Собачий сёгун
congregatio — 13.03.2018
Френд прислал ссылочку. Пока читала - вспомнила, что раньше о нем
где-то уже слышала или читала, но как-то без подробностей.
В общем, у зоошизы древние корни, оказывается (ага, я очень
невоспитанная и не уважаю мировоззрение людей, которые считают, что
собаки имеют право жрать других людей).
* * * * *
Токугава Цунаёси — один из самых известных политических деятелей в
японской истории.
За свой указ «О запрете лишения жизни живых существ», изданный
в 1687 году, запрещавший под страхом смерти убивать бродячих собак,
кошек и загнанных лошадей, он получил прозвище «Собачий сёгун».
Одна из версий этого самого раннего из известных
законодательных указов в мире, защищающих права животных:
буддийский монах объяснил Цунаёси отсутствие у него наследника и
раннюю смерть единственного сына тем, что в одной из прошлых жизней
он жестоко обращался с собаками, а также тем, что тот родился в год
Собаки. Согласно другой версии, сёгун исходил из буддийских канонов
добродетели. Объектом действия последовавших вслед за ним указов
стали собаки, лошади, коровы, кошки, курицы, черепахи, змеи и рыба,
которой было запрещено торговать на рынках. Суровые наказания,
включавшие изгнание, долгое тюремное заключение и смертную казнь,
были введены за убийства животных, в первую очередь — собак.
Серией последовавших зоозащитных указов, которые выпускались
им ежедневно, Цунаёси наделил собак бо́льшими правами, чем людей,
например, со стаей собак, уничтожающей посевы, надлежало обходиться
особым образом: прежде всего крестьянам надлежало поклясться, что
ни одна собака не пострадает. Затем ласками и уговорами попросить
животных уйти. При этом категорически запрещалось кричать, что-либо
кидать и высказывать неуважение к зверям. Всё население одной из
деревень было казнено, когда закон был нарушен. За грубое слово в
адрес уличной собаки, к которой надлежало обращаться лишь как
«о-ину сама» («высокоблагородная Собака»), нарушителя ожидало
телесное наказание — побивание палками, что было достаточно
распространённым явлением.
Для бездомных псов, стаями которых кишела столица государства
Эдо, по распоряжению Цунаёси впервые в мировой истории была создана
сеть приютов. Один из них — на 50 000 голов, разместился в
окрестностях столицы, а затем псарня на площади в 55 гектар была
построена в Накано.
По воспоминаниям немецкого путешественника, посетившего
Нагасаки в 1692 году, которые приводит Beatrice M. Bodart-Bailey в
книге «Собачий сёгун» (2006), улицы города были полны бездомными
собаками, в том числе больными. В случае, если они кусали людей или
загрызали до смерти, строжайше запрещалось делать с ними что-либо
без разрешения властей.
Между тем, в своём дворце в Эдо сёгун не держал ни одной
собаки, современники не увидели ни одной картины и других предметов
искусства, посвящённых этим животным, кроме фарфоровой китайской
собачки.
Зоозащитные указы, вкупе с начавшимся одновременно финансовым
кризисом, ростом цен и порчей золотой монеты вызывали недовольство
населения. Бедствия сопровождали последние годы правления Цунаёси.
В 1706 году столицу Эдо накрыл тайфун, в следующем году произошло
извержение Фудзиямы.
Перед смертью сёгун завещал, чтобы его распоряжения
относительно собак выполнялись вечно, однако преемник-племянник
отменил непопулярные указы через десять дней после кончины Цунаёси,
к вящей радости населения страны. Сын у Цунаёси так и не
родился.
(
источник)