Смерть Геракла
bantaputu — 30.08.2023 РИА Новости приводит замечания представителя украинского руководства касательно безпилотных аппаратов. Дело выглядит так:1. В этом году Украина получит 180-200 тысяч новых безпилотников. Полагаю, что темпы их закупки и производства растут.
2. При этом потребность в дронах будет удовлетворена примерно на 40%. Следовательно, потребность - полмиллиона в год, что ли?
3. Ежедневные потери БЛА составляют 40-45 штук, то есть 15-16 тысяч в годовом измерении. Следовательно, когда говорится о потребности, не имеется в виду восполнение потерь.
Допускаю, что чиновник, высказывания которого приводит РИА Новости, неверно описывает
потребность в дронах, хотя разсчитать объективный критерий в данном случае сложно. Но даже если он ошибся в большую сторону в два-три раза, всë равно условно оценëнная потребность составит сотни тысяч машин одновременно. Это порядок, сравнимый с порядком численности всех вооружённых сил. Число БЛА в армии может быть подобно числу людей. Ни с одним видом вооружения кроме личного оружия ранее не происходило ничего подобного.
При таком подходе можно даже задуматься: там с обычным оружием вообще кто-то останется? Предполагаю, что другая сторона конфликта продвигается примерно в том же направлении. Я не сравниваю две армии, а хочу понять тенденцию.
Безотносительно ко всему прочему: масштабы применения безпилотников в текущем мероприятии превышают всë, что было ранее, на порядки. Война в Нагорном Карабахе, случившаяся относительно недавно и запомнившаяся довольно широким применением подобной техники, не идëт ни в какое сравнение с тем, что развивается прямо сейчас.
Я не готов экстраполировать в духе: "Исчезнет кино и театр, останется только телевидение", то бишь, одни только безпилотники. Но какие-то изменения не могут не произойти.
Самой интересной чертой БЛА является то, что они почти не воюют друг с другом. Подобное редко случается с вооружениями. Танки воюют с танками, пехота с пехотой, броненосцы с броненосцами. Какие виды вооружения не воюют друг с другом? Мины. Нельзя победить минное поле минным полем. Бактерии и вирусы, биологическое оружие в целом. Не помню, чтобы бактериологическое оружие предназначалось для уничтожения биолабораторий противника и его средств доставки. В большой степени это относится к химическому и ядерному оружию. В принципе, можно атаковать химическими снарядами вражескую батарею, стреляющую химическими снарядами, но в целом отравляющие вещества не предназначены именно для контрбатарейной борьбы. Ядерные ракеты, нацеленные на чужие пусковые установки ядерных ракет, мы помним по Холодной войне. Но эффективность подобного средства очень сомнительна, нет гарантии, что атакованная сторона сама не успеет выстрелить. Нацеливание ракет на пусковые установки это мера, больше выражающая отчаяние, чем здравый смысл. Ядерное оружие тоже, в общем случае, не предназначено для борьбы с себе подобным.
Всë в этом списке - оружие неизбирательного действия, бóльшая часть - оружие массового поражения. Беспилотники как таковые не являются ни тем, ни другим. Однако будучи применяемыми массово, возможно, они становятся им. Сотни тысяч БЛА имеют признаки ОМП.
Похоже, что развитие техники ведëт нас именно в этом направлении. Не скажу, что это радостная новость. От ОМП нет полноценной защиты. Таким оружием нельзя или трудно бороться с ним же. Возникает ситуация, в которой оружия много, а защиты от него нет. Граница между жизнью и смертью, создаваемая противодействием противнику, отсутствует или очень слабо выражена. Военные усилия наносят ущерб неприятелю, но не защищают самого себя. Меч радикально преобладает над щитом.
Для человеческой психики это ненормальная ситуация. Мы привыкли к міру, в котором оборонительные мероприятия создают безопасные области, скрытые за крепостными стенами и тому подобными вещами, а наступательные мероприятия ограничивают наступательный потенциал противника, то есть тоже являются обороной. В случае применения ОМП мы можем только бить, но не защищаться.
Это очень дискомфортное положение дел. Оно может вызвать нетрадиционные реакции. Осознание факта применения ОМП в виде массы безпилотников как состоявшегося может подвигнуть противников к использованию других видов ОМП. Геракл, запутавшийся в отравленной одежде, может броситься в огонь. Пока накал событий не дозрел до такого нерадостного уровня. Но ситуация развивается.
Изменить ничего нельзя. Прогресс запущен. Даже если немедленно остановить текущее мероприятие, к чему я пока не вижу предпосылок, то, что должно случиться, случится, пусть несколько позже и в другом месте.
|
</> |