Случайный дневник - 47

Дневник Владимира Разговорова (1887-?)
"30 января. Сегодняшнее радио принесло весть еще об одной победе наших войск на западном и юго-западном фронтах. Занята ст[анция] Лозовая и город Сухиничи. Особенно большое значение имеет занятие ст[анция] Лозовая как часть важного железнодорожного узла, имеющего большое стратегическое значение.
Итак, хоть Гитлер и является главнокомандующим Восточного фронта но дела на этом фронте не улучшаются для немцев, их бьют советские войска так же как и при Браухич.
Надо полагать, что на днях мы будем свидетелями еще новых блестящих побед Красной Армии на Калининском фронте.
Никины пальцы постепенно заживают, но он еще не ходит на работу. Ему продолжили билютень до 2-го февраля.
Совершенно не ожиданно нам выдали сегодня жалование. Получил 122 руб. Очень большие вычеты!
Жалование получил Ника.
Аня получила деньги по аттестату. Она сказала что может дать нам только сто рублей. Что это означает пока неизвестно.
Купил репродукцию в красках картины И.И Левитана «Золотая осень». Хотя денег и мало, но утерпеть не мог. Смотрю на эту картину и душа отдыхает. Мне кажется, что я дышу воздухом этого осеннего дня, чувствую аромат опавших листьев, мне кажется, что я на берегу Сороти у себя на родине. Еще в дни ранней молодости Левитан пленил меня как чуткий художник русского пейзажа. Сколько раз я наслаждался его произведениями в Третьяковской галерее. Подолгу просиживал перед его полотнами.
И теперь, уже в дни моей старости, он остается для меня таким же обоятельным безконечно дорогим. Может быть к моим переживаниям присоединяются и воспоминания о тех днях, когда я жил без горя и забот и мог учится и изучать русскую живопись. Воспоминания о моей счастливой молодости. Левитан это моя молодость, моя юность, та полоса жизни, которая остается в памяти на всю жизнь и придает ей тот аромат свежести, без которого наша жизнь превратилась бы в нечто столь скучное, серое и бессодержательное, что ее жить стало бы противно.
Мы проезжали Плес на Волге когда ехали в августе из Калинина в Алатырь. С волнением я всматривался в берега, когда пароход причаливал к пристани Плеса. Было раннее августовское утро; я был на палубе второго класса и мог свободно наблюдать широкую картину берегов Плеса. Позади меня женский голос произнес:
— Какие дивные места! Здесь, кажется, снимали картину «безприданница»*.
Я обернулся и увидел молодую женщину. Она была хорошо одета и вся ее внешность говорила о принадлежности к числу интеллигенции. С ней была чистенькая, скромная старушка. Как оказалось, ее мать. Не знаю почему, но я заговорил.
— Не знаю, сказал я, снимали ли здесь картину «безприданницу» но знаю, что здесь жил некоторое время и работал знаменитый русский художник И.И. Левитан.
— Ах Левитан! Воскликнула женщина. Расскажите, пожалуйста расскажите что вы знаете!
— Левитан написал здесь картину, которую он назвал «золотой Плес». Видели ли вы эту картину, она находится в Третьяковской галерее?! Картина изображает вечер на Волге и вся полна золотистыми вечерними красками. Всматриваясь в эти берега, я кажется угадываю точку зрения, с которой Левитан писал картину. Она дальше пристани, туда ниже по Волге. Видите тот берег, дом и церковь, они есть на картине.
Мы будем проезжать то место, с которого Левитан писал свою картину. Около меня собралась целая группа слушателей и мне пришлось в кратких словах рассказать биографию Левитана, назвать его наиболее крупные произведения и указать значение Левитана в истории русской живописи.
Я рассказывал с удовольствием и увлечением. Мне было приятно говорить о Левитане здесь, стоя на якоре у пристани, на которой был Левитан; здесь, где он жил, волновался, творил.
— Левитана мы называем отцом русского пейзажа, продолжал я. Он создал школу русского пейзажа. Он первым понял и глубоко чувствовал поэзию русской природы. До него не было настолько много русского пейзажа в живописи. Он рассказал нем как полны поэзии летние сумерки у русских стогов сена, как очаровательна осенняя роща озаренная лучами заходящего солнца, какой трепетной поэзией преисполнено начало русской весны, как беспредельны русские дороги. Его картины также неотразимы как русские народные песни. Свободно и просто звучат они на широких просторах нашей родины. Левитан и в песнях в просторах нашей звучащей поэзии русского пейзажа. Смотрю я на его картину и в душе звучит песня. Столь родная столь дорогая, что за них и жизнь отдать не жалко. Народ создавший такие песни народ, который родился и вырос среди русской природы, такой народ не победим".
*Фильм "Бесприданница" (1936, реж. Яков Протазанов) снимали не в Плёсе, а в соседней Кинешме.
|
</> |