Служители ценности комфортоцентризма прикрываются идеалами передовитости
ifc — 07.09.2024К вопросу о последствиях эпидемии тупости.
На днях по новостным лентам прошелестела эпичная история из Оплота Свободы, относящаяся к той же категории, что и упоминаемый мною в 2019 году клубок единомышленниц на эльфийском эсминце "Фицджеральд".
Вот краткое изложение свежих лулзов о US Navy от коллеги Карманова:
Шикарная зарисовка состояния ВМФ у нормальных-то-стран.
Командование боевого корабля (см. фото выше) сговорилось и поставило на него Starlink, а нему приделала WiFi - чтобы смотреть спортивные программы, фильмы и переписываться с родными.
Рядовым членам экипажа не сообщили, а новым командирам по секрету говорили, брали деньги за доступ и давали пароль от вайфая. В схеме было 15 человек.
Организатор на второй картинке - кстати у неё MBA по направлению "информационная безопасность", так-то. Она, как пишет следствие, прикладывала многомесячные усилия, чтобы скрыть факт нахождения на корабле спутниковой антенны, включая предоставление фальшивых документов руководству.
В ходе развёртывания сети также была допущена ошибка - оказалось, что одна WiFi-точка не покроет весь корабль (внезапно. MBA по InfoSec, да), поэтому во время стоянки на Гавайях на суше были куплены ретрансляторы сигнала.
По статье целый детектив про то, как часть экипажа, чтобы смотреть в каютах всякое в онлайне, подделывала документы и врала начальству и проверяющим.
Очень впечатляет, знаете ли. Армия, личный комфорт "а мне хочется смотреть киношку и всё тут", ценности.
То, насколько это пипец и выдаёт местоположение корабля - думаю, сами понимаете.
Зарисовка прекрасно иллюстрирует то, о чём здесь шла речь совсем недавно: игнорирование древней рептильной природы людей никогда не остаётся безнаказанным для человеческих сообществ. Чем больше потакания оной природе - тем шире проявления инфантилизма (он же - рагулизм). А уж с потаканием оной в нормальных-то странах - дела обстоят так, что закачаешься.
Коллега Мараховский позавчера как раз приводил очередной пример оного:
<...> Одной из главных практических проблем современности является то самое культурное наследие героико-гуманистического XX века, вернее, его масскульта, заинсталлированного в нас до полной неискоренимости - по милости которого мы зачастую оказываемся безоружны перед людьми, носящими на себе априорно положительные моральные бренды.
В комичном виде мы можем наблюдать это на примере пресловутых толстяков западного мира. Эти толстяки, конечно, жертвы - но жертвы собственных страстей (а нередко и страстей своих родителей, подсадивщих их с детства на соответствующую зависимость). Существуют исследования, буквально подтверждающие целый ряд изменений даже в головном мозгу обжоры, делающих его в известном смысле «инвалидом воли» (например: «Новое исследование показало, что ожирение может нарушить способность мозга распознавать ощущение сытости и испытывать удовлетворение после употребления жиров и сахара. Кроме того, эти изменения в мозге могут сохраняться даже после того, как люди, считающиеся страдающими ожирением с медицинской точки зрения, теряют значительное количество веса - возможно, это объясняет, почему многие люди часто набирают потерянные килограммы снова. „Не зафиксировано никаких признаков обратимости - мозг людей с ожирением [даже после потери веса] продолжает испытывать недостаток в химических реакциях, которые говорят организму: ‚ОК, вы наелись‘“, - говорит доктор Кэролайн Аповиан» и пр.).
Но инвалиды заслуживают сочувствия, а не глорификации и не героизации.
Между тем - именно это многим из них нужно. Как мы знаем из свежей немецкой сенсации, за то, что какую-то толстую депутатку в германских интернетах обозвали толстой, полиция начала разыскивать преступника-хейтера.
Нетрудно увидеть за данным морализмом очертания Догвилля: жертва приступает к репрессиям, держательница бренда, вызывающего предписываемое сочувствие, начинает карать.
Но сопровождается упомянутое потакание, конечно же, ритуальными речекряками о том, что политика, направленная на увеличение степени гиперопекаемости разнообразных тупиц - это концептуальное проявление высокой морали etc. В чём Оплот Свободы (как и другие нормальные-то страны) продолжает скакать по граблям позднесоветского периода истории Этой Страны.
О чём тот же коллега в начале текущего месяца написал:
<...> Ценность не тождественна идеалу. Путать их нельзя, но это постоянно делается (к сожалению).
Грубо говоря, идеал есть культовый актёр Джеймс Дин в нашем 1955-м, он же к-попер Чонгук в нашем 2021-м, он же робот Вертер в нашем 1984-м.
А ценность есть конкретная фотокарточка данной звезды, приобретённая конкретной девицей эксклюзивно для себя и используемая прикладно (тут мы стеснительно отвернёмся и не будем подглядывать в девичье логово).
Разница между идеалом и ценностью, как следует из этого чуть скабрёзного примера, в том, что идеалом мы не обладаем, а ценностью - обладаем. Идеал бесплотен, идеал оторван от нашего здесь-и-сейчас, идеал недостижим. Платон сказал бы решительное НЕТ в ответ на вопрос, можно ли человеку обладать какой-нибудь из его идей: людям доступны лишь их отражения, тени, воплощения, аватары.
Ценность же - как раз имеет чудесное свойство воплощаться в жизнь, превращаться в жизнь, пребывать в жизни, быть объектом обладания, сливаться со своими носителями и становиться ими. Процесс данного соединения с ценностью на этом проекте называется «служением»: его формы бесконечно разнообразны, но всегда очень практичны.
Если бы у нас были волшебные очки, показывающие суть вещей - то мы могли бы, например, заглянуть в какую-нибудь почтенную норвежскую кирху на рождественскую службу и не увидеть там никакого служения Христу. Но зато бы увидели бы служение Христу на стоянке у соседнего супермаркета, где толстяк бездуховного вида тащит в тележке к своей машине покупки (ведь среди них есть подарок тому, кому толстяк ничего не должен, но кому хуже).
Это не значит, между прочим, что в кирхе не служат никаким ценностям. Это задача почти невыполнимая. Всё на свете, что мы ни делаем, есть служение каким-нибудь ценностям. В самом начале х/ф «Гран Торино» многочисленное семейство Ковальски, формально и равнодушно собравшееся на похороны матроны под скептическим взглядом уценённого патриарха, всё равно служит - отчасти семейной традиции, отчасти приличию, отчасти надеждам получить крутую тачилу. Большинству, правда, наплевать на саму почившую старушку и на здравствующего старика, но это свидетельствует лишь о том, что ценности в конкретном семействе изменились.
<...>
Если мы, памятуя о разнице между идеалами и ценностями, взглянем на предложенную тему «ошибок коммунистов», то перед нами разверзнется вполне объяснимая панорама этих ошибок.
Во-первых, ув. коммунисты по ряду исторических причин (главная - неопытный юношеский техноцентризм, ещё не опровергнутый практикой) отрицали неизлечимость и повсеместность общечеловеческого «двойного синдрома»: одновременные умение всё запарывать + веру в концепции.
А ведь нет ничего более термоядерного в смысле потенциальной вредоносности, чем человек, всё фейлящий и при этом нерушимо верующий в идеал/концепцию/схему.
Кажется, мне довелось уже вспоминать об этом на страницах данного проекта. За десятилетия работы с очень разными ув. людьми я зафиксировал одну почти безотказную корреляцию: чем больше некто настаивает на важности «выработки чёткой схемы взаимодействия, алгоритма работы, критериев доработки и пр.», тем больше мы можем быть уверены, что эта сволочь будет гнать брак и шлак.
По одной простой причине: ценный человеческий работник всегда служит процессу работы и старается сделать его лучше. А неоперабельный концептуал - стремится «соответствовать требованиям». Это делает его как трудящуюся единицу глухим, слепым и криворуким петрушкой, потому что он не видит в своём труде никакой ценности, не слышит от него никакого ответа, не чувствует его в своих руках, не переживает момента взаимного обладания.
А теперь представим себе огромную страну, в которой удельный вес маньяков, слившихся со своим делом до неразделимости (эти маньяки упоминались здесь), упал ниже критической точки - а квалифицированное большинство ув. трудящихся/функционеров/начальников «соответствуют требованиям».
Вспомним знаменитые некогда и понятные без толкования слова:
- Приписки
- Очковтирательство
- Простои
- Бракоделы
- Занижение плана
- Блат
- Куры передохли, высылайте новый телескоп.
Во-вторых, ув. коммунисты путали идеалы с ценностями и полагали, что человек может «служить идеалу».
Это, как видно из примеров выше, дичайший логический оксюморон, бараньи перья, варанья шерсть и сапоги всмятку. Служить можно лишь тому, чем обладаешь - а идеалом, носящимся где-то за пределами атмосферы, обладать невозможно.
Эту проблему в практическом смысле никогда толком не артикулировали, но пытались решить - за счёт создания своеобразной культуры романтической страсти к идеалам. На Марсе будут яблони цвести. Когда у меня вырастет сын, мы приедем поклониться неумирающему духу того, чьё имя - Феликс Дзержинский - «меч и пламя» пролетарской революции. Сегодня не личное главное, а сводки рабочего дня, сердце волнуется.
Говоря по-человечески, вайб советского романтизма был в том, что сейчас у нас, конечно, нет коммунизма, Марса, изобилия и тем более неумирающих духов. Но сила нашей страсти даст нам всё это в будущем, а самое стремление к идеалу делает нас счастливыми уже сегодня.
Тут мы сегодня можем только развести беспомощно руками. Так не понимать человеческую душу надо было уметь.
Ведь романтическая страсть есть а) явление глубоко эгоцентрическое, б) индивидуальная одержимость и исступление, презирающие обстоятельства и глухие к разуму в) штука, в конечном итоге служащая личным эмоциям.
Легко понять, что романтизм, не получающий достаточно наград и ачивок по пути, чтобы накормить своё страстное эго, заканчивает либо тем, что иссякает («о, смотрите, Петрович предал социалистические идеалы, обленился и завёл под Москвой домик с кабанчиком»), либо перебраживает в обиженную мизантропию и кровожадный ресентимент («все сволочи, все забыли идеалы, не осталось советских людей, один быдляк, нужно всех в кирзу и к станкам/в окопы»), либо попросту меняет объекты своей мелкомоторики на более отзывчивые в плане наград.
Поэтому руководитель «Самоцветов» не поехал паковать почтовый груз сам и не послал делать это своего сына - тот пошёл за папой на эстраду (и правильно сделал). Автор цветущих марсианских яблонь был четырежды женат, но никто из его детей не полетел в космос, а все пошли по культурной линии, а сам он был сбит автомобилем по пути на свою дачу в Переделкино, а не на Байконур. Авторка же бессмертного духа Дзержинского и вовсе получила нобелевскую премию за отстаивание прогрессивных западных идеалов и духовное сопротивление собственной совковой Белоруссии.
Почему всё так получилось? Потому что романтизм - хреновая валюта для практической экономики и массовой биографии на сколько-нибудь длинной дистанции. Романтизм бывает хорош как одноразовая мера, но мы все знаем ведь, в чём разница между «100 грамм перед боем» и «300 грамм каждый день». Ведь знаем же?
Status Civilization попала в ту же ловушку, что и любимый наш Мордор: эльфы провозглашают, что служат идеалам передовитости (в них выродилось "развитие" неомарксизма), но IRL служат тем ценностям, которым служили офицеры упомянутого в начале поста USS "Манчестер".
Которые просто хотели смотреть прон, делать ставки на спорт и переписываться в соцсетях, не отходя от боевого дежурства.
Итог немного предсказуем, не правда ли?