Собянину это не уничтожить
nasedkin — 06.11.2023Во всяком случае, очень хочется на это надеяться. Как вы знаете, я неоднократно писал о возмутительных вещах, творимых приезжими столичными эффективными менеджерами в моём родном городе. Когда на месте разрушенных особняков, усадеб и иных архитектурных памятников вдруг вырастает нечто куда более выгодное для удовлетворения материального спроса.
Но есть в Москве среди прочего удивительный объект, который (я надеюсь) останется в ценности и сохранности. Это дом-усадьба купца Николая Дмитриевича Стахеева на Новой Басманной улице, построенный в 1898 году архитектором М.Ф. Бугровским. Благодаря проекту "Усадебный экспресс", основанному Вадимом Разумовым (автором блога "Летопись русской усадьбы"), мне удалось побывать внутри этого грандиозного особняка. Но для начала немного истории.
Уровень благотворительности в России к концу XIX века, благодаря купцам, был таким же, как в крупнейших странах Европы. На память сразу приходят фамилии Морозовых, Мамонтовых, Демидовых, Рябушинских, Второвых, Солдатенковых, Щукиных, Перловых, хотя их было намного больше. Купцы Первой гильдии Стахеевы происходили из Елабуги. Появление этого купеческого рода относят ко временам Петра Первого, когда предки Стахеевых перебрались из Великого Новгорода на вольные камские земли. Они владели собственным флотом, а к началу XX века вошли в крупнейший концерн Путилова-Стахеева-Батолина, который объединил прибыльные предприятия почти во всех отраслях промышленности. Неудивительно, что Николай Дмитриевич Стахеев – наследник пятимиллионного состояния, перебравшись в Москву, решил вложить деньги в покупку особняков и доходных домов на самых оживлённых улицах города. Среди них дом на Мясницкой улице с книжным магазином, на месте которого теперь "Библио-Глобус", дом на Тверской и дом в Лубянском проезде – всего 11 доходных домов, приносивших большую прибыль. Впрочем, столичное купечество не слишком жаловало Стахеевых, ведь самыми уважаемыми были купцы-промышленники, торговцы чуть похуже, а наиболее порицаемыми слыли банкиры. Стахеевы же зарабатывали на всём и были так богаты и успешны, что акции их торгового дома держал сам император Николай II.
В 1890-х годах Николай Дмитриевич купил участок на Новой Басманной улице, пригласил архитектора Михаила Бугровского и построил особняк за миллион рублей в греческом стиле, считающийся сегодня примером лютой эклектики. Сразу после октябрьского переворота он отошел в ведение министерства путей и сообщений и находится теперь уже во владении компании РЖД. Богатые особняки в СССР отдавались посольствам, министерствам и другим важным конторам, куда, как правило, простые граждане не заходили. Особняк Стахеева редкое исключение – в нём и сейчас Центральный Дом детей железнодорожников. Попадая внутрь, невольно вспоминаешь лозунг строителей московского метро: "Богачи строили дворцы для себя, а мы для народа!". Нам привычно видеть в метро отделочный камень, мозаику, витражи, шикарные люстры, но странно осознавать, что в готической столовой обедали, в мавританской комнате принимали гостей, а в танцевальном зале давали балы.
А ведь купцы только копировали жизнь аристократов, некоторые даже не могли отказать себе в удовольствии купить дворянство. Ну а что такого? Сами заработали, сами потратили, как хотели. Кстати, сам Стахеев с 1909 года в особняке на Новой Басманной не жил. С женой, родившей и вырастившей ему двух сыновей и двух дочерей, развёлся и пустился во все тяжкие, попутно продавая бизнес в России. Деньги Николай Дмитриевич вывозил во Францию, где с 1912 года обосновался окончательно. В России же осталась его бывшая жена Ольга Яковлевна. Она обратилась к адвокату Плевако и подала на мужа в суд с иском об установлении опеки над Стахеевым, спускавшем миллионы в казино Монте-Карло. Дошло до того, что купец Первой гильдии, почётный гражданин города Алушты, к радости владельцев казино, проиграл в один из вечеров аж 15 миллионов. Ольга Яковлевна переживала за наследство детей, но суд встал на сторону Николая Дмитриевича, объясняя это тем, что он зарабатывает в разы больше, чем тратит.
Все споры прекратила революция, оставившая потомков без наследства. Дорогие доходные дома были национализированы, а в особняке на Новой Басманной поселился Наркомат путей сообщения. В принадлежавшей ему газете "Гудок", работали Илья Ильф и Евгений Петров. И именно они подхватили байку о том, что осенней ночью, тайно приехавший с Лазурного берега пожилой Стахеев, пробрался в свой особняк и попытался вынести из него спрятанные в надёжном тайнике драгоценности. Доблестные чекисты, разумеется, выловили бывшего купца и отвели к самому Дзержинскому, с которым Стахеев, умеющий извлекать выгоду из чего угодно, договорился о передаче драгоценностей Советской власти в обмен на пожизненную пенсию. Неизвестно, платила ли власть Николаю Дмитриевичу пенсию, а вот казино Монте-Карло щедро реагировало на огромную прибыль. Из этой истории якобы и родился роман "12 стульев", а образ Кисы Воробьянинова списан со Стахеева. Однако если посмотреть на фотографию Николая Дмитриевича, то становится очевидно – этот волевой, жёсткий и деловой человек никак не мог стать слабовольным и жалким Кисой. Тем более, что нет никаких данных, подтверждающих появление Стахеева в Советской России. Но особняк на Новой Басманной до сих пор известен многим именно благодаря этим байкам.
Ну а теперь интерьеры!
Как вам?
|
</> |