Советские интеллигенты против образованных репатриантов. Часть II. Советская

Продолжение. Начало здесь.
Интеллигенты были сектой. Настоящие интеллигенты, разумеется.

Пару слов об иллюстрации. Район Арабкир — это огромный пояс на холмах в северной части Еревана, где выделили участники для репатриантов. Позже их визуально оградили от официального «лица» столицы, застроив проспекты сталинками. Вот так, гуляешь и сегодня по проспектам Азатуцян или по Комитаса, по Киевян, сворачиваешь во двор и оказываешь вот в такой долине частных домиков. В Арабкире жил и Контураджян. Но вернемся к интеллигентам.
Советский армянский интеллигент. Чем
выделялись? Высшее образование, умение мыслить, гуманистические
ценности. Еще знание иностранных языков — без этого не считалось. А
если совсем по сути выделить этот класс людей, то надо сказать, что
это люди, которые:
а) придерживались на словах и на деле идей гуманизма.
б) остальное неважно.
Да, они все были очень образованы. И постоянно читали, чем-то увлекались, ходили а спектакли. Образованные интеллигенты посвящали себя людям. На основе вот этой идеи гуманизма они могли сблизится с людьми из других кругов. Известная метафора о Ереване шестидесятых — идут по улице три друга, вор в законе, профессор и цеховик.
Но вернемся к интеллигентам. Эти люди были обязаны демонстрировать высшие человеческие ценности: доброту, готовность помочь, возвышенную восторженность.
К сорока годам советский интеллигент делал очень проникновенно-печальное лицо и говорил: «В двадцать лет мы были очень хорошим людьми. А потом мы не потянули. Нас испортила жизнь».
О чем тут речь: идеал, который вбивали им в головы реален только до того возраста или периода в жизни, когда человек не вступил в зону борьбы за ресурсы. Как только человек остается без опеки, за кусок нужно воевать с конкурентами. И как ему это делать, если «хорошему человеку» строго запрещено выражать гнев (разве что в адрес капиталистов), необходимо оправдываться за материальные блага?
Я помню, как одна дама написала, что вот, как прекрасна была
жизнь в СССР, люди были добрее-чище-лучше. Один знакомый дамы купил
японский телевизор и всем говорил, что это подарили родственники
из-за границы. Странно такое читать в наши дни, да? Высоко духовным
поступком дама считала то, что он не сказал что сам купил телевизор
хотя все итак поняли.
Знаете, что в этом эпизоде? Во-первых, я точно предпочитаю жить во времена, когда мне не надо докладывать всему миру что и где я купила.Во-вторых, этот эпизод наглядно показывает, как переворачиваются смыслы.
Они ведь позиционировали СССР как очень духовную страну, возвышающуюся над материальным, правда? А тут получается, что в то духовое время было дофига внимания к японскому телевизору, который не должен иметь такого значения для истинно духовных людей.
Итак. Советском человеку табуировали проявление естественных инстинктов: жизни в адекватных бытовых условиях и конкуренции. Как в любой секте, они были обязаны постоянно общаться друг с другом. Буквально до тошноты. Общество бдило за моральным обликом товарищей и все время это обсуждало. Ну и осуждало. НЕ ЕХАЛ КРЫШЕЙ ТОЛЬКО ТОТ, кто догадывался вести двойную игру. Вот, как тот человек с теликом. Он отлично понимал, что его съедят счастливые обладатели высококачественного советского «Рубина» — просто потому, что у них нет японского телевизора. И вот придумывается вот это «мне родственники подарили» хотя всем понятно что нет, не родственники. И общество одобрительно выдыхает — он не возвысился над нами. А выдается все а обычную скромность.
Бедные но очень гордые, или небедные, но демонстрирующие насильственную скромность граждане очень собой при этом гордились. Они любили с укоризной посмотреть на иного родственника-цеховика, который купил им болезным квартиру: они выше его. Ведь он, вон деньги зарабатывает, какой ужас, а Шуберта не читал. Все кто как-то зарабатывали и не стеснялись выражать готовность к конкуренции или лояльность к материальным благам были «ниже их по уровню».
И тут приехали репатрианты. Они невысокодуховно работали парикмахерами, шили одежду, брались за какие-то прибыльные дела нисколько не стесняясь, что идут работать за деньги. Но обвинить их в «низком уровне» было невозможно: они были порой даже выше. Репатрианты часто знали несколько языков, могли стричь человека и рассуждать о Шекспире, знали этикет и легко обращались со столовыми приборами. Но они не стеснялись ни своего устроенного быта, и готовность работать за деньги, ни того, что экономили — настоящий советский человек не имел права быть «зажимистым».
И у бедного советского человека просто ехала крыша от присутствия рядом живого опровержения всех их ценностей. Они смотрели на тех, кто оставался при манерах и продолжал читать книжки, не стремясь решать кроссворды и вязать кофточки в НИИ с 09.00 до 18.00 за сто рублей. И понимали, что где-то что-то пошло не так. Ведь для советского человека очень важно было работать на «приличной» работе, а не быть каким-то там поваром.