рейтинг блогов

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

топ 100 блогов michailov_na14.10.2022

Северный морской музей находится на Красной пристани, про которую я недавно рассказывала. Крутой, понравился очень, чего от себя не ожидала. Как бы тематика совершенно не моя. Небольшой, но выставки интересные. Про поморов, про Петра, про Северный морской путь, про освоение Арктики. Смотрим?

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

2. Интересностей много.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

3. Морские узлы. Пробовала завязать, несколько даже получилось.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

4. Конечно, поморская тема в приоритете. Поморы издавна живут на берегах Белого моря и занимаются рыбным промыслом. Они уникальные мореходы и задолго до европейских первооткрывателей ходили по Ледовитому океану. Карбас — традиционное поморское судно, известное со второй половины XVI века.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

5. Раньшина — промысловое судно поморов XI-XIX веков, приспособленное для ранних весенних промыслов рыбы и морского зверя в тяжёлых ледовых условиях. Яйцевидная форма подводной части корпуса способствовала выдавливанию на поверхность при сжатии льдов. Прямой наклонный форштевень помогал вытаскивать её на лёд. Для сообщения с берегом имелись шлюпки-осиновки.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

6. Вот чёрная лодка это и есть осиновка. Долблёная, изготавливалась из соснового, елового и преимущественно из осинового леса, использовалась для промыслов. А вот рядом, поменьше, лодка-садок для перевозки живой рыбы.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

7. Поморский коч — мореходное парусное судно северных промышленников. Корпус судна противостоял сжатию во льдах.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

8. Слева — поплави рыболовных сетей и кибаса — грузило для невода. Справа — инструменты для вязания сетей. Кстати, посерёдке — это шуйки, были такие у моего папы, сетки вязал всегда сам. Заядлым рыбаком был.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

9. Кухтырь — поплавок рыболовной сети. Видела такой же в музее в Калининградской области. Сохранилось их немного, так что штуковина уникальная.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

10. Вёсла с карбаса, рыболовная сеть и плица — ковш для вычерпывания воды из лодки.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

11. Корзина заплечная для переноски сёмги, 1900.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

12. Снегоступы, первая половина XX века.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

11. Очень много в музее моделей кораблей. Хотелось рассматривать и рассматривать. Покажу некоторые.

Яхта «Святой Пётр», 1693. Первая морская яхта молодого царя Петра I. Построена в Архангельске по царскому указу. Строителями яхты были голландские мастера П.Бас и Г.Янсен, а её украшение изготовил резного дела мастер Ф.Иевлев. Небольшой парусный корабль имел одну мачту с прямым и косым парусами голландского образца, вооружение составляло двенадцать 3-фунтовых пушек. На яхте был впервые поднят российский штандарт. Пётр впервые вышел в море на «Святом Петре» 6 августа 1693 года во время посещения Архангельска. Молодой царь сопровождал уходившие из Архангельска голландские и английские купеческие суда и дошёл с ними до восточных берегов Кольского полуострова. В мае 1694 года он снова приезжает в Архангельск и на яхте совершает плавание на Соловецкие острова, а затем сопровождает очередной караван купеческих судов, уходящий из Архангельска, до мыса Святой Нос.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

12. Фрегат «Святой Илья», 1703. Соломбальская верфь, строитель О.Най. В 1710 году в составе отряда вышел из Архангельска и прибыл в Копенгаген. До 1712 года крейсировал в Северном море и проливе Скагеррак, захватывая шведские каперы и транспорты. 14 августа 1712 года выходил в море под флагом Петра I, находившегося в это время в Копенгагене. А в сентябре разбился в Балтийском море по пути в Ригу.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

13. Гукор «Святой Архангел Михаил», 1727. Судно было построено в Куростровской волости мастером Трофимом Медведевым. Отличалось настолько хорошими мореходными качествами, что поморы прозвали его Чайкой. А принадлежало судно отцу Михаила Васильевича Ломоносова — Василию Дорофеевичу. На нём он перевозил государственные и частные грузы, промышлял морского зверя и треску.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

14. Линейный корабль «Город Архангельск», 1735. Соломбальское адмиралтейство. Артиллерийское вооружение корабля состояло из 54 орудий калибра от 4 до 18 фунтов, расположенных на двух деках. Корабль принимал участие в русско-шведской войне 1741-1743 годов.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

15. Линейный корабль «Азов», 1826. Архангельск, мастер Андрей Курочкин. Имя своё получил в честь победы Петра над турками. Вошёл в состав Балтийского флота и за 5 лет своего существования стал одним из самых прославленных кораблей Русского флота. Славу и Георгиевский флаг ему и его экипажу принесло участие в Наваринском сражении 1827 года, в котором «Азов» одержал победу в бою с пятью турецкими кораблями. 

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

16. Транспортный военный корабль «Двина», 1852. Архангельск. Участник обороны города Петропавловска и полуострова Камчатка во время Крымской войны 1853-1856 годов.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

17. Экспедиционное судно «Святой мученик Фока», 1870. Построено в городе Тенсьберг в Норвегии как трёхмачтовый барк и принадлежало норвежским промышленникам. В 1898 году приобретено мезенскими зверобоями. В 1906 году судно передано Мурманской промысловой экспедиции для исследования перспектив тюленьего и моржового промыслов у западных берегов архипелага Новая Земля и в Карском море. Тогда же оно было переоборудовано в двухмачтовую шхуну с помещениями для команды и учёных, с зоологической и гидрологической лабораториями. На этой шхуне в 1912 году стартовала русская полярная экспедиция под руководством Георгия Седова, которая пыталась достичь Северного полюса.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

18. Ледокольный пароход «Вайгач», 1908. Невский судостроительный завод, в проектировании принимал участие капитан II ранга А.В.Колчак. Весной 1910 года прибыл во Владивосток, затем отправился в картографическую экспедицию к Берингову проливу и мысу Дежнёва, вернувшись к осени обратно во Владивосток. В 1914-1915 годах вместе с транспортом «Таймыр», первым из русских судов, прошёл Северным морским путём из Владивостока в Архангельск. Участвовал в Первой мировой войне.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

19. Ледокольный пароход «А.Сибиряков», 1909. Великобритания. В 1916 году куплен русским правительством для Управления морским транспортом Беломорско-Мурманского района. В 1932 году прошёл по Северному морскому пути с запада на восток за одну навигацию. Участвовал в Великой Отечественной войне, обеспечивал перевозки в Арктическом бассейне. В 1942 году погиб в Карском море в неравном бою с германским тяжёлым крейсером.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

20. Научно-исследовательское судно «Персей», 1916. Построено в Онеге как зверобойная шхуна. В 1922 году судно передано Плавучему морскому научно-исследовательскому институту, где его переоборудовали как научно-исследовательское судно. Всего на «Персее» было осуществлено около ста научно-исследовательских экспедиций. Потоплен немецко-фашистской авиацией в Кольском заливе в 1941 году.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

21. Модели судов посмотрели, теперь можно посмотреть на разные морские приборы, в том числе с совершенно непонятными названиями.

Штурманский стол.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

22. Колокол буксира «Aleida Johanna II», конец XIX века, город Дордрехт, Нидерланды. 

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

23. Лондонский Полярис Хита, 1885-1920, Англия. Навигационный прибор с функциями пеленгатора и кренометра. 

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

24. Бинокль фирмы «Lemaire», конец XIX века, Париж, Франция.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

25. Подзорная труба, конец XIX века.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

26. Корректор курса, XIX век, Великобритания.

Часы с ледокольного парохода «Таймыр», начало XX века.

Дефлектор системы И.П.Колонга — прибор для определения девиации судового компаса, начало XX века. С ледокольного парохода «Вайгач».

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

27. Николай Васильевич Морозов — русский военный гидрограф и исследователь Северного морского пути.

Чайник Н.В.Морозова, начало XX века.

Прибор письменный чернильный, 1930-ые годы. Принадлежал известному гидрографу Арктики Павлу Ивановичу Башмакову.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

28. Контрольный манометр парового котла, XX век.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

29. Рундук морской, XIX век, Россия.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

30. А вот на втором этаже находится выставка, приуроченная к 350-летию Петра нашего Великого. И рассказывает она о первом российском Морском уставе. Был он разработан под руководством и при непосредственном участии самого Петра I, утверждён в качестве закона в январе 1720 года и издан в апреле того же года в Санкт-Петербурге.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

31. Воинский морской приказ был образован в декабре 1698 года указом Петра I. Он ведал плаваниями и боевыми действиями, военными чинами из иностранцев и «всем касавшимся собственно флота», в том числе подготовкой и комплектованием командного состава, поддержанием боевой готовности флота. После принятия в 1720 году Морского устава управление морским флотом было вписано в бюрократическую систему, предписывающую планирование, регламентацию и строгую отчётность. Должности писаря и корабельного комиссара-администратора, отвечающего за состояние провианта, формы и корабельного имущества, были также прописаны в должностном регламенте, определённом Морским уставом.

Чернильница, конец XIX века, Франция. Сургуч для печатей, XX век, Россия. Бумага писчая, 1787, Россия. Очки, XIX век, Россия. Подсвечник, XVIII век, Россия. Бювар для бумаг, начало XX века, Россия.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

32. В XVIII веке тактика морского боя большое внимание уделяет артиллерии — улучшается порох, заряд орудия производится в картузах и патронах, появляются кремниевые замки-воспламенители. Профессия корабельного канонира и констапеля выделяется из команды корабля, требует особой подготовки и опыта. 

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

33. Традиционно у русских моряков главным небесным покровителем являлся Николай Чудотворец. Это один из самых почитаемых святых в русской культуре. В религиозных традициях Русского Севера образу Николая Мирликийского, помощнику мореходов и путников, отводилось особое место. Другим важным небесным заступником русского флота исторически считается Андрей Первозванный. Ещё в 1698 году Петром I была учреждена высшая государственная награда — орден Святого Андрея Первозванного, а позднее был учреждён флаг русского флота — Андреевский, с косым синим крестом. Важнейшие элементы церковного присутствия в морском флоте были заложены и в Морском уставе, одним из соавторов которого являлся соратник Петра Великого архиепископ Феофан Прокопович. Чёткая флотская практика систематизации и упорядочивания всего, безусловно, касалась и церковной жизни. Священнические припасы, богослужебные предметы и облачения комплектовались в строгом соответствии с образцовым табелем, содержащимся в Морском уставе.

На севере диком, церковно-историческая повесть, П.И.Россиев, издание П.П.Сойкина, Санкт-Петербург, 1904. Евангелие, Синодальная типография, Санкт-Петербург, 1872. Подсвечник, Россия, XVIII век. Лампадка, Россия, начало XX века. Икона в окладе Святой Николай Чудотворец, Россия, первая половина XIX века.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

34. Подробный рацион питания на флоте был прописан в Морском уставе и сохранялся на протяжении многих десятилетий. Помимо перечисленных в уставе продуктов на кораблях обязательно были ржаной хлеб, кислая капуста (как один из противоцинготных продуктов) и даже масло. Особенностью являлись 16 чарок вина, входившие в моряцкий продовольственный набор. Питались матросы два раза в день артелями по 7 человек. Этот порядок был заведён для удобства распределения продуктов питания. Ведь сколько требовалось еды семи морякам в день — ровно столько требовалось одному моряку в неделю. Большой проблемой было приготовление на борту корабля горячей пищи. Традиционные каменные печи из-за качки часто разваливались в море. Проблему удалось решить только к концу XVIII века с внедрением металлических печей. Большой объём пива, входящего в состав продуктового набора русского моряка, объясняется просто : вода в условиях долгого плавания быстро портилась. Её и заменял солодовый напиток.

Вилка столовая и нож столовый, Великобритания, вторая половина XIX века. Солоница, Россия, XIX век. Кашник, Россия, вторая половина XIX века. Ковш, Россия, вторая половина XIX века. Бутылка, Россия, XIX век.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей
Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

35. Петром I был введён морской костюм, состоявший из элементов голландской морской одежды — широкополой шляпы, коротких штанов зелёного цвета, чулок, кожаных туфель и куртки из грубой шерсти серого или зелёного цвета. Морская форма со временем претерпевала разительные изменения. В неё постепенно включались новые элементы, а старые уходили в историю. Классический матросский воротник, более кратко — гюйс, не только функциональный, но и символический элемент, свидетельствующий о славной истории русского флота. Форменный воротник сшит из хлопчатобумажной ткани тёмно-синего цвета на подкладке того же цвета. Воротник трансформировался из капюшона и был предназначен для защиты головы моряка от непогоды. Особенное отношение к морской форме как важнейшему элементу флотской жизни было продиктовано не только хозяйственными, но и символическими причинами.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

36. Мода на курение в России традиционно связывается с Петром I. Однако распространение табака началось ещё в XVI веке в Московии благодаря установившимся через Белое море торговым отношениям с Англией. 

Чашки курительных трубок, Западная Европа, XVIII век.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

37. Соломбальская верфь была основана в 1693 году и положила начало государственному судостроению в России. 18 сентября царь Пётр I собственноручно заложил корабль «Св. Апостол Павел». Летом 1702 года Архангельский порт и верфь, строившая военные корабли в основном для Балтийского флота, были расширены. За первую четверть века здесь было построено 126 судов. В 1734-1735 годах при верфи в Соломбале начали работать госпиталь и школа. Особенно отмечались прочность и дешевизна архангельских кораблей. В сентябре 1758 года в Соломбале были спущены на воду самые большие в ту эпоху 80-пушечные линейные корабли «Св. Апостол Андрей Первозванный» и «Св. Климент Папа Римский». В 1764 году под началом П.А.Чаплина для полярной экспедиции В.Я.Чичагова на верфи построили три специальных судна ледового класса. Тогда же был сооружён сухой док. Впоследствии здесь регулярно строились суда для экспедиций в Арктику. В марте 1862 года Архангельский военный порт и Соломбальская верфь были упразднены. За всё время работы здесь было построено около 700 больших и малых судов.

Архангельск. Часть 5. Северный морской музей

Кто дочитал, тот молодец!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Всем привет! Нетривиальная задача: есть барышня, которой несколько месяцев придется потреблять по 50 грамм жира три раза в день. Оптимально - не сладкого и не жареного. Отвыкшая от жирного барышня страдает, меню придумывается плохо. Пока ...
У меня неплохая коллекция фалеристики. Конечно, основная часть это железнодорожные знаки времен СССР, есть и много зарубежных знаков Германия, Чехия. Как нибудь расскажу и покажу. ...
Я - какой-то бракованый потребитель - меня не берет НИЧЕГО. Косметичку читаю как фантастический роман: у всех разгладилось, засияло, где надо - облысело, где надо - выросло шелковистое, поры сузились жопа уменьшилась, бородавки выпали, сискьи стали ...
О мифических персонажах Вообще-то, сегодня большой литературный день! Во-первых, 21 сентября 1937 года вышел не наделавший поначалу большого шума роман Дж. Толкина «Хоббит, или: Туда и обратно» – тот самый, на основе которого Питер Джексон у нас на глазах творит бесконечную сагу. ...
- Ну как вы там? Ужасно? -А... не, норм. Для пятнадцатого века у нас тут все вообще шикарно. Чума есть, но такая... плохонькая. С сарацинами и франками, конечно, воюем - как без ...