Солидарное общество и миф о необходимости «нового человека». Часть вторая

топ 100 блогов anlazz21.10.2018 Итак, в прошлой части говорилось о том, что для человека разумного (homo sapiens) «нормальным существованием» будет не жизнь в конкурентной среде – когда каждый старается вырвать у другого очередной кусок благ – а проживание в обществе солидарном, основанном на важности каждого члена социума для всех остальных. Более того, именно при подобном типе общественного устройства и прошла большая часть человеческой истории – включая историю «письменную». (В рамках которой подавляющая часть населения существовала в условиях той или иной общины – и лишь ничтожное число представителей «правящих классов» вынуждены были вести «звериную борьбу».) И поэтому аномальным в человеческой жизни является не проявление «солидарных качеств», а, скорее обратный процесс.

Подобная картина, разумеется, полностью противоречит привычным представлениям о человеческом поведении. Однако, к счастью, существует практически «лабораторный» эксперимент, который подтверждает указанное представление – показывая, насколько ошибочной является обыденная картина мире. Речь идет о коммунах великого советского педагога Антона Семеновича Макаренко. Коммунах, которые, как минимум, полностью переворачивают привычные представления о педагогике – и могли бы считаться революцией в данной области, если бы смогли бы стать общепринятым явлением. Однако это не произошло – о том, почему это случилось, будет сказано несколько ниже – однако даже в том «локальном» виде, в котором «макаренковская педагогика» осталась в истории, она все равно выглядит, как нечто, противоположное привычным педагогическим представлениям.

Ведь как, собственно, рассуждали педагоги во времена Антона Семеновича? А очень просто: человек по своей природе склонен к деструктивным действиям – и лишь силой своей воли или, что вероятнее, неких внешних запретов, он способен подавить подобное влечение и заняться чем-то полезным. Ну, а ребенок – то есть, не до конца сформировавшийся человек – своей силы воли, разумеется, не имеет, и может выполнять полезные действия лишь в той мере, в которое его способен направлять воспитатель. Собственно, это положение было альфой и омегой «педагогической науки» с древнейших времен – и единственное разногласие состояло в том, как конкретно должно было выполняться указанное «направление». Скажем, педагоги «старой школы на первое место ставили пресловутое «силовое давление» - вплоть до телесных наказаний, видящихся ими, как нечто совершенно разумное. (Разумеется, к началу XX века битие, как таковое, уже считалось архаичным – в ходу были более «мягкие» формы принуждения – но сути это не меняло.)

Однако уже в предреволюционное время актуальной стала, казалось бы, противоположная идея о том, что воспитатель должен не наказывать – а, скорее поощрять и увлекать детей. В послереволюционный же период она стала основной – и именно к этому гуманистическому направлению педагогики, судя по всему и Макаренко в момент открытия своей первой коммуны. (Той, что станет «Колонией имени Горького».) Правда, для распространения «поощрительной и увлекательной» педагогической системы в это время были очень серьезные препятствия – банально не было средств. Или, точнее, средств НЕ БЫЛО (никаких вообще) – поскольку страна только-только выходила из Гражданской войны и существовала, по сути, на границе бедности и нищеты. Поэтому дефицитом было все – начиная с хлеба и заканчивая гвоздями. (А о тех же учебных пособиях было вообще смешно.) Ну, а самое главное – не хватало людей. Тех самых педагогов, которые было бы способны увлекать и направлять воспитанников.

* * *

В подобных условиях надеяться на хороший результат было бы смешно – как пишет сам Антон Семенович, на начальном этапе становления своей коммуны он вообще не знал, что делать. И единственное, что остановило его от идеи бросить работу – так это высокий гуманизм педагога, и убежденность его в том, что начатое дело надо доводить до конца. (Последнее – ИМХО, вообще, одно из важнейших качеств, отличавших людей «эпохи большого прорыва» от наших современников, постоянно сомневающихся во всем, и кидающихся из одного дела в другое.) В любом случае, вероятность «провала эксперимента» у Макаренко была очень и очень велика – он просто не знал, что нужно делать для того, чтобы «завлечь и направить» своих воспитанников. Однако случилось по другому –в процессе поиска способов взаимодействия с «контингентом» (опять-таки, потрясающая упертость в достижении своих целей) Макаренко сумел найти способы не просто снижения уровня их деструктивности, но буквального «обращения» ее в свою противоположность. Благодаря чему бывшие малолетние бандиты, воры, попрошайки и проститутки не просто оказались способными социализироваться в производящем обществе – но и стали наставниками для вновь прибывающих «коммунаров». (Таким образом, удалось преодолеть самый главный, «человеческий» дефицит.)

И ключевым моментом тут стал труд. Вернее сказать – не сам труд, а очевидное стремление человека к труду, к изменению окружающей реальности по своему разумению. Собственно, именно этот момент, замеченный Макаренко еще в самом начале деятельности – когда новоиспеченные колонисты занялись обустройством своей территории – и возведенный им в главный педагогический принцип, и позволил совершить то, что с т.з. «классической педагогики» казалось невозможным. А именно – обеспечить «преобразование» деструктивных человеческих типов в конструктивные практически «автоматически». Без того самого пресловутого «давления и направления» воспитателей, которое даже для «гуманистов» казалось неизбежным. Поскольку в ходе существования коммуны выяснилось, что имея возможность проявлять конструктивные свои качества (трудиться), воспитанники легко отбрасывали все прежние «блатные» представления – настолько более «приятным» для них оказывалось новое, конструктивное поведение. (Самый забавный вариант этого описан в «Педагогической поэме» - когда говориться о том, какой интерес вызвало в «Колонии имени Горького» разведение свиней. В результате чего подростки, еще недавно придерживающиеся «блатных представлений» о том, что любой труд есть низкое занятие, просто повалили в свинарник, осаждая его в плане желания поработать.)

На основании этого самого «внутреннего» -т.е., не связанного с внешним (пускай даже и «гуманным») давлением – стремления к неотчужденному (что важно) труду, по сути, и выстраивается вся система «макаренковской педагогики». Именно отсюда происходят и «отряды» (которые на деле представляют собой «минимально возможные коллективы», необходимые для активной деятельности), и институт командиров, и разного рода коллективные действия – парады, праздники и т.д. Все это замыкается на обеспечение трудового процесса – который становится жизненно необходимым для коммунаров. Наконец, сюда же «подвязывается» и учеба – которая, во-первых, обретает определенную связь с реальностью. (Показывать подросткам важность математики или биологии на примере приложения их к реальным процессам работы оказывается много проще, нежели опираясь на «утверждения авторитетов».) А, во-вторых, понимание важности организованных, запланированных действий – которыми только и можно достичь результата – на порядки повышает дисциплинированность и во время учебы.

* * *

В общем, оказывается, что господствовавшая долгое время уверенность в том, что будучи предоставленными «самим себе» (т.е., лишенные «мудрых наставников»), люди будут с большей вероятностью избирать путь деструкции, путь утилизации (воровства, грабежа, попрошайничества), в данном случае оказалась ошибочной. Еще ярче подобный момент проявился во время «слияния» уже сформировавшейся «Колонии имени Горького» с деградировавшей Куряжской колонией. Данный процесс даже самим Макаренко изначально рассматривался, как катастрофа. Поскольку Куряж был не просто рассадником разложения, где верховодили открытые уголовники – уже не раз помянутая «гуманистическая педагогика», которой придерживалось руководство данной организации, тут оказалась провальной хотя бы из-за полного отсутствия подходящего персонала – но и банально крупнее макаренковской организации. Однако в итоге все пошло совершенно противоположно ожиданиям – а именно, уже в первые месяцы «совместного существования» «макаренковцы» буквально «переформатировали» куряжцев, превратив их в полноценных членов своей коммуны.

На самом деле, конечно, пересказывать все действия великого педагога, которые он прекрасно описал в своих произведениях: «Педагогической поэме», «Марше 30 года», «Флаги на башнях» и т.д. - нет особого смысла. Тем более, что речь тут идет не столько о данной педагогической системе, сколько о том, как кардинально она опровергла все привычные представления о «человеческой природе». И одновременно – показала: что же реально заставляет эту самую «природу» проявляться, почему в действительности человек ведет себя полностью противоположным своей внутренней потребности. На самом деле этот момент – чуть ли не более важный, нежели «позитивный результат» деятельности великого педагога. По крайней мере, именно он определил впоследствии неудачу внедрения «макаренковских методов» в жизнь.

Речь идет, разумеется, о том, что описанный труд должен быть обязательно неотчужденным. То есть – каждый участник трудового процесса должен был не просто видеть результат, но и понимать, зачем данный результат нужен ему. Кстати, именно поэтому Макаренко всегда был против «труда ради труда» - который иногда утверждали «чистые гуманисты» - и всегда требовал устройства для своих подопечных реального производства. С реальным зарплатами – поскольку, несмотря на свою коммунистическую сущность, указанные организации существовали в мире с товарно-денежными отношениями, в рамках которой «работа бесплатно» была невозможно. (Вот на начальном этапе в «Колонии имени Горького» было натуральное хозяйство – но при возрастании сложности производства существовать в его рамках было нельзя.)

* * *

Собственно, именно указанная «двойственность» макаренковских огранизаций – которые одновременно рассматривались и как «педагогические учреждения», и как производственные предприятия – и стали главной причиной его перманентного конфликта с «педагогическим сообществом». (Завершившимся, в конечном итоге, увольнением Антона Семеновича.) И одновременно – причиной, по которой «макаренковский опыт» так и остался нетиражируемым – несмотря на неоднократные попытки это сделать. (Хотя сам Макаренко смог, например, после «удаления» из «Колонии имени Горького» заново выстроить свою «Коммуну имени Дзержинского». Т.е., показать неуникальность и возможность копирования данного опыта.) Тем не менее, в рамках сложившейся системы советского народного хозяйства ожидать того, что кто-то еще раз «рискнет» - то есть, решится на создание педагогической организации в рамках «серьезной» производственной системы – было смешно. (Так как санкционироваться это должно было «с самого верха» - в рамках «чистой педагогики» подобное сделать было невозможно.)

Поэтому все формально правильные попытки «ввести труд в воспитание», неоднократно предпринимаемые в советское время, заканчивались даже не пшиком – а полностью противоположным результатом. Т.е., привитием школьникам крайней ненависти к данному занятию: а что сделаешь, если речь идет или о совершенно формальном действии, не имеющем особого смысла. (Скажем, разного рода работа на «пришкольном участке».) Или о выполнении совершенно отчужденных мероприятий в рамках «настоящей» производственной системы. (Скажем, пресловутый «выезд на картошку», или попытки ввести в школьную программу «производительный труд», предпринимаемые в 1980 годы.) Поскольку, по сути, и то, и другое было полной противоположностью системе, открытой Макаренко – несмотря на то, что позиционировалось именно, как «макаренковская педагогика». (Кстати, тут можно сказать, что одновременно с этой «глобальной неудачей» иногда встречались и «локальные успехи» - когда дети сознательно занимались трудовой деятельностью безо всякого принуждения. Это часто происходило в системе т.н. «дополнительного образования» - где можно было заниматься созданием чего-либо «конкретного», осязаемого. Причем, так же, как и у Макаренко, тут привлекательным могли быть и довольно «неприятные» занятия – вроде облагораживания территории, уборки и т.д. – главное, чтобы они были бы связаны с будущими результатами.)

То есть – если вернуться к исходной теме нашего разговора – то можно прекрасно увидеть, в чем же реально состоит причина известного «отвращения к труду», да и к любой другой методической деятельности. А связана она с тем, что реально отрицательную реакцию вызывает именно отчуждение – т.е. тот факт, что реально под видом труда, т.е. сознательного изменения реальности – тут преподносится совершенно иное явление. А именно – то, что можно назвать «работой», т.е., предоставление своих способностей (физических и умственных) в пользование некоей иной силе. (Которая, по сути, и реализует трудовой процесс, воплощая свои планы в жизнь.) Наверное, не надо говорить, что для разумного существа это состояние есть самое неприятное, что только может быть – поскольку тем самым это самое разумное существо низводится до роли «говорящего орудия», до тупой исполнительной системы. Разумеется, понятно, что такой расчеловечивающий «труд» вызывает лишь отвращение. (А предложить чего-либо другого нынешняя экономико-социальная система, как правило, не в состоянии.)

Ну, и разумеется, что все это вызывает к жизни целую систему «избегания» подобного состояния. Причем, с самого начала подобная система является именно «антитрудовой» - так как возможностей для занятия неотчужденным трудом в классовом обществе нет, а отчужденный, как уже говорилось, вызывает у человеческого разума отвращение. (Переходящее в уже описанные психические расстройства.) Поэтому она выступает однозначно деструктивной – усиливая подобным образом общее состояние деструкции в обществе. Таковой оказывается плата за высокий уровень развития производительных сил, характерный для классового устройства. То есть, приходится выбирать: или расчеловечивающая работа – или открытая деструкция в плане попытки жить за счет общества.

* * *

В общем, возникает ложная дилемма: или быть «рабочим скотом», или быть «хищным зверем» - хотя в любом случае все это будет лишь «эмуляцией». Поскольку человек остается человеком даже тогда, когда он пытается изобразить что-то «нечеловеческое». И при любой возможности выхода за пределы указанного «выбора» он делает это с превеликим удовольствием – в полной противоположности всем обыденным представлениям…


Солидарное общество и миф о необходимости «нового человека». Часть вторая

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Абсолютная неадекватность Иски пассажиров, пострадавших от задержек рейсов, порой поражают их полной оторванностью от реальности 2011-04-07 / Павел Викторович Данилин - политолог, шеф-редактор kreml.org. На фоне позитивного разрешения проблем этих ...
(Насчёт стамбульских договорённостей между РФ и Украиной, предъявленных Путины делегации африканских государств) Насчет самого " Стамбула" подозрения у меня окрепли к концу 2022 года и факт практически завершённых переговоров меня не удивил. Понравилось оформление. Через Африку. ...
Вот жеж я хренею в этом Гондурасе... Помню, в конце прошлого века и раньше было очень забавно троллить старичьё из КПРФ, поставив им вот это: Они охали и стонали: "Ах, наша песня!" Чем слушали, говорите? А вот и я бы хотел знать. Жопой, видимо. Наткнулся тут на вопли нынешних ...
Кто теперь увидит наш Минск, нашу страну? Французская Air France, финская Finnair, польская LOT, нидерландская KLM (Королевская авиационная компания), латвийская Air Baltic, венгерская Wizzair, немецкая Lufthansa и ее дочерняя компания Austrian Airlines, а также British Airways, ...
Хорошо известно, что культивирование наркосодержащих растений и грибов запрещено в силу того, что вещества из них опасны для здоровья. А почему не запрещено выращивание мухоморов, поганок, болиголова, цикуты, разведение рыбы Фугу? Ведь они более ...