рейтинг блогов

Крещение Киевского государства

топ 100 блогов ratrussian29.04.2024

По случаю приобрел на выходных советское издание книжки д-ра филос. наук профессора Гордиенко «Крещение Руси: Факты против легенд», отпечатанную в Ленинграде в 1984 году «Лениздатом», рецензентами которой выступили д-р филос. наук Ипатов и д.и.н. Емелях. Книга издана в середине 1980-х неслучайно, ибо тогда же московская РПЦ, главный российский конспиролог и еретик, начала готовиться к 1000-летию Крещения Киевского государства под руководством патриарха Извекова из села Кобылино.

Иллюстрация: novyny.live
Иллюстрация: novyny.live

Книжка в первую очередь антиклерикальна, что отнюдь неудивительно для любого научного труда советской эпохи. Во вторую, насыщена (но не перенасыщена) вкраплениями социалистической цензуры, но в те времена иначе и быть не могло. Наконец, любое утверждение автора подкреплено научными теориями из более ранних трудов, а чаще других Гордиенко ссылается на известнейшего московского историка Бориса Рыбакова. Основная же задача труда — доказательство того исторического факта, что РПЦ никакой связи с Крещением Киевского государства не имеет просто потому, что создана после 1240 года; само же Крещение на землях нынешней Украины явилось логичным и естественным процессом, направленным на федерализацию разрозненных общин в рамках строительства государственности, — «начальной фазой становления феодального строя в Киевской Руси».

Труд Гордиенко не является библиографической редкостью, пережил массу редакций и переизданий, широко доступен для приобретения во многих магазинах — в том числе, российских, — и рассчитан на широкий круг читателей, что в аннотации буквально и указано. Более того, в виде аудиокниги он есть даже на YouTube. Работа также полностью соответствует учениям советской исторической науки, утверждениям которой на момент публикации оппонировали исключительно малообразованные клерикалы из московской РПЦ. Лишь 10 выбранных цитат, которые вряд ли станут откровением для всех, кто не обучался в российских общеобразовательных школах:


Такого события [Крещения Руси] отечественная история не знает. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской державы. Официальное начало этому процессу [...] положил князь Владимир, крестивший в 988 году только жителей своей столицы, а в последующие годы — и население ряда других городов Киевской Руси. Назвав приобщение к христианству одних лишь киевлян «крещением Руси», православные богословы я церковные историки допустили грубейшее нарушение элементарной логики, известное под названием подмены понятий.

В принципе не принимая словосочетание «крещение Руси» и присоединяясь к тем, кто считает необходимым вообще изъять его из научного обращения и повседневного обихода. Выражение «крещение Руси» употребляется лишь в одном смысле: для обозначения всего процесса насаждения и утверждения христианства в качестве господствующей идеологии классового древнерусского общества и государственной религии Киевской державы.

Обращение в христианство жителей древнего Киева характеризуется ими как «крещение Руси» и объявляется началом всех начал. Крещение киевлян, произвольно выдаваемое за «крещение Руси», провозглашается современной церковной печатью «величайшим событием в истории русского народа».

Во второй половине 1977 года с санкции руководства «русской зарубежной церкви» и под его непосредственной опекой была создана «Комиссия по подготовке празднования тысячелетия крещения Руси», составленная из антисоветчиков всех мастей и рангов и возглавляемая бывшим духовником генерала-предателя Власова, а ныне настоятелем одного из нью-йоркских храмов «русской зарубежной церкви» протоиереем А. Киселевым.

Советская историческая наука датирует время образования Древнерусского государства IX веком. «К началу IX в., — пишет Б. А. Рыбаков, — в центре восточнославянских племен сложилось государство Русь, объединившее почти половину племен вокруг Киева и ведшее борьбу с кочевниками, с Византией и с варягами».

Лавра. Фото: Adobe Stock.
Лавра. Фото: Adobe Stock.

В каждый союз входило 8 — 10 соседних племен, а число самих союзов исследователи доводят до пятнадцати. Автор «Повести временных лет», на которую исследователи ссылаются как на источник, упоминает племенные княжения полян, древлян, дреговичей, словен и полочан (не чудь, мордва или мещера — прим.). Историки полагают, что союзы племен существовали в Древней Руси в VI — VIII веках и были важным этапом на длинном и трудном пути становления Древнерусского государства.

Летописный рассказ о «призвании варягов на Русь», тенденциозно изложенный и фальсификаторски интерпретированный, был положен в основу так называемой «норманской теории» возникновения Русского государства, согласно которой варяги (норманны, скандинавы) создали государственность на Руси. Эта глубоко антинаучная и социально реакционная лжетеория, разработанная во второй четверти XVIII века, убедительно опровергнута советской исторической наукой, и такие опровержения читатель найдет в любой книге по истории Древнерусского государства, что освобождает нас от необходимости рассматривать их здесь.

Христианство входит в общественную жизнь Киевской Руси как мощный идеологический фактор не в догосударственный период ее истории, а лишь тогда, когда Древнерусская держава просуществовала уже более века, политически окрепла и заявила о себе всему миру как могучая сила, с которой должны были считаться соседние государства, вплоть до императорской Византии. Поэтому утверждение идеологов церкви о том, будто с принятия христиансгва князем Владимиром и его подданными начинается русская государственность, является искажением исторической правды.

У современных православных богословов и церковных проповедников нет оснований утверждать, будто отечественная история начинается с принятия христианства киевлянами. Безосновательны и их заявления о том, что русская православная церковь якобы «стояла у истоков русского национального самосознания, государственности и культуры». Утверждения такого рода не имеют ничего общего с истиной.

Как неоднократно отмечалось, крещение киевлян явилось всего лишь началом процесса христианизации Древнерусского государства. Новую веру, ставшую государствеинай религией, надо было распространить по городам и селам Киевской Руси.


Это выдержки из первых 80 полос 287-страничного фундаментального труда, по которым можно судить о содержании работы. Возникает очевидный и аксиоматичный вопрос: а где в этом всем Россия и РПЦ с их «тысячелетней историей»? Ответ не менее безусловен: их в истории первых столетий Киевской Руси не было и быть не могло по определению. Да, были Боспорское  и Скифское царства, Тюркский и Хазарский каганаты и Волжская Булгария. Но все более ранние государственные образования не имеют никакого отношения ни к Киевской Руси, ни к христианству.

Московское же царство было создано лишь в 1547 году, через много столетий после образования Киевского государства. А династическое Московское княжество, существовавшее с середины XIII века, не являлось государством, ибо изначально было уделом в составе Владимиро-Суздальского княжества, и вообще с Киевской Русью не пересекалось до определенного момента территориально.

Что случилось далее, известно: с середины XVIII века начинается сочинительство конспирологических псевдонаучных лжетеорий о связи образований на территории будущей России с Киевским государством, а в XXI веке питерский троечник делает ненаучную бесовщину официальной «историей» России. Любого же современного выпускника российской школы, включая упомянутого персонажа, легко поставить в тупик вопросом о дате первого Крещения Киевской Руси — никто из них ее банально не знает.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Хочешь любовь за деньги – купи собаку Из глубины веков. Мне в детстве как-то очень сильно срезонировали слова одной одноклассницы: "Я знаю, ты со мной из-за книжек дружишь!" Это было сказано очень спокойно, с принятием того, что раз сама она неинтересна, так хоть из-за книг с ней воз ...
Посмотреть на Яндекс.Фотках Так как пришел на работу очень рано, то решил запостить несколько фотографий из Киева. Что именно изображено на фотографиях местами не знаю))) Вот на этой фотографии - одна из основательниц Киева - Лыбидь (или ...
1. 1940. Гитлер в Париже. Кортеж проезжает по Елисейским полям и останавливается возле Эйфелевой башни и Триумфальной арки . 1. 1940. Гитлер в Париже. Кортеж проезжает по Елисейским полям и останавливается возле Эйфелевой башни и Триумфальной арки 2. 1942. Немецкие ...
Сегодня праздник - день счастья!!! Поэтому решила поддержать позитивный флешмоб!!! Идею взяла  у fen_vey в Позитивный флешмоб Предлагаю сделать мир чуточку добрее и участвуем в позитивном флешмобе - делаем пост на позитивную тему с пометкой "позитивный флешмоб" Даешь ...
Вчера на западных сайтах появилась провокационная информация об Олимпийских играх в Сочи. Главному российскому провокатору мало российской ...