Советские самолеты в Великой Отечественной войне 1945
volynko — 11.05.2021В августе 1945 года выходит серия «Советские самолеты в Великой Отечественной войне» посвященная Советской авиации — с самолетами участвовавшими в Великой Отечественной войне, на марках изображены самолеты участвовавшие в боевых вылетах 1941-1945г.г.
К началу войны советская авиация имела на вооружении множество типов боевых самолетов. В 1940-м и первой половине 1941-го в войска поступило почти 2,8 тыс. современных машин: Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2.
Также имелись истребители И-15 бис, И-16 и И-153, бомбардировщики ТБ-3, ДБ-3, СБ (АНТ-40), многоцелевые Р-5 и У-2 (По-2).
Пе-2 Свой вклад в разгром гитлеровской Германии внесли и пикирующие бомбардировщики Пе-2, которые стали самыми массовыми самолетами бомбардировочного класса в СССР. Цельнометаллические, шустрые и маневренные, эти крылатые машины стали настоящей бедой для немецких наземных сил — точность бомбовых ударов оказывалась крайне высокой, а благодаря высокой скорости Пе-2 советские асы-бомбардировщики уходили от атак немецкой истребительной авиации. Жолудев, Анпилов, Долина и ещё множество пилотов за штурвалом своих любимых «пешек» — так ласково прозвали они Пе-2
Штурмовик Ил-2
Бронированный Ил-2 — самый массовый боевой самолет в истории. Всего было выпущено более 36 тыс. машин. Его называли "летающим танком", руководство вермахта — "черной смертью" и "железным Густавом". Немецкие летчики прозвали Ил-2 "бетонным самолетом" за его высокую боевую живучесть.
«Сделать бы манёвр, но маневрировать нам противопоказано, — вспоминал А. Н. Ефимов свой разведывательный полет на Ил-2, — не получатся фотографии. Так и летим в море огня. Фотоснимки получились отличные, а на самолете механик насчитал более двухсот больших и малых пробоин».
Ил-4 (ДБ-3) Другой легендарный бомбардировщик советской авиации — Ил-4, тоже хорошо себя зарекомендовал и даже прославился во время бомбардировок Берлина летом-осенью 1941 года.
После начала войны, в августе, командование авиацией советского Балтийского флота разработало план по нанесению бомбовых ударов по немецкой столице. После тщательной разведки ВВС сформировали специальную ударную группу из пятнадцати самолетов Ил-4. В ночь с 7 на 8 августа звено провело бомбардировку Берлина. Нацисты оказались настолько ошарашены, что не смогли вовремя среагировать и сбить советские бомбардировщики силами своих ПВО. Все советские машины в целости вернулись на базу.
Легендарный «Лавочкин» стал настоящей рабочей лошадкой советской авиации: именно этот самолет пользовался наибольшей популярностью среди советских асов — самых результативных пилотов отечественной авиации. На Ла-7 сражались Иван Кожедуб, Ла-5 Николай Гулаев, Кирилл Евстигнеев — список можно продолжать очень долго! На этом самолете летал знаменитый Алексей Маресьев — пилот, из-за ранения лишившийся обеих ног, но оставшийся на службе.
Документальный биографический фильм с игровыми реконструкциями из цикла «Тайны века» посвященный 90-летию генерала-полковника авиации Ивану Никитовичу Кожедубу. Ивана Кожедуб — трижды Герой Советского Союза, лeтчик-ас Великой Отечественной войны. В 23 года он становится одним из самых результативных лeтчиков-истребителей, порой сбивая в день по 2-3 немецких самолeта... Две войны Ивана Кожедуба
Николай Трофимович Китаев — участник Советско-Финской войны 1939 - 1940 годов, произвёл несколько десятков вылетов на штурмовку войск противника.
С ноября 1941 года старший лейтенант Н.Т. Китаев – на фронтах Великой Отечественной войны. По сентябрь 1942 года служил в 25-м ИАП, летал на МиГ-3. С ноября 1942 года по июль 1944 года – в 131-м ИАП (40-м Гвардейском ИАП), летал на ЛаГГ-3 и Ла-5.
К марту 1943 года командир эскадрильи 40-го Гвардейского истребительного авиационного полка
(217-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) Гвардии старший лейтенант Н. Т. Китаев выполнил 183 боевых вылета, в 45 воздушных боях сбил 8 самолётов лично, 8 – в составе группы.
1 мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Одиннадцатого декабря 1942 года в горьковской печати прозвучал призыв-обращение колхозников Чкаловского района к трудящимся Горьковской области о постройке эскадрильи самолетов «Валерий Чкалов». Эта акция получила сильный отклик, и в адрес завода № 21 стали поступать средства, на которые построили свыше 60 истребителей. В итоге задуманная эскадрилья превратилась в полнокровную дивизию.
Як-3 по праву считается одним из самых лучших истребителей за всю Вторую мировую войну.
Интересные факты
На истребителях Як-3 воевала эскадрилья «Нормандия-Неман», состоящая из советских и французских летчиков. После войны летчики вернулись в Париж на своих истребителях, которые советское правительство подарило Франции. Один из них сейчас находится во французском Музее авиации.
На самолетах Як-3 летали опытные летчики специальных групп, которые завоевывали господство в воздухе над важнейшими участками фронта. В частности, для этих целей была создана группа «Меч» 150-го гвардейского ИАП. Самолеты таких групп имели особый окрас, который выделял их из массы других истребителей и психологически воздействовал на противника.
Первые серийные самолеты Як-3 поступили в 91-й истребительный авиационный полк в июле 1944 года. Войсковые испытания проводились с 20 июня по 2 августа 1944 года.
Самолет отлично зарекомендовал себя в схватках с новейшими немецкими истребителями Bf-109G и FW-190А. Примечателен такой факт: в июле 1944 года 18 истребителей Як-3 91-го истребительного полка вступили в бой с 24 немецкими истребителями. Потери противника составили 15 самолетов, в то время как полк потерял только один Як-3.
Источник: rosuchebnik.ru, laspace.ru, tvzvezda.ru
Статья проиллюстрирована изображениями картинок из Интернета.
В статье использованы марки из коллекции volynko