рейтинг блогов

Советские самолеты в Великой Отечественной войне 1945 ч.II

топ 100 блогов volynko12.05.2021

Продолжаю обзор самолётов из серии «Советские самолеты в Великой Отечественной войне» посвященной Советской авиации —  с самолетами участвовавшими  в Великой Отечественной войне, которые изображены  на марках этой серии. Начало смотрите Советские самолеты в Великой Отечественной войне 1945

Як-9 Если Як-1 был первым, во многом «сырым» истребителем КБ Яковлева, то Як-9 конструкторы разрабатывали, имея за плечами серьезный опыт создания боевых машин. Этот Як стал настоящим самолетом Победы! 

марка СССР 1945-08-19 серии «Советские самолеты в Великой Отечественной войне», Истребитель ЯК-9, номер по каталогу:№ 995 , Mi:SU 979, Sn:SU 994, Yt:SU PA89, Sg:SU 1131, AFA:SU 993, Zag:SU 904, номинал — 1 руб.
марка СССР 1945-08-19 серии «Советские самолеты в Великой Отечественной войне», Истребитель ЯК-9, номер по каталогу:№ 995 , Mi:SU 979, Sn:SU 994, Yt:SU PA89, Sg:SU 1131, AFA:SU 993, Zag:SU 904, номинал — 1 руб.

Советские асы за штурвалом нового истребителя заставляли немецких летчиков серьезно понервничать. Одну из модификаций — Як-9У, отличавшуюся мощным вооружением, пилоты «ласково» прозвали «Убийцей».

.Як-9 — это третий по счету после Як-1 и Як-7 основной тип истребителя семейства «Як» периода Великой Отечественной войны
.Як-9 — это третий по счету после Як-1 и Як-7 основной тип истребителя семейства «Як» периода Великой Отечественной войны

Уже в 1942 году на вооружение наших ВВС начал поступать Як-9. Новая советская машина обладала высокой маневренностью, позволяющей вести динамичный бой вблизи противника на низких и средних высотах.Именно Як-9 оказался самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны. Производился он с 1942 по 1948 год, всего было построено почти 17 тысяч самолетов.

 В середине 1944 года самолетов Як-9, Як-9Т и Як-9Д в сумме было больше всех других находившихся на вооружении истребителей вместе взятых и они в большой мере заменили Як-1 и Як-7Б на основных фронтах.
В середине 1944 года самолетов Як-9, Як-9Т и Як-9Д в сумме было больше всех других находившихся на вооружении истребителей вместе взятых и они в большой мере заменили Як-1 и Як-7Б на основных фронтах.

В качестве главного оружия для него была избрана пушка НС-37 А.Э. Нудельмана и А.С. Суранова длиной 3400 мм и весом 150 кг. НС-37 с одного попадания могла уничтожить не только Bf-109, но и FW-190. Кроме того, на Як-9Т устанавливался один синхронный пулемет УБ калибром 12,7 мм. Як-9Т успешно применялся для борьбы  как с истребителями, так и бомбардировщиками врага.

Выпуск Як-9 на заводе № 153 достигал 20 самолетов в день.
Выпуск Як-9 на заводе № 153 достигал 20 самолетов в день.

А вот возможности Як-9Т в маневренном бою с немецкими истребителями Иван Кожемяко оценивал весьма критически: «Як-9Т по сравнению с Як-1 - перетяжеленный. Вот именно из-за этой 37-мм пушки. Воздушный бой я бы на Як-9Т вести не хотел. На мой взгляд, у этого истребителя резко усилили ударные возможности за счет снижения возможностей в маневренном бою. Як-9Т - это ударный самолет-охотник и истребитель «непосредственного сопровождения», но никак не истребитель для маневренного боя. В качестве истребителя «маневренного боя» он непрактичен. Вот как ударный самолет он достоин похвалы. Тремя снарядами танк поджигал».

Снижение маневренных возможностей Як-9Т было, видимо, неизбежной ценой за огневую мощь его пушки…

Як-9Т - взамен пушки ШВАК установлена 37-мм пушка НС-37 (боекомплект 30 снарядов). Синхронный пулемет БС (боекомплект 200 патронов) сохранен. Из-за большей длины орудия кабина летчика сдвинута на 0,4 м назад. Прототип испытывался с января 1943 г. Серийно строился заводом № 153 с марта 1943 г. по июнь 1945 г., всего изготовлено 2748 самолетов.
Як-9Т - взамен пушки ШВАК установлена 37-мм пушка НС-37 (боекомплект 30 снарядов). Синхронный пулемет БС (боекомплект 200 патронов) сохранен. Из-за большей длины орудия кабина летчика сдвинута на 0,4 м назад. Прототип испытывался с января 1943 г. Серийно строился заводом № 153 с марта 1943 г. по июнь 1945 г., всего изготовлено 2748 самолетов.
марка СССР 1945-08-19 серии «Советские самолеты в Великой Отечественной войне», Истребитель ЛА-7, номер по каталогу:№ 993 ,Mi:SU 972, Sn:SU 998, Yt:SU PA88, Sg:SU 1125, AFA:SU 992, Zag:SU 903 , номинал — 1 руб.
марка СССР 1945-08-19 серии «Советские самолеты в Великой Отечественной войне», Истребитель ЛА-7, номер по каталогу:№ 993 ,Mi:SU 972, Sn:SU 998, Yt:SU PA88, Sg:SU 1125, AFA:SU 992, Zag:SU 903 , номинал — 1 руб.

Ла-7 Легендарный «Лавочкин» стал настоящей рабочей лошадкой советской авиации: именно этот самолет пользовался наибольшей популярностью среди советских асов — самых результативных пилотов отечественной авиации. На Ла-7 сражались Иван Кожедуб, Николай Гулаев, Кирилл Евстигнеев — список можно продолжать очень долго! 

Самолет Ла-7, обладавший отличной маневренностью, высокой скоростью и сильным вооружением, как нельзя лучше соответствовал формуле А.И. Покрышкина: "Скорость - маневр - огонь". 

Ла-7 показал себя как современный скоростной маневренный истребитель, способный прикрывать действия наземных войск и бомбардировочной авиации, сопровождать штурмовую авиацию, осуществлять свободную охоту и воздушную разведку, расчищать воздух от самолетов противника, прикрывать аэродромы.
Ла-7 показал себя как современный скоростной маневренный истребитель, способный прикрывать действия наземных войск и бомбардировочной авиации, сопровождать штурмовую авиацию, осуществлять свободную охоту и воздушную разведку, расчищать воздух от самолетов противника, прикрывать аэродромы.

Войсковые испытания Ла-7 проходили с 15 сентября по 15 октября 1944 года во время Рижской операции Прибалтийского фронта в 63-м Гвардейском Вильненском ИАП. Полк имел 28 серийных Ла-7 производства московского завода No. 381 (52-й и 53-й серий), выпущенных в июне-августе 1944 года, и два самолета завода No. 21 (во время испытании оба вышли из строя, один из них - в бою).

На Ла-7 И.Н.Кожедубу удалось первым из советских летчиков сбить реактивный истребитель Ме-262
На Ла-7 И.Н.Кожедубу удалось первым из советских летчиков сбить реактивный истребитель Ме-262

Из 116 групповых вылетов пилоты Ла-7 в 47 случаях встречались с группами самолетов противника. Общее число встреченных самолетов - 268, из них FW-190 - 254, Ме-109С, - десять, Me-110 - один, FW-189 - три. В 39 случаях встречи сопровождались боями.

За месяц полк сбил 55 самолетов противника (52 FW-190 и три Me-109G), потеряв восемь Ла-7, из них в бою - четыре и трех летчиков. Все не боевые потерн были связаны с отказом моторов: одна - при пробном вылете, а три - в полетах на боевые задания.

Высокие летные данные Ла-7 позволяют ему занимать выгодные позиции в воздушном бою
Высокие летные данные Ла-7 позволяют ему занимать выгодные позиции в воздушном бою

Улучшение летно-технических данных Ла-7 по сравнению с Ла-5 несколько изменило тактику наших истребителей над полем боя. У сковывающей группы отпала необходимость находиться с большим превышением над ударной, так как Ла-7, в случае необходимости, быстро успевал набрать высоту и занять выгодную позицию. По этой причине во всех случаях патрулирования при обнаружении самолетов противника, независимо от их числа, Ла-7 немедленно принимали бой.

Прицел для бомбометания ПБП-1Б в кабине Ла-7
Прицел для бомбометания ПБП-1Б в кабине Ла-7

Когда начались споры о лучшем истребителе В трои мировой воины, сказать трудно, но истина в них так и не родилась. Из отечественных истребителей на роль самого лучшего претендуют Як-3 и Ла-7. Можно привести массу сравнений, в том числе и результаты "воздушных боев", проведенных летчиками-испытателями в мирном небе Подмосковья, но самыми ценными, на мой взгляд, являются свидетельства фронтовых летчиков. Слово - бывшему командиру 303-й АД генерал-майору Г.Н.Захаров

 Кабина пилота Ла-7
Кабина пилота Ла-7
Отношение к самолету, всегда очень субъективно. Поэтому ничего удивительного не будет в том, если многие мои друзья, бывшие летчики-истребители, найдут мою оценку Як-3 завышенной. Летчики 139-го гвардейскою полка, летавшие в ту пору на самолетах Як-9У, признавали достоинства Як-3, но вовсе не считали их абсолютными. Во всяком случае, многие находили, что мощный мотор Як-9У и его пушка стоят легкости и маневренности Як-3. Ну, а патриоты "Лавочкина", в особенности последних его модификаций - Ла-7 и Ла-9, - нигде и никогда не согласятся с тем, что "Лавочкин" в чем-то уступал "Яку". Тут все дело в личных привязанностях летчика, порой даже в характере самою летчика...

- пишет Георгий Нефедович,

марка СССР 1945-08-19 серии «Советские самолеты в Великой Отечественной войне», Бомбардировщик ПО-2, номер по каталогу:№ 996 Mi:SU 973, Sn:SU 999, Yt:SU PA87, Sg:SU 1128, AFA:SU 988, Zag:SU 902, номинал — 1 руб.
марка СССР 1945-08-19 серии «Советские самолеты в Великой Отечественной войне», Бомбардировщик ПО-2, номер по каталогу:№ 996 Mi:SU 973, Sn:SU 999, Yt:SU PA87, Sg:SU 1128, AFA:SU 988, Zag:SU 902, номинал — 1 руб.

Использовать ПР-2 (У-2) во время войны в качестве ночного бомбардировщика начали отнюдь не «от хорошей жизни». Тогда в строю были и другие гражданские самолеты, а У-2 использовался на фронтах как связной и грузовой, медицинский самолет. На самолет был установлен пулемет, некоторая защита в виде тонких стальных листов под кабиной.

Город Горький (ныне Нижний Новгород). Горьковский аэроклуб. В полете учебно-тренировочные самолеты У-2. 1940 год.
Город Горький (ныне Нижний Новгород). Горьковский аэроклуб. В полете учебно-тренировочные самолеты У-2. 1940 год.

Самолет использовался для так называемых «беспокоящих налетов» ночью. Пилоты приглушали двигатель и подходили к цели на малой высоте, сбрасывая бомбы с максимальной точностью. При этом машина могла идти с минимальной скоростью, почти касаясь колесами верхушек деревьев. Обнаружить У-2 поднятым по тревоге истребителям было крайне сложно, а еще сложнее было сбить его. Нередко пытаясь зайти в хвост поликарповской машине, пилот люфтваффе врезался в землю.

Летчицы герои Советского Союза — Руфина Гашева (слева) и Наталья Меклин
Летчицы герои Советского Союза — Руфина Гашева (слева) и Наталья Меклин

Но это вовсе не означает, что воевать на биплане 1926 года против самой хорошо вооруженной армии мира было безопасно. Так, самый известный 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк, который был полностью женским, 1 августа 1943 года понес серьезные потери. Они были связаны с тем, что на фронте появились ночные истребители Bf.110

За годы войны 24 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза.
За годы войны 24 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза.

Идея формирования полностью женского летного полка долго не воспринималась всерьез, хотя в предвоенные годы профессия летчицы была популярна и многие девчонки осваивали управление самолетом. Разрешение на формирование полка дал Иосиф Сталин после того, как к нему с личной просьбой обратилась Марина Раскова, старший лейтенант госбезопасности. Полная решимости, она уверила Народного Комиссара, что женщины могут летать не хуже мужчин и справятся с любой боевой задачей.

женский авиаполк
женский авиаполк

Важно помнить, что женский авиаполк был всего лишь одним из десятков, укомплектованных У-2. Тысячи советских пилотов каждую ночь, рискуя жизнью бомбили вражеские позиции. Эти налеты оказывали сильное психологическое воздействие противника: тихий стрекот мотора в ночи не давал расслабиться и деморализовал солдат вермахта.

Летный состав полка
Летный состав полка

Существует мнение, что из-за этого немцы стали называть летчиц «Ночными ведьмами», причем так считали и они сами. В частности, книга начальника штаба полка Ирины Ракобольской и летчицы, героя Советского Союза Натальи Кравцовой носит название «Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков». 

Экипаж Тани Макаровой и Веры Белик. Погибли в 1944 году в Польше.
Экипаж Тани Макаровой и Веры Белик. Погибли в 1944 году в Польше.

В воспоминаниях Ганса Ульриха Руделя есть упоминание осколочно-фугасных бомб, которые «сеяли страх и панику среди пехоты», из-за чего ночные бомбардировщики прозвали «секретным оружием русских» и «ведьмами, сеющими смерть». 

Всего за время войны гвардии капитан Долина произвела 72 успешных боевых вылета, сбросила на объекты противника 45 тонн бомб, и сбила 3 самолета противника.
Всего за время войны гвардии капитан Долина произвела 72 успешных боевых вылета, сбросила на объекты противника 45 тонн бомб, и сбила 3 самолета противника.
Советский учебно-тренировочный самолет ПО-2, использованный для выполнения боевых задач во время Второй мировой войны, экспонат Московского музея оружия на Поклонной горе. © IgorSinitsyn, imageBROKER.com, Globallookpress
Советский учебно-тренировочный самолет ПО-2, использованный для выполнения боевых задач во время Второй мировой войны, экспонат Московского музея оружия на Поклонной горе. © IgorSinitsyn, imageBROKER.com, Globallookpress

На счету их полка более 23 тысяч боевых вылетов и почти 5 тысяч сброшенных бомб.

9 сентября 2020 года во время авиашоу в Пльзене (Пльзень) © iroslavChaloupka, CTK, Globallookpress
9 сентября 2020 года во время авиашоу в Пльзене (Пльзень) © iroslavChaloupka, CTK, Globallookpress

Источник:  rosuchebnik.ru, laspace.ru, tvzvezda.ru, airwar.ru, post1.su

Статья проиллюстрирована изображениями картинок из Интернета. 

В статье использованы марки из коллекции volynko 

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Вот так теперь еще и недели нет с брэкзита и вот так теперь выглядит дорога к моему дому. Проехать на Z4 по ней невозможно! То есть мое право на свободное перемещение уже пошло по пизде! ...
В   последнее время   стала   все чаще   встречаться   с очень странными   походами в   восптании детей . . Взрослые    боятся   испортить любовью   ребенка, призывают не баловать , создавать   трудности для закалки ...
 Прихожу на этой неделе утром в офис, а у меня под окном горелых 6 трупов %) хорошо хоть догодался на ночь окошко закрыть ...
Кто бы мог подумать, что загрязненная хлором российская нефть не просто выведет трубопровод “Дружба” из строя на долгие месяцы, нанеся урон РФ, исчисляемый уже миллиардами долларов, но и спровоцирует, так сказать, глобальную пандемию “заражения” российского сырья хлором. Дело в ...
А как вы относитесь к пробникам косметики, которые прикладывают к покупке в магазинах косметики? Как у вас это происходит? У нас, ничего не спрашивая, просто вкладывают что-то в пакет, а потом я достаю оттуда пробник крема от глубоких морщин, вчера достала брошюру с информацией о ...