Служба в морской пехоте

топ 100 блогов twower13.11.2013 Продолжение повествования от Служба в морской пехоте volot26rus, в 2011-2012 гг проходившего службу в 414-м отдельном батальоне морской пехоты:

*****
По возвращению начали готовиться к прыжкам. Опять сборы, смотры, которые в прочем стали менее придирчивыми, едет только наше подразделение, к тому же не в другую страну. Но к ним прибавилась работа по подготовке ПДИ (парашютно-десантного имущества). А это означало, что предстоит провести ревизию этого самого ПДС на целое подразделение, определить уровень сохранности и готовности.

Читателю может показаться, что мол “А ты то тут причём, матрос Пупкин?”
Отвечаю. Во время определения людей на данные работы, брали тех кто имел хоть какое то отношение к парашютам и прыжкам. Так как некоторые наши “дембеля” прыгнули всего по разу-двум, а некоторые вообще не прыгали(по неизвестным мне причинам), таких людей было мало. Тут то я со своими 4-мя гражданскими прыжками опять полез в…. проявил инициативу в общем. Это потом уже отмазывался, что только прыгал, не укладывал. На гражданке оно как ведь, 2 дня подготовки по 2-3 часа и на третий день уже летишь и материшься. Никаких укладок или ещё чего. Но было поздно, туда меня уже определили. Я же только подбил ещё одного парня, земляка своего, на это. Ему повезло больше. Он стал помогать нач.склада ПДИ. Там и прохлаждался до конца службы, отмазываясь от всех нарядов и работ)))

Но не о том. Парашюты оказались Д-6 серии 4 и их спутницы, парашюты запасные, З-5. Если первые были ещё 94-98 гг, то со вторыми было печальнее 90-97. Но по срокам службы и хранения запас ещё был, да и при проверке они были в хорошем состоянии, за исключением пары штук, на них сразу были составлены акты и списаны.

В наряды, в связи с отбытием, наше подразделение практически не попадало. Уборкой тоже не занимались. Да и вообще, такой элемент как ПХД не проявил себя на моей службе. Участие в мойке взлётки принимал раз 6 лично, 3 раза до присяги 3 после. У нас этим занимались гражданские подрядчики. Конечно 6 тёть не вымоют ЦП так чисто как рота солдат, но что тут поделаешь, раз министр сказал, значит надо уступить. Уборкой территории в\ч занималась та же организация.

Ещё один из ярких моментов данного промежутка, это увеличение количества ВВ в Р.Дагестан.

На территории бывшей бригады, где располагалась наша часть, как я уже упоминал, были пустующие казармы. Так вот, если в конце лета всего одна-две казармы были заняты ВВшниками, СпН из Хакасии или Ханты-Мансийска, то к ноябрю свободной осталась лишь одна казарма. Приехали даже “Витязи” московские. Вот тут то и стала заметна разница в оснащении. Автоматов без коллиматоров у них не было от слова совсем, ну разве что только у тех кто на входе стоял в казарму. Пулемётчик таскал на себе 5-6 коробов под Печенега, да и вообще, уровень снаряжения был гораздо выше (Тигры, БПЛА, радейки УКВ на всех в группе, снаряга и прочее).

А ещё, было видно что люди приехали сюда делать свою работу. Уровень подготовки их рядового состава, на мой взгляд, был выше чем многих наших офицеров. Не всех правда это спасало. До сих пор я помню с каким уважением к ним и их работе относились все. Особенно когда дело доходило до потерь. Не раз стоя вечером на поверке вечерней слышали что рядовой-сержант-старшина такой-то погиб при выполнении боевых обязанностей.

Как то пару мужиков с “Витязей” добрались к нам на этаж по делам, увидели толпы людей ходящих в тапочках, с голым торсом. При появлении их на этаже дневальный вызвал деж. по роте и когда тот появился, между ними состоялся разговор, свидетелем которого стал я. Парни спрашивали про быт, удивились что это казарма - общага, они попали в обычную, с большими кубриками и двухъярусными кроватями. И ещё больше удивились что вот эти самые молодые парни перед ними - срочники, обычные срочники. Попросили показать как вообще тут живут, им показали, когда узнали что платят местным контрабасам ничуть не меньше чем им, начали грустно шутить о том, что мол надо переводиться сюда, живёшь припеваючи, занимаешься потихоньку и тут не стреляют…

А стреляли они часто. На полигон они не ездили, располагались на берегу, ставили мишени и тренировались. Практически каждый день, часть тактикой занимается, часть на выезде, часть на огневой.


Ну да опять меня понесло не в ту степь. ПДИ проверенно, уложено в Урал и Камаз, и отправлено в Астрахань, ну а мы следом. Ехали без оружия, так как первые прыжки, в их программу такое не входит.

На прыжки поехали опять же не все. Часть срочников увольнялась в октябре-ноябре. Да и вообще, за пару дней до отправки стояли мы на плацу. Комбат разговаривал с офицерами, мы ждали. После того как они стали в строй, прозвучала команда :” Военнослужащие по призыву подлежащие увольнению осенью 2011, выйти из строя!”

Не, я знал что таких много, даже у нас их было под 40 человек. Но когда из строя вышло чуть менее чем осталось стоять, стало понятно что теперь то наряды мимо не пройдут. Комбат толкнул перед ними речь о том что на ДисБат уйти можно и за пару дней до дембеля, что бы вели себя спокойно, адекватно, водку не пьянствовали и всё в этом духе. Потом их вернули в строй. А офицерам сказали не расслабляться ибо срочников-пополнения осенью не будет. Будут набирать контрактников.

В общем выехали мы. Опять 8 часов в поезде. Чай, тушняк и доширак в котелках. Песни под гитару и пару часов даже поспали. По приезду в Астрахань, поселили нас в туже часть-распределитель. Только народу там было многим меньше и большинство из них были парни с учебок северного и балтийского флота. Сами они были из Североморска вроде. Обычные парни, среднего роста, но бледные бледные и в синих форменках с указанием боевой части корабля. “Бакланы” одним словом. На нас,загоревших после Казахстана, спортивных и подтянутых (можно сказать и дрищеватых, но пусть это будет тайной), в лёгких маскхалатах, облегчённых берцах и чёрных беретах, “сапогов” они смотрели с интересом и лёгкой завистью.

До прыжков нас ждал ВДК (воздушно-десантный комплекс) и многочисленные укладки с разбором ошибок и распусканиями куполов. ВДК находился в другой в/ч, за 3-4 км от нашей. Ходили на занятия туда чаще пешком, с натянутыми на себя макетами людских десантных парашютов. А пешком, потому что водитель имеющий лицензию на перевозку людей приехал на машине, соответственно был приписан на время командировки к ней, на которой нельзя было осуществлять перевозку личного состава. Второй же водитель на “армейском-пассажирском” Урале, не имел лицензии на перевозку того же личного состава).

Ещё перед приездом, я сообщил своим, что буду в Астрахани. Так что по приезду, отпросился у ротного, взял земелю и пошли в увал. Приехала жена с родителями. Меня как человека женатого, отпустили на пару дней, земелю за компанию тоже. Кстати, то что я был женат стало новостью для всех, вообще для всех. Дело в том что при призыве, я это не указал как-то. В военном билете и личном деле записей не было, ну а меня никто не спрашивал, потому никому и не говорил. Когда попросили доказать что женат, стоя в канцелярии у ротного, попросил дать мне мой паспорт и показал им штамп). Женился то я ещё на 4м курсе.

После увала, начали готовиться к прыжкам, гоняли нас не сильно, с утра до обеда укладки, после обеда - ВДК, после него, как стемнеет, занятия по матчасти парашютов и повторение действий в воздухе. Так как абсолютное большинство было срочники, то занятия посещали все, ну или почти все) Не, купола мы с кентом укладывали честно. Ничего сложного и элементов высшей математики и сопромата там не было, потом ещё и другим помогали, но вот от ВДК несколько раз косили, сославшись на то что надо помогать нач.склада, который по совмещению был внештатным техником по десантным приборам ППКУ.
Служба в морской пехоте

Служба в морской пехоте

Служба в морской пехоте

Служба в морской пехоте

Служба в морской пехоте

Служба в морской пехоте

Укладка парашютов повзводно, тоже забавное занятие, пока всех во взводе не проверят на данном этапе, к следующему не приступать. Так одна укладка могла растянуться как раз с утра и до обеда. Это уже потом, на вторых прыжках, мы умудрялись на время складывать и основной и запасной менее чем за 40 минут.

Занятия на ВДК представляли собой упражнения выполняемые на стапелях, в подвешенном состоянии(репетировали действия после отделения и до приземления), трамплин и макет вертолёта(занимались правильным отделением от борта и правильным же приземлением на обе ступни) и любимицей всех матросов - голеностопной дорожкой. Она представляла из себя небольшой овал, состоящий из пары колёс-наклонных(влево / и вправо\) металлических платформ и таких же платформ только с вогнутыми(V) или выгнутыми(^) сторонами. Перемещаться по данной дорожке можно было только лишь прыжками на сомкнутых ногах. С непривычки ноги болели уже после первого забега, дыхалка заканчивалась на 2-м круге, ну а совсем хреново становилось на 5. Потому что занятия проходили после обеда, спустя 30 минут и 3 км :) Никто не вызывал ихтиандра конечно, но селезёнка давила порой. В прочем за 2 недели уделённые на подготовку к прыжкам ноги окрепли во много именно благодаря этой вот садисткой дорожке. Кстати, один взвод за косяк, накрутил на ней 21 круг…

Мат.часть парашютов тоже училась вполне нормально и даже хорошо. Этапы укладки, проверки, состав парашютов и их ттх усваивались всеми, кроме 1-2 человек, успешно.

Перед самими прыжками был зачёт на знание изученного материала, тест на стапелях и сама укладка.

Укладывали купола парами. Моим напарником был татарин. Нормальный парень, хороший друг. Но не любил опаздывать и постоянно подгонял, говорил что мы опаздываем, не первые и всё такое. На что ему ответом было “Марат, сейчас мы мой купол уложим как надо, а твой будем укладывать как захочешь быстро”))

На каждом этапе укладки были многоуровневые проверки, сначала проверял “комод”, потом ком.взвода, потом зам.ком. роты по ВДП(воздушно-десантной подготовке), ну а в конце приходил тащ майор и проверял. И так каждый этап. После всех этапов была проверка в козлах. Ты стоишь за своим куполом, держишь в руках стабилку и ждёшь пока к тебе подойдут.

“Тащ. мйор, матрос Джампмайстер, купол уложил лично, к прыжку готов”

Так и проверяли всех подряд. А потом была упаковка куполов в сумки и загрузка их на склад. В этот вечер на ВДК мы не пошли…

Прыжок с парашютом - это не кислый выброс адреналина. Как говорят многие, второй прыжок самый страшный. Да, в моём случае это оказалось правдой. Но не из-за того, что я знал то мне ожидать, а из-за другого перворазника, растерявшегося. Выпрыгиваю я значит из Ан-2, проходит 2-3 секунды, отсчитав которые дёргаю кольцо, купол открывается, меня дёргает-подбрасывает. Купол чистый, не перехлёстов, ни закрученных строп. Лечу себе на Д-10(на гражданке тех кто больше 90 кг сбрасывали на них, остальных на Д-6), вспоминаю что надо бы оглядеться, разворачиваюсь на свободных концах. И тут, я бы не сказал “сердце в пятки” или “страх в штаны”, но то что было страшно это да. Испугался точно. Я вижу как на меня летит этот перворазник, прыгнувший вторым, летит, смотрит О_О, видно что у него ступор, хорошо что мой ступор отошёл раньше чем он долетел до меня…

“Тяни,”№%?*, задние,”№;ла,ТЯНИ ;:?уля смотришь!!!!” орал ему что есть мочи. Он ожил потянул за задние свободные концы, я же повернувшись обратно натянул передние чуть ли не под свою пятую точку начал сваливать от него. Разошлись. Хотя от адреналина руки дрожали на земле ещё минут 10-15. Тот парень забыл деактивировать страховой прибор на запасном парашюте(срабатывающий принудительно на высоте 300-400 м, не зависимо от того открылся основной или нет), вытащив верёвочку из петли. Так и приземлялся на 2-х открывшихся куполах. Отделался правда растяжением лодыжки.

О чём это я. Да о том же, о страхе. Вроде и четыре прыжка уже. Но всё равно, сыкотно. Там то что, на гражданке то, пришёл, тебе дали упакованный майором ВДВ в отставке и парой спортсменов, купол и выпрыгнул (выкинули, кому как повезёт). А тут ты свой купол укладывал сам, и сам теперь знаешь на чём висеть будешь. Все косячки свои, вроде бы не страшные помнишь, там стропы чуть короче, там крутанул чуть сильнее в сотах, ну при укладке не совсем так купол в камеру укладывал...А тебе на нём ещё и прыгать. В общем страх был опять. Хоть и держался уверенней чем остальные.

В общем-прыжок.

В день первого прыжка встали в 4 утра. Упаковали купола на машину, сами загрузились в другую и поехали на взлётку. Это был Астраханский военный аэродром. Служившие там срочники из ВВС ходили кстати в сапогах, не потому что это был их выбор, а потому что другого не было. Сапоги, раскатанные рукава,застёгнутые пуговицы на кителе и подшивка. Бегали так же, но с голым торсом. Мы же были кто в чём, я одел горку и подстёг с бушлата пока холодно, парни же были кто в маскхалатах, кто в горках, кто по форме. На голове, в момент прыжка были чёрные шапки-ушанки, шлема десантные были только у нескольких офицеров и контрактников.

В машине с куполами ехало несколько человек, задачей которых было расстелить “столы” на месте старта и начать выгружать на них купола. Прыгали совместно с 727 батальоном и конечно соревновались с ними, негласно, кто быстрее и лучше отпрыгает. Утро было туманным и тёмным, столы стелили под свет фар машин. Сначала думали даже что прыжки отменят, так как ничего не было видно даже через 10 метров от себя.
Служба в морской пехоте

Служба в морской пехоте

Служба в морской пехоте

Но потом взошло солнце и туман начал потихоньку рассеиваться. Так как всё равно было прохладно, мы грелись как могли)

Служба в морской пехоте

Служба в морской пехоте

Служба в морской пехоте

Служба в морской пехоте

Служба в морской пехоте

Служба в морской пехоте

У нас была ещё одна проверка в козлах прибористом и тем же майором. Проверка прошла, мы надели купола и стали ждать. Вдруг раздался звук запускающегося двигателя вертушки. Общая нервозность у матросов усилилась. Стояли, смотрели в ту сторону, перед нами всё ещё была белесая пелена тумана, из которой вдруг вышли восемь шагающих в линию человек. Это были пилоты, не наших вертушек. Местных МиГов, они совершали свой традиционный ритуал - проверку ВПП перед полётом.

Служба в морской пехоте

Ещё минут через десять мы увидели его, нам МИ-8, он медленно выруливал к месту загрузки первой корабельной группы и иван иваныча(так у нас называли большой десантный грузовой контейнер). В первой корабельной было наше отделение и ещё пару человек, а также 2 местных контрактника, прыгающих на “мясо”(по ним и иван иванычу, выпрыгнувшим на первом заходе, пилот ориентируется с дальнейшим местом сброса десанта для второго захода).

Полёт на вертушке был для меня в новинку. Другой принцип посадки, откинутая задняя аппарель, запах керосина, вибрации и звук мотора и лопастей, все это притягивало и будоражило. Как самый толстый, сидел я четвёртым по счёту(после “мяса” и иван иваныча) и первым среди срочников. Вертушка, слегка раскачиваясь, начала отрываться от земли. Масса новых ощущений, головой крутишь на 360 градусов во круг, все парни точно так же, но видно что сосредоточенные. У самого костяшки белеют на правой кисти, держащей кольцо.
http://youtu.be/-4Mrdz0KK58


Взлетев на 500-600 метров, заходя на первый заход, выпускающих, майор из астраханского батальона, начал выталкивать И.И. по сигналу пилотов, но он не хотел, зацепился за изгиб пола и упёрся, майор крикнул нам что б помогли, навалились и выпихнули его.
http://youtu.be/gwTv7XYYtp0


Потом встали контрактники и по сирене(да, я знаю что она гораздо тише чем в ил-76, но он того же не менее нервная и не приятная) убыли на землю.
http://youtu.be/KQ4toETxBl8


В десантном отсеке остались только срочники и выпускающий,снимающий нас на камеру. Вертушка ушла на второй заход. Вот видно всю Астрахань, вот внизу видно взлётку. Чёрт, как же нервн….
“Приготовиться!!” Встал, подошёл, левую ногу на срез борта, руку на кольцо, другой держу за подвесную запаски. Смотрю вниз и вдаль, снимают на видео, попытался улыбнуться, но на моей исхудавшей морде лица образовалась странная гримаса с выпученными глазами…”ПБЗИИИИ””” “ПОШЁЛ!!!!”.
http://youtu.be/n-OWke2LZpc


Отделение, другие ощущения, при отделении с кукурузы тебя сносить в бок, а тут подхватывает снизу, небольшой нырок, не свёл до конца ноги, 501-502-503-кольцо!-504, рывок, купол, фу, хорошо, стропы ровные, купол чист, рядом никого, стрелки(для указания направления ветра, выкладывается из “столов” на земле) не увидел, но с ориентироваться смог. Опасность заметил только уже практически при приземлении. Передо мной была станция РЛС, но если до неё ещё было расстояние безопасным, то вот слева от меня был комплекс антенн, не видимый сверху, сзади справа была трансформаторная будка и ещё недалеко взлётка. Вот так пытаясь вырулить и приземлился, не сильно пытаясь стать на ноги.
Служба в морской пехоте

Шмякнулся о землю. А на Д-6ом то гораздо больнее, хоть я и похудел. Позвоночник нещадно хрустнул, но боли не было, только отсушеные ступни. Да и летишь на нём гораздо быстрее. Если на десятке с 800 м летел примерно 3 минуты, то тут меньше минуты дело заняло.

Встал, ветра не было, меня не тащило,оглянулся, наши парни уже тоже приземлились, начал собирать купол, подвесную на руку, как учили ещё на гражданке, стропы в косичку, купол свернул, закрутил стропами, уложил в сумку, снял шапку, запихнул туда же, достал из-за пазухи, от сердца, берет, надел и пошёл на стартовую площадку, где готовились остальные корабельные группы. Прыжки прошли без эксцессов. Ближе к концу поднялся ветер, пару человек протащило чуть чуть, на том и всё. Собрались, погрузили купола в машину и уехали. По приезду расстелили укладочные столы, подготовились к первому этапу и пошли в камбуз, где нам дали в добавок к обеду ещё и не съеденный нами завтрак.
Служба в морской пехоте

С укладкой и проверками закончили ближе к 6-ти. Опять убрали купола на склад, поужинали и были свободны.

В глазах парней была гордость. Радость за то что никто не пострадал, что всё обошлось, ожидание следующего прыжка и гордость. Вечером на вечерней поверке, нас поздравили с совершением прыжка и провели ритуал посвящение я десантники. Вызывая по очереди из строя, становились как на борту перед прыжком и по команде “Пошёл!” били с размаху по жопе сумкой с парашютом. Было весело. Особенно когда на шестой жопе у сумки оторвались ручки:) Остальных оприходовали уже запаской.

Кстати, татарин - напарник мой, был жутко не доволен прыжком. Нет, себе он ничего не сломал и не повредил, но при открытии получил по щам свободным концом и потом долго раскручивался как чайный пакетик на верёвочке. Впредь он согласился со мной складывать парашют не быстро, а качественно:)

Так и прошли остальные 3 прыжка. Отказников у нас не было. Не прыгнули только два “дембеля” с 727 батальона. Пару человек получило растяжение лодыжки, при приземлении на взлётку. Пару человек протащило. Один снайпер только, с сильно разбухшей лодыжкой, не прыгнул и всё.
Между прыжками, в выходные или свободное время мы занимались спортом или играли
Служба в морской пехоте

Служба в морской пехоте

Служба в морской пехоте

Служба в морской пехоте

Служба в морской пехоте

Служба в морской пехоте

Отдыхали, спали
Служба в морской пехоте

Служба в морской пехоте

Вот забыли одного матроса на ужин позвать....
Служба в морской пехоте

Служба в морской пехоте

Служба в морской пехоте

Прыжков могло бы быть и больше, но погода изменилась, начались дожди и ветер, похолодало. И мы отправились в Дагестан.Как собирались и уезжали, рассказывать не буду, не сильно отличалось от прошлых поездок. Можно упомянуть лишь звонок друзьям из поезда. Точнее позвонили сами друзья. Поговорили о том, о сём. Спросили где я сейчас, услышав что по дороге в Дагестан, спросили, ты где вообще служишь, как тебе не наберёшь, так то в Астрахани, то в горах, то в Каспийске, то в Казахстане и опять в Астрахани, и всё это за месяц-полтора.
Служба в морской пехоте

По приезду туда, примерно к 15-20 ноября, нас встретила хорошая погода, градусов на 10 выше чем в Астрахани. Как же приятно вернуться “домой”, к себе в кубрик. С душем, своим туалетом и своей койкой.

И вот тут сказалась голеностопная дорожка с ВДК, на свой третий этаж, с полными вещаками, залетели так быстро и ни капли не устав. Выносливость и крепость мышц и тела ощущалась очень явно. Начались обычные будни. К тому времени часть “дембелей” уже дембельнулась, часть “сидела на сумках”. В батальоне опять был не комплект. Среди этих дембелей был “хакер” замкомбата…

На очередном построении, меня и ещё одного парнишку вызвали из строя и направили к нему. Почуял не ладное. Зайдя к нему в кабинет, нам было доведено, что теперь мы будем хакерами. Я опять попытался отмазаться по поводу того что я не я и вообще случайно тут очутился, мне было указанно, не можешь заставим, не хочешь, наденешь озк, броню, противогаз и один хрен заставим. Я знал что он не шутит, так как видел предшественника в броне и противогазе с ноутом на баночке) Ну да и похрен если честно. Надо, значит надо. Получив первую партию заданий, мы убыли их исполнять.

Для справедливости надо сказать, что тот, предыдущий сам виноват. Ему давали работу, он же, отмазавшись ей от занятий, шёл спать, ничего не делал, за что и получал. Мы же старались выполнять работу чётко и в срок. Хотя по началу приходилось тяжело. Много документов даже в глаза не видели, а документооборот я в университете прогулял, если честно. Так что учились на своих ошибках. Майор же не лютовал. Видя что работа делается, иногда доставал то что было не обходимо, образцы приказов, рапортов и документов.Да и предшественник наш был молодой салага, 19 лет, в голове бедлам. Я же в разговоре с майором сразу сказал, что работа есть работа, надо, значит будет. Люди мы взрослые и ответственные. Он понял.Под конец службы, уже часто спорили с ним на повышенных тонах, как можно делать, а как нет. Нет, естественно я не ощущал себя ровней ему, но когда ты здраво приводишь аргументы и доказательства своим словам, с тобой соглашаются. И тебя начинают уважать, пусть не как равного, но как честного и добросовестного человека… Хотя рожать неведомую “№;йню всё же приходилось часто. Но и тут был свой плюс. Ещё на прыжках, родители привезли мне мой телефон, не дорогущий, так середнячок - Самсунг Гэлакси Гио за 6000р. Так что инет у меня был. А теперь появился полноценный комп, ноут если точнее, взял симку местную с инетом безлимитным и по вечерам звонил жене и друзьям по скайпу и смотрел кино скачанное. Чем не мало их удивлял. Особенно когда они видели мой пустой кубарь и меня с кружкой чаю.

Как оказалось, сдали ему меня два других парня с нашей роты, исполняющие обязанности хакеров ротного и взводников)))

Первая часть
Вторая часть
Третья часть
Четвертая часть

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Терзали  смутные  сомнения!!!Что выбрать  в  тандем  к  этому  замечательному  фото:) Ирину  Муравьёву  с  её  бессмертным  "Позвони  мне  позвони!"  или  Корнелюка  с  "Милым"???  Игорь ...
Ищите, ищите счастливый цветок, цветок на удачу с пятью лепестками. Найдете — слегка приласкайте удачу очами, - она рядом с вами; сумейте заметить, коснитесь глазами. ...
«Донья Пас» – морской пассажирский паром, зарегистрированный на Филиппинах и принадлежавший компании «Рюкю Каиун Каиса». Паром имел блестящие характеристики и инженерные достоинства. Его тоннаж составлял 2 602 тонны. Длина судна доходила до 93,1 метра, ширина – 13,6 метра. Паром ...
самым популярным сортом этого шалфея является романтично названный сорт «Леди в Красном». декоративные сорта называют - сальвия. иначе называют Шалфе́й блестя́щий ...
Всем привет и нескучной субботы! После того как страховая "ОСК" отказала в ремонте т.к. каско "эконом" не покрывает ДТП в котором присутствует только страхователь, я решил что пора делать ремонт и не знаю с чего начать! Делать кузовню -нужно в одном месте, ставить безопасность(подухи, ...