"Смерть коммивояжера" Артур Миллер

Мое знакомство с Артуром Миллером началось с программы theatrehd. Сначала была впечатлена фильмом-спектаклем «Суровое испытание», который по атмосфере и метафоре напомнил мне «Чуму» Камю, потом блестящей драмой «Вид с моста». В предисловии к «Смерти коммивояжера» говорится о доминировании рационального начала в пьесах Миллера над чувствами, с чем я в корне не согласна. Во всех трех пьесах Артур Миллер документален, да, но эмоциональный накал в каждой из них он доводит до предела, как и Шекспир. В пьесах Артура Миллера нет подводных течений, все на поверхности, но талант Миллера, на мой взгляд, заключается как раз в том, чтобы показать жизнь, такой, какая она есть, и человека таким, какой он есть, с достоинствами и недостатками, столкнуть их и посмотреть - что из этого выйдет. Да, и хочу еще заметить, что «Суровое испытание» и «Вид с моста» - не менее сильные пьесы, так что если будет желание, можно обсудить и их.
«Смерть коммивояжера» - современная и актуальная пьеса, на мой взгляд. Только коммивояжер – профессия, ушедшая в небытие, и в современном мире можно ее сравнить, наверное, с торговым представителем или сетевым маркетингом. Вилли Ломен, маленький человек, скромный коммивояжер, живущий американской мечтой, превратившейся в манию, о том, что он или его сыновья станут (обязательно станут!) знаменитыми и богатыми, прославят фамилию Ломен и когда-нибудь утрут всем нос. Линда Ломен, жена Вилли, заботливая и покладистая жена, думает только о психическом состоянии мужа, потворствует его мании и напоминает мне жену алкоголика. Биф Ломен, бедный парень, на которого возложили обязанности воплощения отцовской мании, с которой он не справляется. И Хэппи Ломен, Счастливчик Ломен, - мот, бабник, кутила, прожигатель жизни. На первый взгляд, обычная семья, ничем не примечательная история. Каждый живет в своей реальности, но когда появляется жестокая действительность, наши герои жмурятся и отводят глаза в сторону. Единственный, кто сопротивляется, кто создает конфликт, кто заставляет открыть глаза и взглянуть на жизнь трезвыми глазами – Биф Ломен. Но стоит ли снимать очки с человека, если в другой реальности он выжить не может, он просто тихо сойдет с ума? После прочтения пьесы я и сама задаюсь вопросом – а в каких очках живу я? А вы, мои дорогие друзья?:) Мы недавно говорили об ответственности перед другими. В этой пьесе, на мой взгляд, Артур Миллер говорит об ответственности за себя и свою жизнь. «Возлюби ближнего как самого себя». И ключ к смыслу этого религиозного постулата в фразе - «как самого себя». Как мы можем любить других и быть ответственными перед ними, если мы сами порой себя не любим, не можем принять себя со всеми своими достоинствами и недостатками и взглянуть трезво на жизнь и на свое место в этом мире?
От Артура Миллера досталось всем – не только человеку, но и капитализму, или рыночной экономике, как завуалированно сейчас его обозначают, во всей красе с его жестокими рыночными законами. «Только подумай: работаешь, всю жизнь работаешь, чтобы выплатить за дом. А когда он наконец твой, в нем некому больше жить». Да, согласна с Миллером, но что нам остается, если не принять правила игры современного рыночного мира?
|
</> |