Смарт-миссия

Под обложкой содержалось примерно то, что вы уже представили – простые и понятные советы, как из лузера стать победителем по жизни и войти в элиту звёзд и миллионеров. «Начинай с самого важного», «Приступая к делу, держи в уме его завершение», «Мысли в понятиях win-win» и так далее.
Книга выстрелила, как «Аврора» в семнадцатом году. Ею восхищались предприниматели, кинозвёзды и даже президент США. Стивен Кови немедленно организовал семинары по практическому применению своих советов – за такие деньги, что по карману они разве только тем самым высокоэффективным людям.
За «Семью привычками» последовали десятки книг от других бизнес-гуру, решивших вскочить на подножку того же поезда. Что было дальше, мы все знаем.
Однако это лишь внешняя сторона истории, а в ней была и скрытая глубина, куда более интересная для нас с вами.
За семь лет до того тот же самый Кови издал книгу «Божественный центр». Содержались в ней ровно те же самые правила, только чуточку иначе сформулированные. Но вот такого ажиотажа она не вызвала даже близко.
А всё потому, что тема у неё была совершенно другая – не Успешный Успех, а праведная жизнь по законам Бога, как этому учит церковь Иисуса Христа святых последних дней. То бишь мормоны.
Да, Стивен Кови – мормонский проповедник, чего никогда даже не пытался скрывать. Однако учение мормонов настолько своеобразно, а репутация у них в Америке настолько неоднозначная, что обращать в эту веру других людей с каждым годом становится всё труднее.
После нескольких лет миссии Кови понял, что так он слона не продаст, и решил пойти другим путём. Если удастся впарить народу мормонские заповеди под видом принципов успеха в бизнесе, то всё остальное потом уже пойдёт легче.
Он такой не первый и не последний. Подход «выдай ритуалы и предписания своей религии за научно обоснованный метод чего угодно» практикуют уже не одно столетие – с тех пор, как авторитет науки стал выше авторитета церкви.
«Позитивное мышление» и «селф-хелп» – секулярная версия «Нового мышления», американского религиозного движения 19 века. Те исповедовали прагматичную версию христианства – Бог хочет, чтобы все верующие в Него были здоровы, богаты и успешны, а потому достаточно восстановить свою связь с Богом, и всё это придёт к тебе само.
Махариши Махеш Йоги продавал американской же публике упрощённую версию мантра-йоги под названием «Трансцендентальная медитация». Там даже практиковались индийские богослужения «пуджа», адресованные богине Кали и самому Махариши, но гуру настаивал, что ТМ – не религия, а рациональный метод осознания.
Если вы вспомнили сайентологию, то там всё наоборот. Первой Хаббард изобрёл «светскую» дианетику, где у всех практик были обоснования из криво понятой психологии. Потом появилась «церковь», где те же самые практики объяснялись уже по упоротому сайентологическому мифу.
Впрочем, и то, и другое всё равно было изложением убеждений и умственных тараканов самого Хаббарда – человека, которого в разное время покусали конспирологи и телемиты, да ещё всё это наложилось на его собственную душевную нездравость.
Типология Майерс-Бриггс, на которой основана и соционика, была разработана двумя женщинами, ничего не понимавшими в психологии. Они взяли за основу типологию Юнга и доработали её на основе своих умозрительных соображений.
Своим особым путём пошёл знаменитый Уэсиба Морихэи. В молодости он был последователем учения Оомото-кё и другом их гуру, Дегучи Онисабуро. Но Оомото-кё было запрещено, а вся его верхушка арестована. И Уэсиба начал проповедовать всё то же самое, но уже в рамках... созданного им боевого искусства айкидо.
Непосредственно техническая часть айкидо – упрощённое японское айки-дзюцу. Но вся философия и даже некоторые практики (например, «кототама») – из Оомото.
Впрочем, и наше родноверие тоже распространялось через боевые искусства. На ум сразу приходит созданная Александром Беловым «Славяно-горицкая борьба» – школа экзотического рукопашного боя, в нагрузку к которому шла лошадиная доза турбославянства прямо в мозг.
В общем, есть проповедники фанатичные. Эти везде и всюду говорят о своей религии, даже (и особенно) там, где их не хотят слушать.
Есть проповедники горячие. Эти говорят о своей религии любому, кто готов слушать, и пытаются зажечь его своим энтузиазмом.
А есть проповедники хитрожопые. Эти стараются сделать так, чтобы ты принял их веру, клюнув на что-то другое, более тебе интересное.
|
</> |