 6коп. на марке картина "Масленица"

 Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—1920 годах оперных спектаклей «Царская невеста», «Снегурочка», «Вражья сила», «Блоха» и других.

В 1916 году Кустодиев в результате паралича становится инвалидом, но, несмотря на это, продолжает много работать. Он успешно сочетал работу живописца с книжной иллюстрацией, литографией, скульптурой, сценографией.

 После 1917 года участвовал в оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции, рисовал плакаты, лубки и картины на революционную тематику.

картмаксимом КМ СССР Живопись Кустодиева. 100 лет. СГ Москва 1978 с картиной
картмаксимом КМ СССР Живопись Кустодиева. 100 лет. СГ Москва 1978 с картиной "Большевик" Б.М. Кустодиева, Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1920 году известный русский художник Борис Кустодиев закончил работу над аллегорической картиной Большевик.

Она изображает гигантскую фигуру мужика, держащего в своих руках бесконечный развевающийся красный флаг и идущего по заполненной толпой улице.

Большевик большими шагами направляется в сторону храма, а его флаг закрывает собой крест на голубой маковке. Большевик, идущий на храм, скорее всего служит аллегорией на начинавшуюся борьбу советской власти против религии.

Большевик Борис Михайлович Кустодиев, 1920, 101×140.5 см Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Большевик Борис Михайлович Кустодиев, 1920, 101×140.5 см Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Его знаменитый "Большевик" по своей героической приподнятости и великолепной символике неповторим и, пожалуй, является одним из лучших пластических воплощений революции за все прошедшие годы.

"Большевик" – картина, украшающая сегодня экспозицию Третьяковской галереи. Одно из самых первых и, пожалуй, самых лучших полотен, рисующих нового хозяина Руси – народ, свершивший Великий Октябрь.

Умер Борис Кустодиев 26 мая 1927 года в собственной мастерской в Ленинграде (сегодня – Санкт-Петербург).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мне нравится заходить в лифт, когда в нем около пяти или шести человек, вставать лицом к ним и говорить: «Я думаю, вы все задаетесь вопросом, зачем я позвал вас сюда сегодня». ...
Из раздела "возвращаяь к напечатанному" Скажите, у Вас возникало когда-нибудь желание построить пирамиду? Вот так вот - с утреца пораньше встать и начать…Такую, чтобы была видна из Китая? Ну ладно, хотя бы из Жмеринки? А выкопать море? Исключительно для того, чтобы потомки гордились. ...
Продолжаем живописную прогулку до водопада. 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 Водопад Рисйокский (Красивый) 12 13 Возвращаемся обратно. 14 15 16 17 Продолжение ...
Когда государство имеет выбор - взять за задницу десяток разжиревших пидарасов, создавших финансовую пирамиду, или поставить под удар доходы ВСЕХ граждан, то никто даже не задумывается, как же правильно поступить. Платите лохи. Да, я тоже лох если ...
Рабочие места работяг напоминают не кухню, а заводские помещения. Вокруг хаос: сахар и мука валяются на полу в рваных пакетах, мусор и грязь повсюду, а бисквиты лежат на столах. Самая жесть — бананы для кексов. Кондитерский дом сотрудничает с крупными сетями, такими как «Перекресток» ...