рейтинг блогов

Смерти поэта

топ 100 блогов u_boot_man11.11.2018
Смерти поэта

«В первые годы после самоубийства советское общество относилось к Маяковскому и к его творчеству прохладно. На самом деле, после того как сошел со сцены этот гигант, литературный и политический истеблишмент облегченно вздохнул, и мало кто был заинтересован в том, чтобы сохранить о нем память. Его почти не издавали, а правительственные решения об увековечивании его памяти по большей части игнорировались. С исчезновением частных и кооперативных структур нэпа все издательские решения принимались государственными издательствами, где на своих старых постах остались те, кто при жизни Маяковского ему противодействовал.
Учитывая такое положение, Лили обратилась с письмом к Сталину. В посмертной судьбе поэта этот документ сыграл огромную и роковую роль:

Дорогой товарищ Сталин,
После смерти поэта Маяковского все дела, связанные с изданием его стихов и увековечением его памяти, сосредоточились у меня.
У меня весь его архив, черновики, записные книжки, рукописи, все его вещи. Я редактирую его издания.
Ко мне обращаются за матерьялами, сведениями, фотографиями.
Я делаю всё, что от меня зависит, для того, чтобы его стихи печатались, чтобы вещи сохранились и чтобы всё растущий интерес к Маяковскому был хоть сколько-нибудь удовлетворен.
А интерес к Маяковскому растет с каждым годом.
Его стихи не только не устарели, но они сегодня абсолютно уникальны и являются сильнейшим революционным оружием.
Прошло почти шесть лет со дня смерти Маяковского, и он еще никем не заменен и как был, так и остался крупнейшим поэтом нашей революции.
Но далеко не все это понимают.
Скоро шесть лет со дня его смерти, а "Полное собрание сочинений" вышло только наполовину, и то - в количестве 10 000 экземпляров!
Уже больше года ведутся разговоры об однотомнике.
Матерьял давно сдан, а книга даже еще не набрана.
Детские книги не переиздаются совсем.
Книг Маяковского в магазинах нет. Купить их невозможно.
После смерти Маяковского, в постановлении правительства,было предложено организовать кабинет Маяковского, при Комакадемии, где должны были быть сосредоточены все матерьялы и рукописи. До сих пор этого кабинета нет.
Матерьялы разбросаны. Часть находится в московском Литературном музее, который ими абсолютно не интересуется. Это видно хотя бы из того, что в бюллетене музея имя Маяковского даже не упоминается.
Года три тому назад райсовет Петроградского района предложил мне восстановить последнюю квартиру Маяковского и при ней организовать районную библиотеку имени Маяковского.
Через некоторое время мне сооб щ или, что Московский Совет отказал в деньгах, а деньги требовались очень небольшие.
Домик маленький, деревянный, из четырёх квартир (Таганка, Гендриков пер. 15 ). Одна квартира - Маяковского.
В остальных должна была разместиться библиотека.
Немногочисленных жильцов райсовет брался переселить.
Квартира очень характерная для быта Маяковского - простая, скромная, чистая.
Каждый день домик может оказаться снесенным.
Вместо того, чтобы через 50 лет жалеть об этом и по кусочкам собирать предметы быта и рабочей обстановки великого поэта революции, не лучше ли восстановить всё это, пока мы живы.
Благодар н ы же м ы сейчас за ту чернильницу, за тот стол и стул, которые нам показывают в домике Лермонтова в Пятигорске.
Н еоднократно поднимался разговор о переименовании Триумфальной площади в Москве и Надеждинской улицы в Ленинграде - в площадь и улицу Маяковского.
Но и это не осуществлено.
Это - основное. Не говоря о ряде мелких фактов.
Как например: по распоряжению Наркомпроса, из учебника по современной литературе на 1935-й год выкинули поэмы "Ленин" и "Хорошо ! ". О них и не упоминается.
Всё это, в месте взятое, указывает на то, что наши учреждения не понимают огромного значения Маяковского - его агитацион ной роли, его революционной актуальности. Недооценивают тот исключительный интерес, который имеется к нему у комсомольской и советской молодежи.
Поэтому его так мало и медленно печатают, вместо того, чтобы печатать его избранные стихи в сотнях тысяч экземпляров.
Поэтому н е заботятся о том , ч тобы, пока они не затеряны, собрать все относящиеся к нему матерьялы.
Не думают о том, чтобы сохранить память о нём для подрастающих поколениЙ.
Я одна не могу преодолеть эти бюрократические незаинтересованность и сопротивление - и, после шести лет работы, обращаюсь к Вам, так как не вижу иного способа реализовать огромное революционное наследие Маяковского.
Л. Брик

Письмо датировано 24 ноября 1935 года. Через несколько дней Лили вызвали в Кремль, где ее принял Николай Ежов, секретарь ЦК компартии и председатель Рабкрина. <...> Беседа длилась полтора часа. Ежов расспрашивал Лили, записывал и попросил разрешения сохранить шпаргалку, которую она составила и которая содержала разного рода информацию: хронологические данные, издания и так далее. Потом он читал вслух резолюцию Сталина, написанную красным карандашом поперек ее письма:

Товарищ Ежов!
Очень прошу Вас обратить внимание на письмо Брик.
Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям - преступление. Жалобы Брик, по моему, правильны. Свяжитесь с ней (с Брик) или вызовите ее в Москву. Привлекайте к делу Таль и Мехлиса и сделайте, пожалуйста, все, что упущено нами.
Если моя помощь понадобится, я готов .
Привет!
И. Сталин

Слова Сталина произвели мгновенный эффект. Уже 5 декабря вторая и третья фразы резолюции были напечатаны в "Правде", но вместо "лучший, талантливейший" появилось "лучший, талантливый". Опечатка? Или продолжение того бюрократического сопротивления, о котором писала Лили и которое уже объявлено Сталиным "преступлением"? В любом случае правильная формулировка была опубликована в "Правде" 17 декабря, и в этот же день Триумфальную площадь в Москве переименовали в площадь Маяковского.

По словам Пастернака, этим Маяковского "стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине". Это стало, прибавил он, "его второй смертью. В ней он неповинен". Под второй смертью Маяковского Пастернак имел в виду то, что положение первого поэта Советского Союза повлекло за собой обязательное очищение его биографии в соответствии с нормами социалистического реализма; он перестал быть живым поэтом, стал памятником, именем которого называли города, улицы и площади. Канонизация произошла в эпоху, когда большевики вовсю занимались созданием народных кумиров. В каждой области выбирался один образец, который должен был служить примером. Рабочий номер один - Стаханов, трактористка с тем же порядковым номером - Ангелина, хлопкороб - Мамлакат, клоун - Карандаш, диктор - Левитан, режиссер - Станиславский, летчик - Чкалов, пограничная собака - И нгус и так далее.
Точно так же у советской литературы было два рабочих-ударника: поэт номер один Владимир Маяковский и прозаик номер один Максим Горький.

Канонизация привела к тому, что Маяковского стали печатать массовыми тиражами, но за исключением академических изданий выбор был весьма тенденциозным: главное внимание уделялось политически корректным произведениям, тогда как ранние, футуристические стихи практически не издавались. Его политический профиль тоже пригладили - "Баню", например, поставили опять только после смерти Сталина. По тем же причинам затушевывалась - а к концу 70-Х годов стала совсем замалчиваться - его связь с Бриками: советский поэт не должен был иметь такую сложную семейную жизнь, в особенности с евреями; логичным результатом этой политики стало закрытие в 1972 году Музея Маяковского в Гендриковом переулке, созданного благодаря письму Лили Сталину. Для того чтобы полностью вытравить Лили из биографии Маяковского, были предприняты серьезные попытки найти ей замену в качестве главной любви его жизни. Выбор пал на Татьяну Яковлеву. Учитывая ее биографию, выбор не идеальный, но тот факт, что она была эмигранткой, компенсировался тем, что в ее жилах не имелось ни капли еврейской крови.

Сложившаяся ко времени падения советской власти ситуация была абсурдной. Все мало-мальски знакомые с биографией Маяковского знали, что большую часть жизни он прожил вместе с Лили, которой посвятил не только отдельные стихотворения, но и свое Собрание сочинений. Тем не менее официально она не существовала. Таким же ложным было представление о Маяковском как поэте. Когда пал Советский Союз, пал и Маяковский - тяжело, как во времена революций падают памятники. Несмотря на то что во многом он сам был жертвой, большинство людей видели в нем представителя ненавистной системы, официозного поэта, чьи стихи их заставляли учить наизусть. О том, что он писал не только дифирамбы Ленину и революции, но и замечательные любовные стихи, знали немногие. Когда после распада СССР была перекроена литературная иерархия, Маяко вский исчез из учебных плано в и книжных магазинов. Это стало его третьей смертью - и в ней он был не повинен».

Бенгт Янгфельдт «Ставка – жизнь. Владимир Маяковский и его круг»

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ну вот как, как, скажите мне, не запостить чудо-Ивакина, человека, который каждым следующим просветительским постом берет новую вершину клинического идиотизма методологического объективизма!? Да, я зарекался, помню. Но - это же прекрасно, гениально, божественно! http://ivakin-alexey.l ...
Лешков, кажется, его фамилия. Передовик бунта на полигоне в Одинцове. Арестован сейчас и ему грозит пятнашка. Пятнашка, конечно, перебор. Написал комментарий по этому поводу. Не хотел писать про этот случай, потому что и подполковник не прав, и учебный процесс на полигоне толком не ...
В этом году на Лыжне России во Владимире небывалый ажиотаж. За два дня до старта кончились номерки, естественно, шапочки тоже. Зарегистрировалось более 10 тысяч лыжников. Тех, кому не хватило номеров, на трассе можно было увидеть и без них либо в старых, прошлогодних. В прошлом году на ...
Хотя на календаре уже середина сентября, но у нас в городе лето. Удалось найти всего четыре желтых листа для фона.  Ни каштанов, ни желудей, ни прочих даров осени дома не оказалось. Хотела положить картофелину и морковку, но всё же повезло найти яблоко)  Кстати, цвет бисера ...
Добавлю и свои нцать сантиметров))) Добавил еще одно фото по просьбам - "без намордника"))) ...