Социально-политическая феноменологическая теория глупости: обзор наследия
alex_rozoff — 04.03.2024 "Времена, когда людям можно было что угодно растолковать при помощи слов - прошли" (Дитрих Бонхёффер)Письмо "О глупости" пастора Дитриха Бонхёффера написано около 80 лет назад - однако его актуальность сейчас, быть может, даже выше чем тогда.
[цитирую выборочно] ...глупость представляется скорее социологической, чем психологической проблемой. Она не что иное, как реакция личности на воздействие исторических обстоятельств, побочное психологическое явление в определенной системе внешних отношений. При внимательном рассмотрении оказывается, что любое мощное усиление внешней власти (будь то политической или религиозной) поражает значительную часть людей глупостью. Создается впечатление, что это прямо-таки социологический и психологический закон. Власть одних нуждается в глупости других.
Процесс заключается не во внезапной деградации или отмирании некоторых (скажем, интеллектуальных) человеческих задатков, а в том, что личность, подавленная зрелищем всесокрушающей власти, лишается внутренней самостоятельности и (более или менее бессознательно) отрекается от поиска собственной позиции в создающейся ситуации. Глупость часто сопровождается упрямством, но это не должно вводить в заблуждение относительно ее несамостоятельности. Общаясь с таким человеком, просто-таки чувствуешь, что говоришь не с ним самим, не с его личностью, а с овладевшими им лозунгами и призывами. Он находится под заклятьем, он ослеплен, он поруган и осквернен в своей собственной сущности. Став теперь безвольным орудием, глупец способен на любое зло и вместе с тем не в силах распознать его как зло...
Именно здесь становится совершенно ясно, что преодолеть глупость можно не актом поучения, а только актом освобождения. При этом однако, следует признать, что подлинное внутреннее освобождение в подавляющем большинстве случаев становится возможным только тогда, когда этому предшествует освобождение внешнее; пока этого не произошло, мы должны оставить все попытки воздействовать на глупца убеждением. В этой ситуации вполне очевидна тщетность всех наших усилий постичь, о чем же думает "народ" и почему этот вопрос совершенно излишен по отношению к людям, мыслящим и действующим в сознании собственной ответственности...
Кстати, в этих мыслях о глупости все-таки содержится некоторое утешение: они совершенно не позволяют считать большинство людей глупцами при любых обстоятельствах. В действительности все зависит от того, на что делают ставку правители - на людскую глупость или на внутреннюю самостоятельность и разум людей [конец цитаты]
Комментарий к Бонхёфферу через 60 лет (2004)
Григорий Дашевский: ...глупость - не природный недостаток, а своего рода бессознательный уговор между человеком и сильной властью, сильным давлением на него, что власть оглупляет людей, и люди соглашаются на это оглупление. Это такой способ быть послушным, способ забыть про то, что бы ты самостоятельно думал, знал и видел. Когда ты окажешься внутри вот этой глупости, которая фактически является частью твоих отношений с властью, с тобой уже бессмысленно спорить, тебя бессмысленно переубеждать. Что замечательно для пастора и богослова, каким он был. В конце этого рассуждения он пишет, что, когда человек попал внутрь этой глупости или впустил ее, вот эту глупость, внутрь себя, не внутреннее освобождение его спасет, а только внешнее. Мы привыкли от пасторов, священников и вообще людей, связанных с религией, ждать рекомендаций в любой ситуации: внутренне сам переменись - и все будет неплохо, все в твоих руках. А он говорил ровно наоборот: пока людей не освободить от этой власти, внешнего давления, они останутся глупыми, и разговор с ними будет по-прежнему невозможен.
Комментарий к Бонхёфферу через почти 80 лет (2023)
Джонни Томсон: Глупость, как и зло, не представляет угрозы до тех пор, пока у нее нет власти... Однако проблема глупости в том, что она часто идет рука об руку с властью. Бонхёффер пишет: «При ближайшем рассмотрении становится очевидным, что каждый сильный подъем власти в общественной сфере, будь то политического или религиозного характера, заражает глупостью большую часть человечества».
Это работает в двух направлениях. Первый заключается в том, что глупость не лишает вас права занимать должность или занимать власть. История и политика пестрят примерами того, как глупые поднимались на вершину власти (а умных исключали или убивали). Во-вторых, природа власти требует, чтобы люди отказались от некоторых способностей, необходимых для разумного мышления — таких способностей, как независимость, критическое мышление и рефлексия.
Аргумент Бонхёффера заключается в том, что чем больше человек становится частью истеблишмента, тем меньше он становится личностью. Харизматичный, захватывающий аутсайдер, пышущий умом и здравой политикой, становится имбецилом, как только вступает в должность. Как будто «слоганы, крылатые слова и тому подобное… овладевают им. Он околдован, ослеплен, им злоупотребляют и надругиваются над самим его существом».
Власть превращает людей в автоматы. У умных, критически мыслящих людей теперь есть сценарий для поведения. Они будут задействовать свои улыбки, а не мозги. Когда люди вступают в политическую партию, кажется, что большинство предпочитает следовать ее примеру, а не обдумывать ситуацию. Власть высасывает интеллект из человека, делая его похожим на оживший манекен.
Аргумент Бонхеффера заключается в том, что глупость следует рассматривать как худшее зло. Глупость имеет гораздо больший потенциал для нанесения ущерба нашей жизни. Один властный и могучий идиот может причинить больше вреда, чем банда макиавеллиевских интриганов.
...
...Такие дела...
--------------------------------
1944 О глупости (Дитрих Бонхёффер)
https://www.protestant.ru/news/analitics/review/article/67320
16 мая 2004 Глупость
https://www.svoboda.org/a/24200668.html
18.04.2023 BigThink: «Теория глупости» Бонхеффера: мы должны больше бояться глупых людей, чем злых
https://theidealist.ru/stupidtheory/