Посвящается памяти Бориса Кустодиева русского художника-портретиста
all_collector — 26.05.2024Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани, где его отец преподавал в духовной семинарии. Еще в детском возрасте в 1887 году, побывав на выставке художников-передвижников, Борис твердо решает посвятить свою жизнь изобразительному искусству.
По окончании духовной семинарии Борис Кустодиев поступает в 1896 году в Высшее художественное училище при Академии художеств (Санкт-Петербург).
Здесь он обучается в мастерской Ильи Ефимовича Репина, пишет много портретов и картин с натуры.
В 1901 году Илья Репин приглашает талантливого ученика для совместной работы над картиной «Заседание Государственного Совета». После этого, Борис Кустодиев, живший в Санкт-Петербурге и Москве, регулярно путешествует по провинции. Особенно любил посещать города и села на Верхней Волге. Именно здесь он черпал вдохновение и находил типажи для своих работ, так называемой, «волжской серии».
Как раз находясь в поисках натуры в Костромской губернии, Кустодиев познакомился там со своей будущей женой — Юлией Евстафьевной Прошинской, с которой обвенчался в Петербурге в 1903 году.
Позднее художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.
Осенью 1903 года Кустодиев окончил учебный курс с золотой медалью, за картину «На базаре» получил звание художника и право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России.
В декабре того же года он вместе с женой приехал в Париж, затем побывал в Германии, Италии, Испании, изучал и копировал работы старых мастеров, учился в студии Рене Менара.
Через полгода Кустодиев вернулся в Россию и работал в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники».
В 1907 году он стал членом Союза русских художников, в 1909 году – академиком живописи, а с 1912 года – членом Совета Академии художеств. Как и многие художники рубежа веков, Кустодиев работал и в театре. Декорации в исполнении художника были красочны, близки к его жанровой картине.
Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—1920 годах оперных спектаклей «Царская невеста», «Снегурочка», «Вражья сила», «Блоха» и других.
В 1916 году Кустодиев в результате паралича становится инвалидом, но, несмотря на это, продолжает много работать. Он успешно сочетал работу живописца с книжной иллюстрацией, литографией, скульптурой, сценографией.
После 1917 года участвовал в оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции, рисовал плакаты, лубки и картины на революционную тематику.
В 1920 году известный русский художник Борис Кустодиев закончил работу над аллегорической картиной Большевик.
Она изображает гигантскую фигуру мужика, держащего в своих руках бесконечный развевающийся красный флаг и идущего по заполненной толпой улице.
Большевик большими шагами направляется в сторону храма, а его флаг закрывает собой крест на голубой маковке. Большевик, идущий на храм, скорее всего служит аллегорией на начинавшуюся борьбу советской власти против религии.
Его знаменитый "Большевик" по своей героической
приподнятости и великолепной символике неповторим и, пожалуй,
является одним из лучших пластических воплощений революции за все
прошедшие годы.
"Большевик" – картина, украшающая сегодня
экспозицию Третьяковской галереи. Одно из самых первых и, пожалуй,
самых лучших полотен, рисующих нового хозяина Руси – народ,
свершивший Великий Октябрь.
Умер Борис Кустодиев 26 мая 1927 года в собственной мастерской в Ленинграде (сегодня – Санкт-Петербург).