СМЕНА ПАРАДИГМЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Кабинет министров с небольшими оговорками поддержал поправки в закон «Об образовании», позволяющие правительству определять количество платных мест в вузах в зависимости от кадровых потребностей экономики, пишут «Ведомости» со ссылкой на правительственный отзыв на законопроект. Поправки в случае их принятия вступят в силу с 1 сентября 2026 года.
Вообще-то о внесении изменений в систему образования говорили ещё зимой, когда президент провёл соответствующее совещание с министром образования Фальковым. По его итогам впечатлительные журналисты затрубили: отменят подготовку юристов и экономистов! Ничего такого, как и следовало ожидать, не случилось, но какая-то подспудная работа, как видно, ведётся.
Похоже замахнулись не много-не мало – на радикальную смену парадигмы. Изменения грядут в самом фундаменте. Что есть образование? Услуга вроде развлекательно-познавательной экскурсии, посещения музея, занятий йогой в фитнес-центре или средство подготовки специалистов народного хозяйства? В должном количестве и нужного качества. Кому нужного? Государству, народному хозяйству.
Образование – личное дело каждого или дело общественное, государственное? – вот вопрос, который сегодня встал в полный рост.
Этот вопрос в разных странах решается по-разному. Есть два взаимно противоположных подхода. В реальности они так или иначе сосуществуют, смешиваясь в разных пропорциях: в жизни вообще нет химически чистых случаев. В англосаксонских странах наиболее ярко выражено представление об образовании как о частной услуге. Заплатил – получил. В других странах, сколь я понимаю, наблюдается некая комбинация того и другого подходов с преобладанием частной услуги.
Когда я это писала, по закону притяжения мысли мне попалась такая заметка об образовании в Америке. Желающие могут прочитать тут: https://www.zerohedge.com/personal-finance/they-lied-whole-generation-kids
Заметка выразительно озаглавлена: «Они врали целому поколению детей».
Там простыми словами объяснена работа системы образования как услуги. Молодым людям и их родителям активно внушается: без высшего образования никуда, нет в/о – ты второсортный, отсталый и неполноценный. Это маркетологически грамотно. Собственно, все продавцы услуг (хоть парикмахерских, хоть косметических, хоть услуг фитнес-центров, хоть туристических, хоть театральных) – поступают именно так: внушают публике, что без ЭТОГО – ты убогий лох. А уж внушать в Америке умеют: аглосаксы – лучшие в мире рекламщики и пропагандисты. А дальше тебе впердюривают образовательный кредит. Современному молодому поколению уже впарили на 1,7 трлн. долларов. В последние 40 лет стоимость образования опередила по своему росту все остальные ключевые товары – и недвижимость, и медицину, и энергию. А чего им не расти, раз покупают? При этом имеется 7,6 млн. рабочих мест, совершенно не требующих высшего образования. А также 6,8 млн. молодых людей, которые теоретически способных работать, но – не работают. Об этом я, кстати сказать, писала, в статье о «ни-нишках». Нельзя исключать, что молодые люди, отсидев в колледже, считают простую работу недостойной себя, а на той, которую сочли бы достойной, никто их не ждёт; да и вообще работать они не умеют и не стремятся. Всё это происходит в Америке. При этом нечто близко подобное наблюдается и у нас, что и доказывает правоту итальянской пословицы: «Весь мир – одна деревня».
Но в Америке хоть понятно, кто наживается на внушении публике необходимости высшего образования: торговцы образовательными услугами + банкиры, которые дают образовательные кредиты. У нас дело обстоит абсурдно: образование как бы продолжает оставаться государственным, государство платит за содержание зданий, содержит преподавателей, а платные места – это просто вроде как нечто вспомогательное. Но если государство что-то содержит – значит, оно должно заказывать музыку – разве не так? Оно должно готовить тех, кто нужен ему. Это не только его, государства, право – это его обязанность. А оно эту обязанность выполняет плохо, пуская дело на самотёк.
Но теперь, мне кажется, делается шаг именно в правильном направлении: образование превращается из личного дела покупателя коммерческой услуги – в дело общественное, государственное. Это совсем иной подход: учить тому, чему надо, а не тому, что заказывают дети и родители. И работать люди должны там, где они требуются, по реальным, а не выдуманным специальностям.
На протяжении всех постсоветских лет движение было в противоположном направлении: образование всё больше превращалось в частную услугу. И по законам бизнеса предоставлялись те услуги, на которые был спрос со стороны покупателей. А спрос был на то, что попроще и позанятнее – отсюда бешеное количество всякого рода психологов, конфликтологов, антропологов, политологов, переводоведов, журналистов и знатоков глобальных процессов (есть и такой факультет в МГУ!). Не говоря уж о пресловутых юристах-экономистах: этих наготовили немеряно. И вот что поразительно: на всех этих специальностях есть множество государством оплаченных мест. Зачем? Да ни за чем! Просто, чтоб лишний раз не обижать родителей и преподавателей, а то вдруг выведут на политическую бучу праздных студиозусов.
В результате студенческих мест неимоверное количество. Сколь угодно невежественный и никчёмный выпускник средней школы, с грехом пополам сдавший ЕГЭ, имеет безусловную возможность поступить на «платку» в какой-нибудь вуз, почасту даже и в приличный.
Сегодня Россия находится на первом месте в мире (деля его с Канадой) по охвату населения высшим образованием: в возрастной группе 24-61 год — 54%, в более молодых возрастах — больше. Сегодня на каждого, кто не поленился отсидеть полную среднюю школу (а из неё, как известно, никого не выгоняют), заготовлено статистическое место в школе высшей. Судите сами: в материале ТАСС от 5 июля 2024 г. со ссылкой на г-жу Т. Голикову сообщается, что в данном году выпустилось 635 тыс. учеников полной средней школы, а «контрольные цифры приёма» в вузы — 621 321. То есть почти все! При этом, по сообщению АиФ (№4, 2025), более 60% выпускников школы поступили на бюджет.
Если это не социальная распущенность, то – что?
Мне кажется, в порядке дня стоят такие меры.
- необходимо возродить распределение выпускников по рабочим местам. Притом желательно не после окончания, а в момент поступления. Таких мест нет и не предвидится? Тогда зачем нужен этот детский сад для взрослых?
- Диплом выпускник получает только после отработки нескольких лет по специальности. Сколько? Ну, хотя бы двух-трёх, лучше пяти. Пять – это как раз те 10 тыс. часов практики, которые, как считается, создают специалиста.
- После какого-то числа лет, проведённых без работы по специальности – диплом аннулируется. Исключение – мамы в декретном отпуске. Будут жульничать? Очень вероятно. Но надо для начала определить, что мы хотим получить. В конце концов, если где-то запрещён переход или разворот, не означает, что все будут действовать по правилам. Но правило быть должно, и за нарушение надо взыскивать.
Хорошо бы создать единую базу данных всех выпускников с их дальнейшими местами работы – по сути общедоступное СV всех специалистов. Чтобы работодатель и административные органы имели доступ к этим сведениям.
Словом, государство замахнулось на очень глубокое преобразование: превращение образования в общественное, государственное дело, покусившись даже на «платку». Вообще, мне кажется, на нужные специальности государство должно учить за казённый счёт. Так, собственно, и происходит: на агрономов учат бесплатно.
А ненужные специальности закрыть? Да нет, не обязательно. Достаточно перестать выписывать «диплом государственного образца», возможно, назвать их народными университетами культуры. Часть отомрёт, поскольку туда шли единственно за «дипломом государственного образца», хорошие – останутся. Шире распространить всякого рода курсы, которые вполне могут обучать на сколь угодно высоком уровне.
Образование должно наконец превратиться из непринуждённого развлекалова в серьёзное государственное дело.
|
</> |