Смысл литературной игры

топ 100 блогов inesacipa09.06.2014
Искусство и вандализм

Первая жежешная игра в "Чепуху" с моим участием началась и, очевидно, со временем к ней придется делать обзоры. Что ж, дорогие мои, не жалуйтесь потом: мы не знали, мы не хотели, уберите эту Инессу от нашей светлой мечты и наших голубых экранов. Я ведь критикуемых на своих и чужих не делю, коли пригласили, будьте готовы к довольно болезненным ощущениям. Спасибо за участие Далин игрокам сказал, а я скажу за то, как игроки поучаствовали. Видимо, в нашем тандеме плохой коп - это я.

Но сначала хочу посетовать: ну и трудно же вас, оказывается, расшевелить, господа писатели! Нет, обсудить вы не прочь - причем что угодно и с любой цифры. И даже рассказать, что вы понимаете под тем или под этим. Например, дать развернутое определение, что такое киберпанк с элементами фантастики, а что такое фантастика с элементами киберпанка. Хотя, уж простите мой клатчский, нахуя оно надо, то определение? Но как только время садиться и работать - вас не хватает и на три-четыре страницы текста, где бы ваши размышления получили конкретное воплощение. Это довольно смешно - на фоне сотен ваших комментариев, которые висят в каждом Максовом посте, читать о нехватке времени и воображения, все эти высказывания в духе "персонажи злые, сделают с фикрайтером то-то и то-то, а чернуху писать не хочется".

Вас никто не учил просчитывать варианты развития событий? Вот я всегда говорила: чаще надо предаваться пороку! Я, как картежница (бывшая, бывшая), сходу могу назвать полдюжины комбинаций - механически, без писательских наворотов. Игрок и вор должны соображать быстро. С высоты (или лучше сказать "из глубин"?) своего темного прошлого могу дать совет. Или несколько. Макс наверняка не одобрит влезание с советами прямо в игру, но звиняйте, баре, эдак вы будете чухаться до второго пришествия, ловя инсайты крепко-накрепко запертой сигнальной системой.

Совет первый: не обязательно делать из персонажа овцу. Кстати, и овцы дергаются, сопротивляются, кусаются, чувствуя: их сейчас будут резать. Персонаж, даже очень-очень виноватый и не понимающий, "нуачо такова", как любая скотина, будет сопротивляться. Хотя бы эмоционально. Ведь в своей реальности он был прав! Там не столько его упрекали, сколько он упрекал в узости мышления и требовал объяснений от припомнивших полузабытое слово "плагиат".

Совет второй: почему все сразу представили праведный гнев опороченных персонажей? К отдельному фикеру могут относиться не как к персональному виновнику всех бед, а как к представителю опасного биологического вида. Для литературных персонажей он нечто вроде комара в малярийном районе или крысы в чумном. Его могут ловить в ловушки и устраивать на него охоту, которая доставит бедолаге много неожиданных инсайтов. Потому что он-то наверняка был уверен: литературные персонажи беззащитны и положительны!

Совет третий: беззащитность и положительность персонажей тоже не исключены. Герою рассказа может подфартить оказаться среди презираемых фикерами обывателей, старосветских помещиков, простых крестьян и прочего расходного материала для мерисьи. А вдруг он сможет понять, насколько те, в сущности, прекрасны? Или наоборот, попасть "из Неаполя в бурное море" и там обнаружить: нельзя зарубить живого человека тесаком только от осознания того, что "вау! я пират!" - для подобных деяний надо переступить через себя прежнего.

Совет четвертый: фикер - не враждебный инопланетный разум, а наше с вами отражение. Право на лево переменить, ценности местами переставить - и прямо как влитой. То есть вылитый. Фикер, эскапист, беглец от действительности есть отражение эпохи, в которой мы живем, дрейфующий по ноосфере без руля и без ветрил, жадной до успеха и удовольствий. И пусть зазеркальное молоко земной кошке вредит, мы постоянно оказываемся лицом к лицу с собственной жаждой налимониться виртуальных, а значит, мнимых наслаждений и виртуальной же, поддельной славы. Может, посмотрим уже этой особенности нашего времени в лицо?

Совет пятый: существо, боящееся смотреть в лицо реальности, подменяющее реальность выдумкой, зажигательной или унылой - обычное, ничем не примечательное явление. Эскапист в наши дни встречается часто и потому верит в собственную нормальность. У нас же как? Что часто встречается, то и будем считать нормой. Хотя в дурдоме экстремальных условиях этот принцип не работает. А вирт создает именно экстремальные условия, в которых каждый норовит построить себе собственный Монплезир, цифровую фата-моргану. Интересно, что бывает с теми, кто попал в свою фата-моргану, созданную им в меру собственного невладения матчастью?

Совет шестой: забавно, совок в бесчеловечности упрекают, а в нем фильмы вроде тех самых "Приключений в городе, которого нет" заканчиваются не судом Линча, нет, они заканчиваются осознанием главгероя, какой он был мелкий мудак. Почему же современный писатель - что МТА, что фикер, что вполне опытный мастер пера - первым делом срывается в пунитивные меры? А поскольку творческая личность не так зла и мстительна, как сама себя настраивает, за описания суда Линча никому браться не хочется. Так это, дорогие мои, ваш выбор, никто вас за руку по стезе кровной и кровавой мести не тащит. Или вы еще не поняли всей меры писательской свободы?

Совет седьмой: свобода свободой, а знаете, что делает из рассказчика писателя? Дисциплина. Опыт, помноженный на упорство. Без них грош цена вашим ярким идеям насчет того, как бы получше раскрыть тему и достичь совершенства. Молодому автору писать труднее всего: жизни он не знает, действительности боится, себя и людей не понимает. "Страшный мир со всех сторон", словно в стихотворении Блейка. Особенно тяжело писать о вещах всем известных. Как сказано в японской притче о художнике, трудней всего рисовать коней и собак, которых каждый видел. А проще всего рисовать демонов, которых не видел никто. Однако это, поверьте, вполне преодолимо. Опыт нарабатывается.

Итак, некоторые участники игры сперва подписались, но потом открестились: не представляю я себе того фикера, не знаю, какой он и чем дышит! И мне в очередной раз стало ужасно смешно. Вы не представляете тех, кто постоянно вертится вокруг и лезет вам в нос? Не представляете себе тех, с кем сосуществуете бок о бок, тех, с кем у вас большая часть проблем и заморочек одинакова? А свое отражение в зеркале вы представляете или так по утрам и знакомитесь каждый день? На тот же Самиздат к Максу через день заявляются личности, требующие его как писателя к ответу, отчету, услугам и вылизыванию читательских задниц. Едва ли не в каждый далинский текст фикеры лезут с попытками приебаться к слову, не имея ни мозгов, ни таланта для оценки текста как такового. Вы же сами их что ни день гоняете тапками, швабрами и добрыми напутствиями - и говорите, вам материала не хватает?

А на котописево всякого рода хватает?

Ведь какой только, извините, фигни вы не описывали в ходе предыдущих игр, фигни земной и инопланетной, фигни фэнтезийной и мутировавшей, фигни, нигде никогда не существовавшей, и фигни, не имеющей права на существование. Это из рассказов на "Чепуху" я подхватила выражение "котописево", поскольку некая участница (и не она одна) с упоением валяла рассказики о котиках, подражательные и беспомощные чуть более, чем полностью - но мнение о себе, как о писателе и критике, у девушки имелось. Не скажу, что огого на каком уровне, но сам факт подобного мнения изумлял: неужто из-за подобных безделиц ты числишь себя писателем? Из-за беспомощных и беспочвенных фантазий про говорящих (а вернее, глупо болтающих) котиков, на которых кот Мурр смотрит, как на нечто жидкое и вонючее в лотке?

Впрочем, мне неважно, о котах в подобных произведениях речь или о чем другом. Писателем становятся, посмотрев в лицо действительности. Да, можно описывать красоты и язвы той действительности, используя фантастическое допущение на всю катушку. Можно подарить черты обычного человека хоть Ктулху, хоть королеве Маб. Можно взбодрить невиданные здания и ландшафты, настроить мостов до неба или все разрушить и воевать с зомбаками. Но в тексте должна присутствовать действительность, толика окружающего нас мира. Иначе мы сами станем фикрайтерами, пишущими ориджиналы.

Тренируйте свою способность глядеть времени в лицо. И умение думать над заданной темой. Иначе грош цена вашему писательскому самоощущению и рассуждениям на тему границ жанра. И если есть смысл в литературных играх, то он именно таков - а вовсе не попытка развеять вашу скуку.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Все знают (в общих чертах) что это, некоторые даже в некоторых деталях. Русское кладбище, которое на самом деле называется «Русский участок Лиерского кладбища в городе Сен-Женевьев-де-Буа», бесспорно, один из главных памятников русской диаспоры во Франции в частности и в Западной Европе ...
Завтра состоятся выборы президента Белоруссии. Их итог станет историческим событием для всего СНГ. То, что выборы "украдут", ни у кого нет никаких сомнений, но люди этого не стерпят. Все выйдут. Выборы уже ничего не значат, хуже всего будет то, что начнется после - считают жители ...
Всем привет. Несмотря на то, что эта неделя была у меня загружена и я очень медленно читал ваши предыдущие посты, я с нетерпением ждал пятницы, чтобы получить следующую порцию ваших постов и возможность пообщаться. Надеюсь, вы приготовили к посиделкам много вкусного. Двери клуба открыты, ...
При чтении постов про разных женщин прошлого мне не раз встречались комментарии типа «тогда умирали от родов через одну», «каждая третья умирала от родов», «рожали до самой смерти» и т.д., и т.п. В представлении многих материнская смертность чуть ли не до XX века была такой огромной, что ...
Восьмое марта это праздник от которого попахивает лицемерием. Вот мне хотелось бы чтобы ко мне проявляли внимания чаще чем один раз в году, хотелось бы чувствовать себя особенной чаще… (от этих слов тоже попахивает лицемерием: я все это ...