Соль сОли...

=
Книга венесуэльского писателя Мигеля Отеро Сильвы « И стал тот
камень Христом».
По жанру это роман, по поджанру он является беллетризированной
биографией Иисуса Христа.
Что нового по сравнению с древним законом внес Иисус в человеческие
отношения?
Иисус не отвергал Древний Закон, более того, он хотел сохранить
его.
- Я пришел не упразднить, а исполнить.
« Никто, - замечал Иисус,- испив старого вина, не захочет нового,
ибо говорит – старое лучше.» Но если книжники часто прибавляли к
Закону сотни мелочных правил, то Иисус возвращал Ветхий Завет к его
истокам, к десяти заповедям Синая, то есть переносил значение из
сферы церемоний, обрядов в область духовно – нравственную.
Если закон воспрещал убийство, то Иисус призывал изгонять из сердца
ненависть, корень преступления.
Если закон требовал соблюдения клятвы, то Иисус вообще считает ее
излишней: « Да будет слово ваше « да- да», « нет-нет», а что сверх
того- от лукавого».
Закон считает ближним только соплеменника и единоверца. Но Христос
не ограничивает это понятие столь узкими пределами. Когда один
книжник спросил его – кто мой ближний? – вместо ответа он рассказал
об иудее, который попал однажды в руки грабителей. Ослабев от ран,
лежал он на дороге и с горечью видел, как священник и храмовый
служитель равнодушно прошли мимо него. Меньше всего ожидал он
сочувствия от самаритянина, ехавшего вслед за ним. Мог ли этот
иноплеменник оказаться лучше жреца и левита? Однако тот остановился
и, не спрашивая ни о чем, помог пострадавшему: перевязал раны,
довез на своем муле до гостиницы и заплатил за него вперед.
« Кто из них троих оказался ближним попавшему в руки разбойников?»-
спросил Иисус у книжника. Он заставил его самого прийти к мысли,
что ближним может быть любой человек. Неприятие чужаков, в какие бы
одежды оно ни рядилось, есть инстинкт, который преодолевается
людьми с трудом. Евангелие же призывает бороться с национальной
исключительностью.
Иисус решительно объявил устаревшим деление пищи на чистую и
нечистую. Нечистыми могут быть только мысли, побуждения, поступки
людей.
…не то, что входит в уста человека,
оскверняет человека, а то,
что исходит из уст его…
« Вас учили, что древним повелевалось: жизнь за жизнь, око за око,
зуб за зуб, ожог за ожог. рана за рану… А я говорю вам: никогда не
отвечайте злом на злодейство. Обуздать себя при чьей либо попытке
унизить тебя не означает уступить или сдаться, а означает, что ты
поступаешь как человек, который не хочет уподобляться тем, кто
унижает себе подобных тысячи лет. Помните, что Отец небесный
повелевает всходить солнцу и над злыми, и над добрыми и посылает
дождь и на праведных и на неправедных. Я пришел заново вылепить
человека посредством любви и потому говорю вам: всякий раз нам надо
ломать собственную природу, когда нам будут нашептывать, чтобы мы
закрыли перед любовью двери» ( М.О. С.)
«Не судите, да не судимы будете» - одна из самых привлекательных
заповедей Иисуса. Однажды в Иерусалиме, когда он сидел на паперти у
дверей храма, к нему подошли книжники и фарисеи, силой таща за
собой женщину. Ее на рассвете застали в постели с мужчиной, который
не приходился ей мужем, и они выволокли ее на улицу, чтобы забить
камнями. Они сказали Иисусу: « Эта женщина убежала из дома,
предалась блуду с иноземцем, стонала от блаженства и плотского
ублаготворения под римским солдатом, которого раньше и в глаза не
видела. Мы должны побить ее камнями, а ты что скажешь?»
Иисус молчал, сидя на паперти, и выводил на камнях какие-то знаки
своим ясеневым посохом.
Фарисеи и книжники, тая желание получить такой ответ, чтобы можно
было потом настряпать извет в Синедрион, повторили свой вопрос : «
Моисеев закон велит насмерть побивать камнями за прелюбодеяние, а
ты что скажешь?».
Иисус, наконец, встал, посмотрел им прямо в лицо и сказал: « Кто из
вас без греха- пусть первый бросит в нее камень.»
Лицедеи переглянулись: каждый из них хорошо знал грехи другого.
Сначала стали уходить старики. А потом ушли и другие. Иисус остался
один на один с женщиной, изменившей мужу. Тогда он обратился к ней:
« Где же твои обвинители? Видишь, никто не посмел осудить тебя.» «
Никто, господи»,- ответила женщина со слезами. « И я не осуждаю
тебя. Иди - и впредь не греши».
Еще в самом начале своего служения Христос утвердил новое отношение
к женщине. Для Сократа, например, женщина была лишь тупым,
назойливым существом, а Будда не разрешал своим последователям даже
смотреть на женщину. В дохристианском мире женщины часто оставались
лишь молчаливыми рабынями, жизнь которых была ограничена
изнурительным трудом и домашними заботами. Не случайно в одной из
иудейских молитв были слова: « Благодарю тебя, Боже, что не создал
меня женщиной…» Христос возвращает женщине отнятое у нее
человеческое достоинство и право иметь духовные запросы. « А я вам
говорю, женщина и мужчина - одна плоть. Бог при сотворении мира
создал человека мужчиной и женщиной, а то, что бог сотворил, нельзя
изменить и превратить мужчину в хозяина, а женщину в его
собственность». Его ученики были страшно поражены тем, что не им, а
простой женщине, к тому же еретичке ( самарянке) и блуднице он
впервые прямо сказал о себе как о Мессии и посвятил ее в сущность
религии духа. Поучительно, что даже противники Иисуса, хотя и
видели его в окружении женщин, не осмеливались клеветать на него.
Это одна из поразительных черт евангельской истории.
Какая же из заповедей Иисуса является самой трудной для исполнения?
Думается, что это заповедь о любви к своим врагам, так как людям
свойственно ненавидеть своих врагов. Иисус учит, что следует
бороться с мстительным чувством, более того, надо научиться желать
добра своим обидчикам. Это высший подвиг и проявление подлинной
силы, та захватывающая дух высота, куда зовет Сам Творец.
Так в толковании Ветхого Завета проступали контуры нового. В свете
Евангелия бледнели и теряли значение старые правила и обряды.
« Никто, - говорил Иисус,- не ставит заплату из новой ткани на
ветхой одежде. Пришитый кусок ее разорвет, и дыра будет хуже. И не
наливают вино молодое в мехи ветхие, иначе прорываются мехи, и вино
вытекает, и мехи пропадают, но наливают вино молодое в мехи новые,
и сохраняется и то, и другое». Иисус не лишает религию формы, но
всегда указывает на первенство любви, веры, внутреннего духовного
устроения.
Писатель подчеркивает , что евангелие разрушило преграды, издавна
разделявшие людей.. Тем, кто соблюдал обряды Закона и кто не знал
их, иудеям и чужеземцам , мужчинам и женщинам – каждому он
открывало дорогу в царство Христово, где становилась второстепенной
принадлежность к нации, сословию, полу, возрасту.
Созерцая это чудо, апостол Павел восклицал: « Здесь нет эллина и
иудея, нет обрезания и необрезания, варвара, скифа, раба,
свободного, но все и во всех- Христос!».
|
</> |