Смысл литературной игры
inesacipa — 09.06.2014Первая жежешная игра в "Чепуху" с моим участием началась и, очевидно, со временем к ней придется делать обзоры. Что ж, дорогие мои, не жалуйтесь потом: мы не знали, мы не хотели, уберите эту Инессу от нашей светлой мечты и наших голубых экранов. Я ведь критикуемых на своих и чужих не делю, коли пригласили, будьте готовы к довольно болезненным ощущениям. Спасибо за участие Далин игрокам сказал, а я скажу за то, как игроки поучаствовали. Видимо, в нашем тандеме плохой коп - это я.
Но сначала хочу посетовать: ну и трудно же вас, оказывается, расшевелить, господа писатели! Нет, обсудить вы не прочь - причем что угодно и с любой цифры. И даже рассказать, что вы понимаете под тем или под этим. Например, дать развернутое определение, что такое киберпанк с элементами фантастики, а что такое фантастика с элементами киберпанка. Хотя, уж простите мой клатчский, нахуя оно надо, то определение? Но как только время садиться и работать - вас не хватает и на три-четыре страницы текста, где бы ваши размышления получили конкретное воплощение. Это довольно смешно - на фоне сотен ваших комментариев, которые висят в каждом Максовом посте, читать о нехватке времени и воображения, все эти высказывания в духе "персонажи злые, сделают с фикрайтером то-то и то-то, а чернуху писать не хочется".
Вас никто не учил просчитывать варианты развития событий? Вот я всегда говорила: чаще надо предаваться пороку! Я, как картежница (бывшая, бывшая), сходу могу назвать полдюжины комбинаций - механически, без писательских наворотов. Игрок и вор должны соображать быстро. С высоты (или лучше сказать "из глубин"?) своего темного прошлого могу дать совет. Или несколько. Макс наверняка не одобрит влезание с советами прямо в игру, но звиняйте, баре, эдак вы будете чухаться до второго пришествия, ловя инсайты крепко-накрепко запертой сигнальной системой.
Совет первый: не обязательно делать из персонажа овцу. Кстати, и овцы дергаются, сопротивляются, кусаются, чувствуя: их сейчас будут резать. Персонаж, даже очень-очень виноватый и не понимающий, "нуачо такова", как любая скотина, будет сопротивляться. Хотя бы эмоционально. Ведь в своей реальности он был прав! Там не столько его упрекали, сколько он упрекал в узости мышления и требовал объяснений от припомнивших полузабытое слово "плагиат".
Совет второй: почему все сразу представили праведный гнев опороченных персонажей? К отдельному фикеру могут относиться не как к персональному виновнику всех бед, а как к представителю опасного биологического вида. Для литературных персонажей он нечто вроде комара в малярийном районе или крысы в чумном. Его могут ловить в ловушки и устраивать на него охоту, которая доставит бедолаге много неожиданных инсайтов. Потому что он-то наверняка был уверен: литературные персонажи беззащитны и положительны!
Совет третий: беззащитность и положительность персонажей тоже не исключены. Герою рассказа может подфартить оказаться среди презираемых фикерами обывателей, старосветских помещиков, простых крестьян и прочего расходного материала для мерисьи. А вдруг он сможет понять, насколько те, в сущности, прекрасны? Или наоборот, попасть "из Неаполя в бурное море" и там обнаружить: нельзя зарубить живого человека тесаком только от осознания того, что "вау! я пират!" - для подобных деяний надо переступить через себя прежнего.
Совет четвертый: фикер - не враждебный инопланетный разум, а наше с вами отражение. Право на лево переменить, ценности местами переставить - и прямо как влитой. То есть вылитый. Фикер, эскапист, беглец от действительности есть отражение эпохи, в которой мы живем, дрейфующий по ноосфере без руля и без ветрил, жадной до успеха и удовольствий. И пусть зазеркальное молоко земной кошке вредит, мы постоянно оказываемся лицом к лицу с собственной жаждой налимониться виртуальных, а значит, мнимых наслаждений и виртуальной же, поддельной славы. Может, посмотрим уже этой особенности нашего времени в лицо?
Совет пятый: существо, боящееся смотреть в лицо реальности, подменяющее реальность выдумкой, зажигательной или унылой - обычное, ничем не примечательное явление. Эскапист в наши дни встречается часто и потому верит в собственную нормальность. У нас же как? Что часто встречается, то и будем считать нормой. Хотя в
Совет шестой: забавно, совок в бесчеловечности упрекают, а в нем фильмы вроде тех самых "Приключений в городе, которого нет" заканчиваются не судом Линча, нет, они заканчиваются осознанием главгероя, какой он был мелкий мудак. Почему же современный писатель - что МТА, что фикер, что вполне опытный мастер пера - первым делом срывается в пунитивные меры? А поскольку творческая личность не так зла и мстительна, как сама себя настраивает, за описания суда Линча никому браться не хочется. Так это, дорогие мои, ваш выбор, никто вас за руку по стезе кровной и кровавой мести не тащит. Или вы еще не поняли всей меры писательской свободы?
Совет седьмой: свобода свободой, а знаете, что делает из рассказчика писателя? Дисциплина. Опыт, помноженный на упорство. Без них грош цена вашим ярким идеям насчет того, как бы получше раскрыть тему и достичь совершенства. Молодому автору писать труднее всего: жизни он не знает, действительности боится, себя и людей не понимает. "Страшный мир со всех сторон", словно в стихотворении Блейка. Особенно тяжело писать о вещах всем известных. Как сказано в японской притче о художнике, трудней всего рисовать коней и собак, которых каждый видел. А проще всего рисовать демонов, которых не видел никто. Однако это, поверьте, вполне преодолимо. Опыт нарабатывается.
Итак, некоторые участники игры сперва подписались, но потом открестились: не представляю я себе того фикера, не знаю, какой он и чем дышит! И мне в очередной раз стало ужасно смешно. Вы не представляете тех, кто постоянно вертится вокруг и лезет вам в нос? Не представляете себе тех, с кем сосуществуете бок о бок, тех, с кем у вас большая часть проблем и заморочек одинакова? А свое отражение в зеркале вы представляете или так по утрам и знакомитесь каждый день? На тот же Самиздат к Максу через день заявляются личности, требующие его как писателя к ответу, отчету, услугам и вылизыванию читательских задниц. Едва ли не в каждый далинский текст фикеры лезут с попытками приебаться к слову, не имея ни мозгов, ни таланта для оценки текста как такового. Вы же сами их что ни день гоняете тапками, швабрами и добрыми напутствиями - и говорите, вам материала не хватает?
А на котописево всякого рода хватает?
Ведь какой только, извините, фигни вы не описывали в ходе предыдущих игр, фигни земной и инопланетной, фигни фэнтезийной и мутировавшей, фигни, нигде никогда не существовавшей, и фигни, не имеющей права на существование. Это из рассказов на "Чепуху" я подхватила выражение "котописево", поскольку некая участница (и не она одна) с упоением валяла рассказики о котиках, подражательные и беспомощные чуть более, чем полностью - но мнение о себе, как о писателе и критике, у девушки имелось. Не скажу, что огого на каком уровне, но сам факт подобного мнения изумлял: неужто из-за подобных безделиц ты числишь себя писателем? Из-за беспомощных и беспочвенных фантазий про говорящих (а вернее, глупо болтающих) котиков, на которых кот Мурр смотрит, как на нечто жидкое и вонючее в лотке?
Впрочем, мне неважно, о котах в подобных произведениях речь или о чем другом. Писателем становятся, посмотрев в лицо действительности. Да, можно описывать красоты и язвы той действительности, используя фантастическое допущение на всю катушку. Можно подарить черты обычного человека хоть Ктулху, хоть королеве Маб. Можно взбодрить невиданные здания и ландшафты, настроить мостов до неба или все разрушить и воевать с зомбаками. Но в тексте должна присутствовать действительность, толика окружающего нас мира. Иначе мы сами станем фикрайтерами, пишущими ориджиналы.
Тренируйте свою способность глядеть времени в лицо. И умение думать над заданной темой. Иначе грош цена вашему писательскому самоощущению и рассуждениям на тему границ жанра. И если есть смысл в литературных играх, то он именно таков - а вовсе не попытка развеять вашу скуку.
|
</> |