Социальный портрет репрессированных
new_rabochy — 19.12.2024Нет, это не про Сталина. Либеразь и её братья-близнецы — блеваки, постоянно завывают, в том числе и в сообществе, про «репрессивный режим» Путина. Поэтому полезно обратиться к фактам:
В России провели специальную перепись осужденных. Она состоялась в декабре 2022 года, но результаты только-только стали известны. А выводы по ним еще предстоит сделать ученым.
Специальные переписи осужденных проводятся регулярно. Они имеют почти столетнюю историю. Первая перепись была проведена в конце 1926 года одновременно с Всесоюзной переписью населения... Затем был сорокалетний перерыв. К проведению переписей вернулись в семидесятые годы прошлого века. С 1970 по 2009 год было проведено еще 7 переписей осужденных, в декабре 2022 года с учетом первой переписи состоялась девятая перепись.
Перепись — это чисто научно-исследовательское мероприятие. Оно позволяет получить углубленную характеристику личности осужденных и информацию о процессах, происходящих при исполнении уголовных наказаний. Перепись — это не анкетирование осужденных. Данные вносятся из приговоров судов, личных дел осужденных, учетов и других документов. Только по трем позициям было рекомендовано при отсутствии данных опросить осужденных, в том числе о наличии трудностей в бытовом и трудовом устройстве после освобождения.
Общее правило заключалось в том, что заносились данные на каждого пятого мужчину и каждую вторую женщину. Но в перепись попали все несовершеннолетние осужденные, осужденные к пожизненному лишению свободы и осужденные, отбывающие лишение свободы в тюрьмах. Результаты переписи даны в обобщенном виде, в процентах, ни одного упоминания о конкретном осужденном в материалах нет, так что закон о персональных данных не нарушен.
За последние двадцать лет численность осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, более чем в три раза сократилась. Изменилось уголовное законодательство, существенно гуманизирована судебная практика. Суды стали значительно меньше приговаривать к лишению свободы за преступления небольшой тяжести и за преступления, совершенные впервые. Поэтому перепись 2022 года зафиксировала преобладание доли осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, среди мужчин она составила 81,5%, среди женщин — 82,0%. Увеличилась доля ранее судимых, у женщин она составила 30, 2%, у мужчин — 52,3%.
Зафиксировано, что среди осужденных мужчин имеют от полного среднего до высшего образования 76,7%, а среди женщин — 75,6%. Наиболее высокий уровень среднего и высшего образования у осужденных за должностные преступления (93,9%), из них 73,8% имеют высшее образование. Низкий — у осужденных за насильственные преступления против личности (69,1%), среди них имеют высшее образование 6,6%. Среди несовершеннолетних осужденных пропорции, конечно, иные, так как они еще только получают это образование.
Показательно то, что среди даже такой категории, как осужденные к пожизненному лишению свободы, доля имеющих от полного среднего до высшего образования составляет 74,8%, а если проследить в динамике, то доля пожизненников с высшим образованием с 1999 года выросла почти в три раза, с 2,2% до 6,3%.
Большинство осужденных мужчин (68,2%) и женщин (69,6%) в местах лишения свободы не состояло в зарегистрированном браке. Из числа тех, кто состоял в браке, он распался у 28,6% осужденных мужчин и у 37,2% осужденных женщин. Кроме того, перепись зафиксировала, что осужденные мужчины во время отбывания лишения свободы почти в два раза чаще вступают в брак, чем женщины. Не исчезли в России женщины, вступающие в зарегистрированный брак с приговоренными к пожизненному лишению свободы (1,8%).
Перепись зафиксировала снижение доли осужденных, пользовавшихся длительными и краткосрочными свиданиями, но зато более чем четырехкратное увеличение интенсивности легальных телефонных переговоров осужденных.
Сведения об отсутствии жилья у осужденных разнятся в зависимости от их категории. Так, среди осужденных за насильственные преступления против личности не имеют жилья 6,3%, а среди осужденных за преступления в сфере экономической деятельности — 5,0%. Если же оценить вопрос ожидания трудностей в трудоустройстве после освобождения в гендерном аспекте, то не ожидают встретить трудностей 60,9% женщин и 61,0% мужчин. Остальные либо ожидают такие трудности, либо затруднились с ответом. Данные цифры могут со временем изменяться в ту или иную сторону, но не столь значительно. Поэтому можно констатировать, что наблюдаемое в последнее время внимание государства на оказание содействия бывшим осужденным в трудовом, бытовом и ином социальном обустройстве вполне обоснованно.
Главный вывод: меняется состав осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы. С одной стороны, возрастает доля осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, с другой — качественно меняется характеристика осужденных. К лицам, ранее традиционно находящимся в местах лишения свободы за убийства, изнасилования, кражи и грабежи, добавились осужденные за распространение наркотиков. Возросла доля осужденных за должностные, в том числе коррупционные преступления.
...как нам представляется, было бы оптимальным ввести для некоторых категорий осужденных отбывание наказания в отдельных колониях.
Так, следовало бы отделить от основной массы «тюремного населения» осужденных за должностные преступления и преступления в сфере экономической деятельности (предпринимательская преступность). Никто не предлагает сделать для них «пионерские лагеря» с льготными условиями, ограничения и режим должны быть одинаковыми с другими исправительными учреждениями. Отдельное отбывание наказания должно предупредить практику сращивания общеуголовной и «беловоротничковой» (экономической) преступности, когда на выходе из мест лишения свободы создаются преступные организации с достаточным капиталом и уголовными методами решения проблем.
По этим же основаниям отдельно могли бы отбывать наказание осужденные за террористические преступления, особенно идеологи, пропагандисты и агитаторы терроризма.
|
</> |