Смольный институт и воспитание барышень в царской России

топ 100 блогов uctopuockon_pyc29.02.2024
Смольный институт и воспитание барышень в царской России

Смольный институт благородных девиц Санкт-Петербурга — первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию в стране. Первое в Европе государственное высшее учебное заведение для обучения девушек. Первоначально он назывался «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Оно было основано по инициативе И. И. Бецкого и в соответствии с указом, подписанным Екатериной Второй 5 (16) мая 1764 года.

И.И. Бецкой
И.И. Бецкой

***

Честь быть первым образовательным учреждением для девушек в Российской империи выпала Смольному институту благородных девиц, открытому благодаря распоряжению императрицы Екатерины II. Попечителем этого заведения был Иван Бецкой. Он приложил максимум усилий для создания в 1764 году этого заведения, имевшего целью воспитание девушек, принадлежавших к дворянскому сословию. Создано это учреждение было с целью «обеспечения государства образованными женщинами, хорошими матерями, полезными для общества членами».
Именно эти слова можно было прочесть в указе государыни. Заведение мало чем отличалось от обычных современных школ. Девочек, принадлежавших к дворянскому сословию, брали на учебу, начиная с шестилетнего возраста. Всего обучение длилось на протяжении 12 лет. Девочек разделяли по четырем возрастам.

Вензель — шифр, которым удостаивались лучшие выпускницы института
Вензель — шифр, которым удостаивались лучшие выпускницы института

Воспитанницам, проходившим здесь учебу, полагалось носить форму. Это были платья разных цветов, в зависимости от возраста институтки. Младшие воспитанницы ходили в коричневых платьях, от 9 до 12 лет — в синих, от 12 до 15 — в голубых, старшие девицы (до 18 лет) — в белых.

Лучших учениц удостаивали чести носить на форме золотой вензель с инициалами государыни. Институт был рассчитан на 200 воспитанниц. Со временем при заведении открылось отделение для девушек, принадлежащих к другим сословиям. Там они могли освоить упрощенную общеобразовательную программу. Особое внимание уделялось азам, связанным с ведением домашнего хозяйства.

Учебное заведение гарантировало трудоустройство своим выпускницам. Благородных девиц по его окончании брали на придворную службу. Многие из них удостаивались чести стать фрейлиной. Для этого девушек обучали всему, что могло им пригодиться на этом поприще.

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев, 1889 г.
Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев, 1889 г.

Институток учили многим наукам. Они должны были освоить иностранные языки (не менее трех), арифметику, рисование, историю, географию, словесность, основы Закона Божьего. Помимо этого девиц учили танцевать и музицировать, светским манерам, рукоделию. Особое внимание уделялось воспитанию христианской морали. Выпускницы должны были являть собой образец благонравия, воспитанности, светскости и учтивости.
В учебном заведении работало 29 преподавателей для обучения воспитанниц перечисленным выше наукам.

Институтки жили, строго придерживаясь Устава заведения. У них был четкий распорядок дня. Свидания с родными допускались лишь по выходным и по большим праздникам, причем происходить они должны были в присутствии начальницы. По достижению девушкой восемнадцатилетнего возраста ей полагалось покинуть стены института. До этого сделать так воспитанница не имела права, даже по требованию своей семьи.

С. Ф. Галактионов, «Смольный институт», литография
С. Ф. Галактионов, «Смольный институт», литография

По окончании учебы многим выпускницам предоставлялась работа. Они могли быть классными дамами института. Для девушек, окончивших мещанское отделение, была возможность найти работу гувернантки.

После того как не стало Екатерины Великой, в учебном заведении для барышень благородного происхождения стали происходить значительные изменения, касавшиеся в первую очередь Устава заведения. Управление им теперь осуществлялось Марией Федоровной, приходившейся супругой императору Павлу I. В ведении ее находилась деятельность всех государственных учреждений, занимавшихся женским обучением и делами благотворительности. Государыня была попечительницей и управительницей заведения для благородных барышень на протяжении 32 лет российской истории.

Смольный институт и воспитание барышень в царской России

За эти годы произошло много перемен. Было введено расписание занятий по часам, отведенным каждому предмету учебной программы. Само обучение в заведении сократилось с 12 до 9 лет. Произошли перемены и касающиеся разделения девиц по «возрастам»: вместо четырех их стало три. В каждом «возрасте» существовало разделение по группам: девиц делили на отличниц, середнячков и неуспевающих. Два раза в году происходила сдача промежуточных экзаменов, а по завершении учебного года девицам предстояло сдать итоговый экзамен.

Теперь девочек на обучение принимали не с шести, а с восьми лет. Мещаночек и того позже — с одиннадцати, ведь им предстояло пройти шестигодичный курс обучения. При Марии Федоровне девиц готовили не к придворной службе, а к замужеству. Большее внимание уделялось изучению «Отеческих советов моей дочери». Книга «О должностях человека и гражданина», которую воспитанницы заведения изучали в екатерининские времена, при новой попечительнице ушла в небытие.

Существование Смольного института благородных девиц имело своей целью не только дать образование девушкам благородного происхождения, но и научить их правилам общения, нормам поведения в обществе. Это касалось не только воспитанниц, но и преподавательского состава. В заведении было не принято наказывать учениц телесно. Служащим института было положено не только давать воспитанницам знания в разных областях, но и служить примером, на который девушки должны были во всем походить, равняться.

Согласно Уставу этого образовательного заведения, воспитанницам полагалось выглядеть бодрыми, веселыми, довольными. Они имели право на проявление «вольных действий души». Не одобрялось, когда науку преподавали скучно, так, чтобы она вызывала у воспитанниц отвращение. Учителям следовало искать индивидуальный подход к каждой своей подопечной, учитывать уровень ее развития и способности, чтобы содействовать усваиванию знаний, даваемых учебным заведением.

https://yulin.ru/surname/event-history/institute-noble-damsel/

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
О том, что наши СМИ - самые "смелые" СМИ в мире, я уже писала . Обсудили в Киллерах. Пьянь скоропомощная? Ирина ШВЫРКАЕВА @onlinekpnnAa - "Близкие погибшей нижегородки: наша бабушка умерла из-за пьяных врачей «скорой» Собственно вот она статья в КП ...
Послезавтра состоится первая с начала войны очная встреча на высшем уровне лидеров Армении и Азербайджана. Эту встречу долго готовили И явно она не будет проходной. Что же могут подписать в Москве лидеры двух стран? ...
В очередной раз повторю свою позицию по поводу депутата Слуцкого. На мой взгляд депутат должен быть наказан хотя бы за то, что дурак. Когда к тебе в кабинет приходит журналистка BBC (еще раз - журналистка британской государственной радиовещательной корпорации, не монгольской, не ...
Современное искусство - явление сложное, его так сразу не поймешь. Прошли времена, когда художника можно было узнать по палитре и кисти в руках. Нынешним живописцам кисти уже без надобности, во всяком случае, норвежец Вегард Винге давно от них отказался. Кисть ему не нужна - он ...
Начнут уже сегодня ночью и будут делать это до 31 мая. Перекрывать будут на 6 часов, с 23 до 5 утра, в ночь с субботы на воскресенье и со среды на четверг. Итого —  2 раза в неделю.  Учтите это при поездках в аэропорт и обратно. https://bk55.ru/news/article/228237/ ...