"Снайпер", или Что делать со звуком?
radio_rhodesia — 28.01.2022 В 1931 году на экраны кинотеатров Советского Союза вышел фильм "Снайпер", которому, на мой взгляд, выпала честь стать одной из самых необычных кинолент в истории отечественного кинематографа. Необычность эта заключалась в сюжете ленты, в технических особенностях, а также в месте, которое "Снайпер" занимает в фильмографии режиссёра фильма - человека с маршальскими именем и фамилией Семёна Тимошенко.Для начала поговорим о сюжете. Фильм "Снайпер" посвящён, как следует из названия, снайперу - солдату Русского экспедиционного корпуса во Франции.
Уже успели удивиться? Я тоже был несколько ошеломлён. Тема РЭК - да и вообще Западного фронта Первой Мировой войны на киноэкране, да ещё и через 14 лет после революции - это, конечно, неожиданно. Ещё неожиданней первые кадры фильма (взятые, видно, из кинохроники) - по улицам маршируют шотландские хайлендеры под "It's a Long Way to Tipperary" С РУССКИМ ТЕКСТОМ. Собственно, после такого художественного решения Семёна Тимошенко я был готов к любым поворотам сюжета и совершенно не удивился, увидев на экране следующие интертитры:
Культовый киноэпик Льюиса Майлстоуна "На Западном фронте без перемен" по роману Эриха Марии Ремарка вышел в 1930 году и Семён Тимошенко явно смотрел этот фильм. Стилистически "Снайпер" явно перекликается с лентой Майлстоуна: те же глубокие траншеи, деревянный настил над "окопной подливой", декавильки, превращённая в лунный пейзаж ничейная земля. Много внимания уделено и униформе солдат Антанты: я сперва подумал, что Тимошенко использовал какую-то хронику, но нет, англичане и французы одеты либо в оригинальную форму, либо в очень близко к ней пошитые костюмы. Жилеты из овчины, каски Адриана, винтовки разных систем - всё это в кадре смотрится живо, уместно и богато.
Сцена в школе снайперов. Французский солдат с винтовкой M1917 Enfield
Русский снайпер с "комиссионной винтовкой" Gewehr 1888
Окопная жизнь и смерть в лучших традициях раннего кинематографа снимается крупным планом и от этого снайперская опасность на передовой становится ещё более наглядной. Согласитесь, попадающий сквозь амбразуру стрелкового щита снайпер - явно страшная вещь:
После такой вводной Семён Тимошенко отправляет зрителя в школу снайперов в Лингеме. Процесс обучения показан весьма подробно - скорей всего, в форму сил Антанты переодели курсантов какого-то пехотного училища РККА. Здесь, нас знакомят с главными героями фильма: русским офицером и русским пехотинцем - курсантами снайперской школы. Знакомят проверенным способом - интертирами, в которых, помимо описания персонажей, в скобках прописаны имена играющих их актёров:
И Борис Шлихтинг, и Пётр Соболевский к 1931 году были опытными актёрами, сыгравшими во множестве НЕМЫХ фильмов, оттого в своей первой звуковой киноленте они ведут себя несколько театрально. Особенно ярко демонстрирует свой немой опыт Шлихтинг: он выдаёт до ужаса патетическую верноподданническую речугу, агитируя Соболевского быть верным сыном отечества, преданным слугой государя императора и сражаться до победы: "Ты солдат непобедимой, христолюбивой, богоспасаемой царской армии! Ты забыл Родину, мундир, честь. А ты помнишь, что ты сражаешься за Его Императорское Величество, самодержца всероссийского, царя?.."
Лицо Соболевского на фоне этого политпросвета бесподобно:
Обучение, однако, заканчивается и пара снайперов едет на фронт. При этом Шлихтинг не преминул воспользоваться случаем и унизил Соболевского: "Этот солдат поедет не со мной, а при мне". На передовой, между тем, всё по-старому: только что в атаке на соседний сортир снайпер положил полк союзников и Шлихтинг отправляет Соболевского ночью на нейтралку с целью уничтожить проклятого боша. Тут, по всем законам жанра, должна быть долгая, потная, хладнокровная снайперская дуэль, но... её нет. Тимошенко всё обставил куда более жёстко: Соболевский подкараулил немца, выползшего ночью на свою лёжку из укрытия В ВИДЕ ТРУПА ЛОШАДИ и зарезал его ножом. И всё это под адским ливнем и по колено в грязище. Красиво:
Соболевский притаскивает труп боша в свои окопы. При осмотре личных вещей выясняется, что немец был рабочим металлургического завода. Соболевский заявляет, что он вообще-то тоже металлург и
Союзники вновь готовят наступление, о чём нам красноречиво говорят следующие кадр и интертитр:
Немцам наступление союзников не нужно и они устраивают газовую атаку, а потом отправляют
Соболевский наконец-то открывает снайперскую охоту на противника, чуть ли не в одиночку останавливая атаку бошей. Перебив всех немцев на своём участке, он продвигается вперёд и находит расстрелянное артиллерией поле, на котором лежат мёртвые русские пленные, немецкие крестьянки и погибшие солдаты союзников. Тут Соболевский понимает все ужасы империалистической войны, что все люди братья и пролетарии всех стран должны соединиться:
Среди частей Русского экспедиционного корпуса начинается разброд и шатание, солдаты устали от бессмысленной войны. Русские и немцы начинают брататься, среди солдат союзников всё чаще появляются дезертиры, которых пачками расстреливают:
Русский экспедиционный корпус самовольно оставляет позиции. Обезумевший от ненависти к большевикам Шлихтинг хватает винтовку и бежит стрелять дезертиров. За ним устремляется Соболевский, который отнимает у любимого начальника оружие и даёт ему мзды. Шлихтинг убегает, находит союзный патруль и требует арестовать дезертиров. Патрульные ему улыбаются - война только что закончилась...
Проходит 13 лет. Соболевский, бригадир в депо какого-то приграничного города, гоняет свою бригаду на соцсоревновании. Один из рабочих, которого играет Леонид Кмит (ему ещё три года до роли Петьки в "Чапаеве", поэтому снимается он пока в глубоких эпизодах), филонит и уходит с работы. Соболевский же после работы идёт в клуб, где ведёт курс стрельбы из винтовки. В это время по городу объявляется тревога: границу нарушили... судя по форме, румыны. Погранзастава атакована, пограничники ведут неравный бой. Соболевский со своим кружком приходит на помощь. В телескопический прицел он вдруг замечает, что командует налётом его бывший командир Шлихтинг, одетый в форму корниловца (да, в 1931 году!). Между бывшим офицером и бывшим солдатом начинается схватка, в которой Соболевский ожидаемо обрывает жизненный путь Шлихтинга:
После боя Соболевский находит перепуганного Кмита и произносит речь о важности стрелковой подготовки. Конец фильма.
Сюжет, конечно, оригинальный и фантастически чудесный. Здесь следует учесть, что звуковое кино появилось только что и режиссёры пока что не имеют представление, а для чего этот звук, собственно нужен? Посему в фильме "Снайпер" озвучены только диалоги - их тут примерно процентов 10 от общего звука, всё остальное - обычная сопровождающая музыка. Ценность "Снайпера" состоит не только в том, что это один из первых советских звуковых фильмов и первый звуковой фильм Семёна Тимошенко. Это первый СОХРАНИВШИЙСЯ фильм Тимошенко. Семь предыдущих работ режиссёра, включая его дебют - совершенно нуарный триллер "Наполеон Газ" - не сохранились до наших дней и считаются утраченными. С трудом можно отыскать сценарии к лентам - тогда они печатались в литературной прессе и на них приходил а масса отзывов читателей - и оценить весьма оригинальные сюжеты Семёна Тимошенко.
Посему фильм "Снайпер", на мой взгляд, можно считать настоящим сокровищем отечественного киноискусства, о котором, к сожалению, многие совсем не помнят...
P.S.: конечно, в картине есть котики. Куда ж без них! Постоянно тусующегося на нейтралке кота замечают наблюдатели союзников и докладывают начальству, которое, страшно шевеля бровями, глубокомысленно изрекает, что "кошка - развлечение не солдатское, а офицерское. Значит, у немцев там штаб. Передайте координаты артиллерии!"
P.P.S.: оригинальная афиша "Снайпера" - чистейший авангард 30-х годов
|
</> |