рейтинг блогов

Смерти поэта

топ 100 блогов u_boot_man11.11.2018
Смерти поэта

«В первые годы после самоубийства советское общество относилось к Маяковскому и к его творчеству прохладно. На самом деле, после того как сошел со сцены этот гигант, литературный и политический истеблишмент облегченно вздохнул, и мало кто был заинтересован в том, чтобы сохранить о нем память. Его почти не издавали, а правительственные решения об увековечивании его памяти по большей части игнорировались. С исчезновением частных и кооперативных структур нэпа все издательские решения принимались государственными издательствами, где на своих старых постах остались те, кто при жизни Маяковского ему противодействовал.
Учитывая такое положение, Лили обратилась с письмом к Сталину. В посмертной судьбе поэта этот документ сыграл огромную и роковую роль:

Дорогой товарищ Сталин,
После смерти поэта Маяковского все дела, связанные с изданием его стихов и увековечением его памяти, сосредоточились у меня.
У меня весь его архив, черновики, записные книжки, рукописи, все его вещи. Я редактирую его издания.
Ко мне обращаются за матерьялами, сведениями, фотографиями.
Я делаю всё, что от меня зависит, для того, чтобы его стихи печатались, чтобы вещи сохранились и чтобы всё растущий интерес к Маяковскому был хоть сколько-нибудь удовлетворен.
А интерес к Маяковскому растет с каждым годом.
Его стихи не только не устарели, но они сегодня абсолютно уникальны и являются сильнейшим революционным оружием.
Прошло почти шесть лет со дня смерти Маяковского, и он еще никем не заменен и как был, так и остался крупнейшим поэтом нашей революции.
Но далеко не все это понимают.
Скоро шесть лет со дня его смерти, а "Полное собрание сочинений" вышло только наполовину, и то - в количестве 10 000 экземпляров!
Уже больше года ведутся разговоры об однотомнике.
Матерьял давно сдан, а книга даже еще не набрана.
Детские книги не переиздаются совсем.
Книг Маяковского в магазинах нет. Купить их невозможно.
После смерти Маяковского, в постановлении правительства,было предложено организовать кабинет Маяковского, при Комакадемии, где должны были быть сосредоточены все матерьялы и рукописи. До сих пор этого кабинета нет.
Матерьялы разбросаны. Часть находится в московском Литературном музее, который ими абсолютно не интересуется. Это видно хотя бы из того, что в бюллетене музея имя Маяковского даже не упоминается.
Года три тому назад райсовет Петроградского района предложил мне восстановить последнюю квартиру Маяковского и при ней организовать районную библиотеку имени Маяковского.
Через некоторое время мне сооб щ или, что Московский Совет отказал в деньгах, а деньги требовались очень небольшие.
Домик маленький, деревянный, из четырёх квартир (Таганка, Гендриков пер. 15 ). Одна квартира - Маяковского.
В остальных должна была разместиться библиотека.
Немногочисленных жильцов райсовет брался переселить.
Квартира очень характерная для быта Маяковского - простая, скромная, чистая.
Каждый день домик может оказаться снесенным.
Вместо того, чтобы через 50 лет жалеть об этом и по кусочкам собирать предметы быта и рабочей обстановки великого поэта революции, не лучше ли восстановить всё это, пока мы живы.
Благодар н ы же м ы сейчас за ту чернильницу, за тот стол и стул, которые нам показывают в домике Лермонтова в Пятигорске.
Н еоднократно поднимался разговор о переименовании Триумфальной площади в Москве и Надеждинской улицы в Ленинграде - в площадь и улицу Маяковского.
Но и это не осуществлено.
Это - основное. Не говоря о ряде мелких фактов.
Как например: по распоряжению Наркомпроса, из учебника по современной литературе на 1935-й год выкинули поэмы "Ленин" и "Хорошо ! ". О них и не упоминается.
Всё это, в месте взятое, указывает на то, что наши учреждения не понимают огромного значения Маяковского - его агитацион ной роли, его революционной актуальности. Недооценивают тот исключительный интерес, который имеется к нему у комсомольской и советской молодежи.
Поэтому его так мало и медленно печатают, вместо того, чтобы печатать его избранные стихи в сотнях тысяч экземпляров.
Поэтому н е заботятся о том , ч тобы, пока они не затеряны, собрать все относящиеся к нему матерьялы.
Не думают о том, чтобы сохранить память о нём для подрастающих поколениЙ.
Я одна не могу преодолеть эти бюрократические незаинтересованность и сопротивление - и, после шести лет работы, обращаюсь к Вам, так как не вижу иного способа реализовать огромное революционное наследие Маяковского.
Л. Брик

Письмо датировано 24 ноября 1935 года. Через несколько дней Лили вызвали в Кремль, где ее принял Николай Ежов, секретарь ЦК компартии и председатель Рабкрина. <...> Беседа длилась полтора часа. Ежов расспрашивал Лили, записывал и попросил разрешения сохранить шпаргалку, которую она составила и которая содержала разного рода информацию: хронологические данные, издания и так далее. Потом он читал вслух резолюцию Сталина, написанную красным карандашом поперек ее письма:

Товарищ Ежов!
Очень прошу Вас обратить внимание на письмо Брик.
Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям - преступление. Жалобы Брик, по моему, правильны. Свяжитесь с ней (с Брик) или вызовите ее в Москву. Привлекайте к делу Таль и Мехлиса и сделайте, пожалуйста, все, что упущено нами.
Если моя помощь понадобится, я готов .
Привет!
И. Сталин

Слова Сталина произвели мгновенный эффект. Уже 5 декабря вторая и третья фразы резолюции были напечатаны в "Правде", но вместо "лучший, талантливейший" появилось "лучший, талантливый". Опечатка? Или продолжение того бюрократического сопротивления, о котором писала Лили и которое уже объявлено Сталиным "преступлением"? В любом случае правильная формулировка была опубликована в "Правде" 17 декабря, и в этот же день Триумфальную площадь в Москве переименовали в площадь Маяковского.

По словам Пастернака, этим Маяковского "стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине". Это стало, прибавил он, "его второй смертью. В ней он неповинен". Под второй смертью Маяковского Пастернак имел в виду то, что положение первого поэта Советского Союза повлекло за собой обязательное очищение его биографии в соответствии с нормами социалистического реализма; он перестал быть живым поэтом, стал памятником, именем которого называли города, улицы и площади. Канонизация произошла в эпоху, когда большевики вовсю занимались созданием народных кумиров. В каждой области выбирался один образец, который должен был служить примером. Рабочий номер один - Стаханов, трактористка с тем же порядковым номером - Ангелина, хлопкороб - Мамлакат, клоун - Карандаш, диктор - Левитан, режиссер - Станиславский, летчик - Чкалов, пограничная собака - И нгус и так далее.
Точно так же у советской литературы было два рабочих-ударника: поэт номер один Владимир Маяковский и прозаик номер один Максим Горький.

Канонизация привела к тому, что Маяковского стали печатать массовыми тиражами, но за исключением академических изданий выбор был весьма тенденциозным: главное внимание уделялось политически корректным произведениям, тогда как ранние, футуристические стихи практически не издавались. Его политический профиль тоже пригладили - "Баню", например, поставили опять только после смерти Сталина. По тем же причинам затушевывалась - а к концу 70-Х годов стала совсем замалчиваться - его связь с Бриками: советский поэт не должен был иметь такую сложную семейную жизнь, в особенности с евреями; логичным результатом этой политики стало закрытие в 1972 году Музея Маяковского в Гендриковом переулке, созданного благодаря письму Лили Сталину. Для того чтобы полностью вытравить Лили из биографии Маяковского, были предприняты серьезные попытки найти ей замену в качестве главной любви его жизни. Выбор пал на Татьяну Яковлеву. Учитывая ее биографию, выбор не идеальный, но тот факт, что она была эмигранткой, компенсировался тем, что в ее жилах не имелось ни капли еврейской крови.

Сложившаяся ко времени падения советской власти ситуация была абсурдной. Все мало-мальски знакомые с биографией Маяковского знали, что большую часть жизни он прожил вместе с Лили, которой посвятил не только отдельные стихотворения, но и свое Собрание сочинений. Тем не менее официально она не существовала. Таким же ложным было представление о Маяковском как поэте. Когда пал Советский Союз, пал и Маяковский - тяжело, как во времена революций падают памятники. Несмотря на то что во многом он сам был жертвой, большинство людей видели в нем представителя ненавистной системы, официозного поэта, чьи стихи их заставляли учить наизусть. О том, что он писал не только дифирамбы Ленину и революции, но и замечательные любовные стихи, знали немногие. Когда после распада СССР была перекроена литературная иерархия, Маяко вский исчез из учебных плано в и книжных магазинов. Это стало его третьей смертью - и в ней он был не повинен».

Бенгт Янгфельдт «Ставка – жизнь. Владимир Маяковский и его круг»

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Итак, в прошлом посте мы с вами поговорили о диурне (ВЕРТИКАЛЬНОМ стиле мышления) и ноктюрне (ГОРИЗОНТАЛЬНОМ стиле), а сейчас давайте посмотрим, как выглядит история цивилизации в свете этой концепции. И снова нам в этом помогут офигенные рисунки Славы mage_pro . * * * ...
Намедни оппонент уязвил нас, мол, в стихи мы не умеем. Это не так.  К нам в детсадик приходил некро-зоо-педофил, Мёртвых маленьких зверюшек он с собою приносил, Вспомнил я, что у меня есть огромная семья, Будет этот странный дядя расфасован как свинья, Хоть ...
Друга Юрика с победой! Он Первонах Всея ЖЖ!!! Кто не верит, идите по ссылке!)))) http://ljpromo.livejournal.com/582399.html Юра! Не уступай никому отвоеванных позиций! Ты у нас первонахпроходчик! УРА!!!! ...
 отак от, журнал People определил самых красивых людей в мире. И на первом месте ...
Совсем оторвалась от народа наша властная вертикаль. Через месяц новогодние праздники и они решили что россияне будут праздновать Новый год целых 10 дней!  Cами они уже своих грёзах о каникулах  на шикарных зарубежных курортах, в сладких мыслях о всяких там заморских винах ...