Слушать или нет: "Кофе с перцем" Д. Бергера

Эта книга заняла второе место в "Русской премии", а первое совершенно заслуженно - "Валсарб" Хелены Побяржиной. Но когда вручали награды (кстати, освещала награждение в своём ТГ канале – все подписаны?), я Бергера ещё не читала, поэтому сразу после премии поспешила восполнить лакуну, а вот выложить получилось только сейчас.
Что ж, это и правда крепкое второе место. Не шедевр, но написано хорошо, герои интересные, сюжет закручен достаточно лихо. И мне кажется, что это удачная книга для середины зимы – она и о Боге, и о любви, и довольно сентиментальная, и экзотичная при этом. И в ней жарко)
Кофе с перцем
Даниэль Бергер

Чтец: Алексей Багдасаров
Продолжительность: 5 часов 10 минут
Возрастное ограничение: 18+
Лейбл: Аудио Издательство ВИМБО
О чём?
А вот тут возникают трудности. Начинается роман с атмосферного и очень уютного описания процесса варки авторского кофе неким Фаруком и его же пространных рассуждений о кофе и перце:
"Кофе состоит из круглых атомов, которые, смешиваясь с водой, превращают обычную темноту в густую ночь перед самым новолунием. Тьма окутывает тебя, тяжелит веки, делает слова значительными и неспешными."
"Кто отважится провести по перечной доске широким влажным языком, тот немало удивлен будет. Ведь после огня придет сладость. И продержится ровно столько, сколько времени нужно слезе, чтобы омыть глаз. А потом, сквозь слезы, почувствует смельчак и послевкусие, голодное и злое."
Но если вы думаете, что это уютная кулинарная книга, то вы глубоко ошибаетесь, роман очень быстро превращается то в философский трактат, то в авантюрный роман и детектив, а смертей и насилия в нём прямо на удивление много. Особенно для "уютного" романа.
Хорошо ли это?
С одной стороны, да. Я в принципе не против смешения жанров, да оно уже стало общим явлением, мы давно не удивляемся самым необычным сочетаниям, как тот же кофе с перцем. Всё это действительно придаёт книге необходимую глубину, заставляет не просто развлечься за чтением, но и потрудиться мыслить и размышлять.
Например, конкретно здесь все эти пространные диалоги с Богом и Его врагом, заставляют задуматься о вечном. Что есть смерть? Что есть жизнь? И вправе ли мы распоряжаться жизнью – своей и чужой? Это особенно актуально сейчас, когда повсюду горит пожар войны.
И о войне и воинах, кстати, в книге довольно много сказано. И при этом сказано поэтично, потому что один из героев как раз поэт и воин. Но так же много места в книге отведено любви. Жаркие восточные страсти, неизбежное насилие и вечная любовь – всё перемешано с кровью, перцем и кофе так густо, что иногда теряешь голову от этого многообразия.
"Бог – это жизнь. Разве не дает Он жизнь всему и не наказывает за прекращение жизни? Разве не в соединении с Ним задание наше? Бог тянет нас магнитом к себе, и даже когда не оправдываем мы Его надежд, Он прощает и вдыхает в нас жизнь новую, пока не исполним должное.Отнимая жизнь у одного существа, Он печется об умножении жизней многих. Ты ведь знаешь, что, не будь волков, овцы расплодились бы так, что сожрали бы всю траву и все деревья и в итоге погибли бы от голода?"
Что не так?
И всё же, всё же приходится говорить и о другой стороне медали: вся эта пестрота востока и затейливые финты повествования кажутся мне если не искусственно выстроенными, то уж точно излишне причудливыми. Как-то всё слишком усложнено, слишком вычурно. По-восточному чрезмерно и красочно. Как турецкий базар. То есть вы его можете и любить, однако обязательно дозировать.
Но слушать, а слушала я в исполнении мэтра Багдасарова, было интересно, хотелось узнать, чем сердце успокоится и останется ли в живых мудрый и милый Фарук. За него переживала сильнее всех)
А напоследок вот вам цитата:
"Ведь можем же мы и себя любить весьма мало, да и к ближним относиться не лучше? А вот если мы себя полюбим всей душой, всем сердцем, всей крепостью своей и разумением, то и от избытка этой любви, имея ее от себя же в ответ, – ведь не может же любовь к себе быть безответной? – вот от избытка-то мы и других полюбим… Но тогда придется признать, что один объект во всей этой истории лишний. А именно – Бог. Есть я – бог, дарующий себе любовь и отвечающий любовью себе, и есть ближний, на которого этот ответный избыток любви моей проливается."
Читали? Слушали? Любите восточный базар?
|
</> |