С.М. Прокудин-Горский. Профиль строющагося через Тобол ж.д. моста. 1912 год и
picturehistory — 10.12.2021Это всего лишь фрагмент, современное фото сделано гораздо ближе, потому что мост сейчас надёжно охраняют.
Западная Сибирь. Тюменская область. Ялуторовский район. Город Ялуторовск. Ж.Д. мост через реку Тобол.
С. М. Прокудин-Горский сделал как минимум три фотографии строящегося железнодорожного моста через реку Тобол в городе Ялуторовске в 1912 году. Мне попасть на мост конечно не удалось. Охранник прошедший пол километра по мосту с того берега, чтобы узнать зачем я трусь под забором, даже немного обалдел от моей наглости, узнав что я хочу пройти по мосту да ещё и сфотографировать его. Видимо с такой просьбой к ним ещё ни кто не обращался. Но всё же спасибо этому человеку за то что вежливо объяснил как тут обстоят дела с фотосъёмкой, не смотря на вопли начальника из рации, откровенно приказывающего послать меня на три буквы. В общем фотографировать мост запрещено очень жёстко. Если увидят объектив направленный на мост со стороны города, то вызывают полицию, если обнаружат фотографа на правом берегу, то ловят его сами со специально натасканными собаками. Слова человека с автоматом звучат всегда убедительно. Если до этого в моих планах была аренда лодки, чтобы снять если не с моста, то хотя бы с того берега, но после разговора с охраной, от посещения правого берега я решил отказаться.
Что бы исследования подготовки к фотосессии не пропали даром, выкладываю карту. Вдруг кто из охраны захочет пойти на должностное преступление и сделать фотосравнение, пусть видят от куда и что надо снимать -
Красное (KMZ) - Профиль строющагося через Тобол железнодорожного моста. -
Снимок сделан с четвёртой опоры в сторону комбината хлебопродуктов.
Чуть правее опор на горизонте видно кирпичное здание, это новенькая только открывшаяся паровая пятиэтажная мельница купчихи 2-й гильдии Е. Д. Гусевой -
Первый этаж не виден за забором, ну а пятый это практически чердак. Мельница вблизи -
Сейчас вокруг, казавшейся когда то гигантской мельницы, выросли ещё более гигантские здания комбината хлебопродуктов. Да и само здание старой мельницы одело высокую шапку дополнительного этажа. 2018 -
Мельница совсем в упор -
Сейчас с этого ракурса мельницу совсем не видно, её начинает закрывать полукруглый ангар на территории комбината -
Дорога на переднем плане, думаю идёт по тому месту, где была временная железная дорога для подвоза стройматериалов к мосту.
Е. Д. Гусева -
Слева, на снимке Прокудина-Горского, видна водонапорная башня на железнодорожной станции Ялуторовск -
Башня на Гугл панораме -
Возможно, на старом снимке, правее башни видна крыша вокзала, но это не точно.
Зелёное (KMZ) - Часть построек левой стороны моста [через р. Тобол у г. Ялуторовска] (снято снизу реки). -
Левее первой опоры видны две церкви и пожарная каланча -
Слева Вознесенская церковь, справа Троицкий собор. Все церкви и башню снесли в советское время, и хоть Троицкий восстановили как Сретенский собор, поставили его не совсем на то же место и сейчас он ориентир вводящий в заблуждение. Надёжным ориентиром осталось здание на котором раньше стояла пожарная каланча, сейчас у него два адреса, Ленина 14 и Первомайская 32.
Тот же вид 2018 но не с правого, а с левого берега перед мостом -
Сохранившийся дом спрятался за церковь, но он стоит рядом с тем который виден. То есть при смещении влево, на правый берег, возможно даже появится визуальный ориентир.
Жёлтое (KMZ) - Строющийся железнодорожн. мост через Тобол около г. Ялуторовска (снято снизу реки). -
Здесь не видно зацепок к местности кроме опор самого моста. На снимке 2, 3 и 4 опоры, справа на лево.
Вид уже построенного моста 1913 год -
Слева вдали мерещатся здания, но на самом деле это вагоны на временной железной дороге.
Опоры моста построены с ледорезами, у основания в два раза шире. Опоры нового моста без ледорезов. У меня сложилось впечатление, что при постройке второй железнодорожной линии использовали уже имевшийся фундамент ледорезов, просто нарастив их до уровня старых опор.
Мост верой и правдой прослужил как минимум до пятидесятых годов прошлого века -
На переднем плане примерно то же место на котором стоял Троицкий собор.
Вдали видны полукруглые пролёты моста. Сейчас пролёты конечно уже другие, но опоры моста, наполовину остались прежними.
Фото из инета 2011 год -
Судя по заметкам к карте Сибирской железной дороги (1892 - 1902) строительство в Сибири было настолько тяжёлым что инженеры лишались рассудка -
И совсем почему то не было строительного леса, лишь дровяной -
У Прокудина-Горского был ещё один снимок, скорей всего сделанный в этом месте "Вид с быка постоянного моста через Тобол.", ведь первое фото сделано как раз с опоры моста (быка). Но фото к этому названию в альбоме, точно вклеено неправильное. И есть фото со странным названием "Река Урал." странное потому что фотограф на этой реке вроде бы не был и название скорей всего должно звучать с точкой по середине. Предполагая что фотографии могли быть перепутаны и Река это и есть Вид с быка, на карте я начертил возможное направление съёмки синим.
Синее (KMZ) - Река Урал. или Вид с быка постоянного моста через Тобол. ??? -
На снимке совершенно не за что зацепиться, даже направление течения непонятно. Волны на снимке перекрёстные, движутся от точки съёмки и справа налево, но это больше говорит о направлении ветра, а не течения.
Из за того что дальний берег находится в тени, не совсем понятно, это высокий берег или ровная шеренга деревьев.
При наложении на карту получается что на снимке должен быть виден тот же берег что и на снимке указанным жёлтым цветом. (белый четырёхугольник на карте) Но там совсем другой песчаный берег. При съёмке с высокого быка можно предположить что этот участок оказался внизу за кадром, но берег на снимке уходит влево, а не вниз, да и не выглядит снимок сделанным с большой высоты.
Современный вид этого места, снимок сделан скорей всего из окна поезда, 2010 год -
Хоть и похоже, но современная река намного меньше. Где ещё Горский мог забраться на быка? Реку Тобол железная дорога в 1912 году пересекала лишь в Кургане, но там река совсем маленькая и её повороты совсем не похожи на этот. Карта 1901 года -
На карте указана строящаяся железная дорога из Тюмени в Тобольск! Но железная дорога туда дошла лишь в 1969 году, и совсем другим путём, а по этому пути сейчас проходит автодорога -
Разговоры о постройке железной дороги в Тобольск до революции были, но вот началась ли стройка на практике, не знаю. Если предположить что всё же началась, но не завершилась из-за революции. то получается что современная авто дорога идёт по насыпи старой железной дороги. И быки для моста через Тобол там тоже могли построить.
Перед этим местом в Тобол впадает Тура, по которой Прокудин-Горский шёл из Тюмени в Тобольск на пароходе. Поэтому и река здесь пошире и фотограф здесь точно был.
Но вид с этого моста тоже не очень похож, 2018 -
Похожий вид здесь, в отличии от Ялуторовского, против течения. На изгибе правого берега, виден как бы заусенец, загнутый по течению. И на Прокудинском снимке видны похожие заусенцы -
Интересно это точно значит что снимок сделан против течения?
В общем точно привязать этот снимок к местности наверно уже не получится, так же как снимок с мельницами, сделанный в окрестностях Ялуторовска.
Мельницы. (В Ялуторовском уезде Тобольской губ.) 1912 год -
В 1784 году в Ялуторовском уезде насчитывалось 552 водные и ветряные мельницы. И поэтому на гербе города изабражено мельничное колесо -
Троицкий собор в городе Ялуторовск. 1912 год и 106 лет спустя. -
https://to4et.livejournal.com/112777.html