Словесная молитва и/или умная молитва. И кратко о Причастии.
palaman — 28.01.2022 Этот текст относится к циклу Умное делание для мирян.В каком-то смысле он является продолжением темы предыдущей заметки -- Вершина религии.
Вопрос читателя:
> Должна ли молитва быть краткой -- или подробной и обстоятельной?
Мой ответ:
Есть разные формы или этапы молитвы. И умное делание как наука во многом сводится к чёткому различению этих этапов, потому что то, что хорошо на одном этапе, может быть не очень хорошо или совсем не хорошо на другом. Важно понимать, где ты находишься и куда идёшь. Первые три этапа, вполне достижимы для грешного человека, ещё идущего по пути покаяния. А Ваш вопрос сводится к различению первого и второго этапа: умной и словесной молитвы.
Умная молитва это неформальная, не придуманная заранее, спонтанная, искренняя речь, обращённая к Богу. Когда человек искренне говорит Богу всё, что он думает и чувствует, что его беспокоит, по-настоящему тревожит, пугает, возмущает. Это очень сильное действие, и обычного человека тут надолго не хватает, потому что возникает интенсивное сопротивление Бессознательного.
Его мысли начинают скакать, уходить, рассеиваться, он начинает думать о чём-то другом и быстро теряет молитву. Поэтому один из механических приёмов умной молитвы состоит в том, чтобы говорить вслух (уединившись, чтобы никого не смущать) -- ведь когда мы говорим вслух, концентрировать внимание проще. И потому умной молитвой новичку лучше молиться вслух.
Нужен специальный навык, чтобы человек мог длительное время делать это внутри себя -- не останавливаясь, изливать пред Богом своё сердце. И очень хорошо, что у новичка просто не получается на долгое время фиксировать себя в этом состоянии, потому что у дьявола есть более тонкие и страшные методы противодействия умному деланию, худший из которых это прельщение.
Бесы не знают наших мыслей (кроме тех, которые сами же и вложили в наш ум), и когда мы молимся умной молитвой молча, они стараются отвлечь на с на посторонее, а если не получается, то просто теряют над нами контроль на какое-то время, пока мы не остановимся. Когда же мы молимся вслух или ведём себя экспрессивно, бесы знают содержание нашей молитвы и находят способы обмануть новичка, встроившись в его молитву вместо Бога таким образом, что несчастному кажется, будто он беседует с Богом -- а на самом деле с духом прельщения.
Потому новичку не следует злоупотреблять спонтанной молитвой вслух, хотя это упражнение не так уж трудно и вполне доступно практически всякому. Лучше и надёжнее молиться умной молитвой втайне, а наиболее оптимально вообще-то при этом находиться в храме во время Богослужения. Если бесу удастся вписаться в твою молитву, это будет заметно: храм сразу покажется душным и тесным или каким-то другим образом тебя потяент наружу. Дьяволу ненавистно церковное Богослужение, и когда его дух находит на нас, этим явно обнаруживается его "помощь" в молитве.
Простое обращение наших мыслей к Богу имеет большое значение, оно глубоко меняет сами эти мысли, придаёт им иной смысл. Потому что невозможно обратиться к Богу Истины без содействия Самого Бога Истины. И когда мы обращаем к Нему наши мысли, сами эти мысли становятся чем-то большим, чем просто человеческие мысли. Они становятся причастными Вечности.
Сам факт исповедания своих чувст и мыслей Богу Истины означает, что Бог участвует в нашем мышлении. Тогда и мысли эти становятся порой настолько тонкими, что для их выражения не находится слов. В наибольшей степени это выражено в словах Апостола: "Мы сами не знаем, как и о чём молиться: но Сам Дух Святый молится в нас, вздыхая неизреченно."
Намного проще и доступее словесная молитва, когда мы произносим заранее составленные кем-то правильные слова. Как показывает опыт, она должна быть немногословной и максимально простой. В ней должен быть максимум смысла и минимум слов. А главное в словесной молитве это само Имя Господа, потому что сам по себе акт призывания Бога невозможен без содействия Бога, и он является сущностью всякой молитвы -- и особенно словесной молитвы. Просто призываение Бога как таковое, произнесение Его имени. У тех, кто долгое время практикует Иисусову молитву, она порой редуцируется до "Иисусе!.. Иисусе!.."
Вряд ли стоит с этого начинать. Я говорю это лишь для того, чтобы проиллюстрировать суть дела. А суть в том, что словесная молитва это лишь оформление, инкрустация главной драгоценности -- имени Господа.
А длинные молитвы, составленные святыми Отцами, это промежуточный этап. Это изощрённая словесная молитва, которая исподволь, постепенно, приучает ум к правильной умной молитве. Говоря словами святых Отцов, привыкая к их ходам мысли, Вы постепенно входите в этот дискурс. Начинаете понимать, что такое вообще молитва, как вообще люди говорят с Богом -- святые люди с Тем Самым Богом.
Ведь боги бывают разные, а потому и умная молитва бывает правильной и неправильной.
В любом случае, определяющее свойство умной молитвы это искренность. Человек сбрасывает маску и говорит Богу то, что на самом деле думает и чувствует, и чего от Бога скрыть всё равно невозможно. При умной молитве не надо закрываться от Бога заранее приготовленными словами, надевать маску благочестия и притворяться тем, чем ты в действительности не являешься.
Да, в этой искренности есть свой риск, есть опасность, что в какой-то момент ты говоришь уже не с Богом, а с ложным представлением о Боге, которое подсунул тебе лукавый. Как правило, на мере Бога оказываются тени его родителей и воспитателей (ortopas). Но Бог милостив, и если человек не слишком много о себе думает, Господь найдёт способ вразумить его, указав на ошибку.
Добавлю сюда, что наилучшая словесная молитва кратка, однако повторяется она много-много раз. Цель тут в том, чтобы постепенно собрать наш рассеянный ум и остановить его на словах молитвы. Чтобы в уме в какой-то момент не осталось никаких иных слов и образов, кроме слов молитвы. Когда человек приступает к словесной молитве, даже человек со специально тренированным умом, он всегда обнаруживает невероятную, удивительную рассеянность, и не понимает, куда делись его навыки.
Между тем, всё просто. Когда он медитировал на чём-то ином, далёком Истины, дьявол помогал ему концентрироваться. А вот задача "медитировать на имени Христа" внезапно оказывается жутко трудно, практически неисполнимой. И единственным путём ко внимательной молитве оказывается старый как мира классический терпеливый повтор, спокойный и неторопливый, без намёка на экзальтацию. Задача проста; она одна и та же в словесной и в умной молитве: надо просто обратиться к Богу, не отвлекаясь при этом ни на что.
При большом количестве повторений одной и той же молитвы ум человека несмотря на рассеянность начинает мало-помалу обращать внимание на эти повторяющиеся слова, прислушиваться к ним. На этапе словесной молитвы возникает множество вопросов, ответы на которые я попытался собрать в заметке С чего начать (точка входа в умное делание). Там подробно объясняется, по какой причине и каким образом может оказаться эффективным это примитиный, чисто механический приём: многократно повтоять простую краткую молитву. Со временем ум ухватывает эти краткие слова, фиксирует на них своё внимание, и тогда словесная молитва становится действенной. Она приближается по силе к умной молитве. Но сама умная молитва, конечно, качественно выше. Действие её более глубокое и многостороннее, собственно, всестороннее. Она охватывает собою весь мир, всю нашу жизнь во всех её деталях, не упуская ничего.
> Есть молитослов. Что лучше - одну молитву прочитать несколько раз или несколько по одному?
И тот и другой вариант годится — в разное время.
Если Вы ещё не знакомы с молитвами, то имеет смысл вначале читать их по одной несколько раз чтобы вчитаться и понять. А потом прочитать их целиком, чтобы связать из между собой. Но то и другое — задача для новичка.
Если Вы уже давно знакомы с молитвами и хотите сделать следующий шаг, то действовать можно по-разному.
Если задача "просто" укрепить внимание ума, то нужно "просто" не думать ни о чём, когда читаешь. Чтобы ум был занят лишь словами молитвы и более ничем. Полезно сразу понимать, что это совсем не просто!
Новичок старается понять смысл слов молитвы, и правильно делает — надо знать, что ты ешь. Но на следующем этапе при чтении молитвы лучше не отвлекаться ни на что, даже на умопостижимые смыслы этих слов. Потому что настоящий смысл молитвы — за пределами ума. Вот почему я сказал, что в идеале ум не должен быть занят вообще ничем, кроме слов молитвы, слов как таковых. В этих словах заключена сила. Но при этом неважно, читаете ли Вы все молитвы или только одну — так почему не прочитать все? или почему не ограничиться лишь одной?
Далее. Если задача, чтобы молитва тронула сердце, то имеет смысл пользоваться советом Феофана Затворника. Он советовал фиксировать внимание на фразе, которая тронула сердце, и повторять эту фразу вновь и вновь, используя её действие по максимуму. При этом он советовал не зацикливаться на идее, будто нужно непременно прочитать ВСЕ молитвы, а просто ограничивать себя во времени. Время вышло — всё.
Опыт показывает, что мы постоянно меняемся. Что вчера было сложным, завтра может стать очень лёгким. И наоборот — что сегодня легко, завтра вдруг становится очень трудным. Молитва непредсказуема. И нам нужно быть гибкими и постоянно менять тактику в зависимости от нашего состояния и цели.
Главное же — не оставлять молитву. Насколько бы ни было трудно, всё-таки молиться — хотя бы совсем немного. Тут скупость неуместна.
Надеюсь, я Вас не запутал ещё больше
> Максим, у меня возникло несколько вопросов по поводу молитвы.
1) Вы неоднократно писали, что церковь нужна для того, чтобы проверять того духа, с которым ты общаешься в ходе молитвы - действительно ли это святой Дух или же ты вступил во взаимодействие с иным духом. Вопрос – может ли словесная Иисусова молитва привести человека к общению с ложным богом? Или же словесная Иисусова молитва полностью предотвращает такую возможность?
2) И молитва и причастие имеют, по сути, одну цель – призывание Бога, т.е. приобщение человека к контакту с Богом. Иисусова молитва – это как бы микродозы Бога, да ее еще и нужно правильно произвести, да еще и делать это многократно. Причастие же есть вступление в контакт в Богом, которое проводится, так сказать, профессионалами и не может не получиться. Кроме того, причастие – это как бы гипердоза Бога (вкушения тела и крови Христа). Вопрос – почему тогда молитва приводит человека к изменению, а причастие действует не столь явно, хотя вроде должно быть наоборот: достаточно причащаться - и достигнешь обожения. И еще – получается, что молитва и причастие взаимозаменяемы?
Отвечаю по частям:
1) Может ли Иисусова молитва привести человека к прелести?
(Прелесть это технический термин Православия, означающий прельщение, духовный обман.)
Словесная Иисусова молитва бывает внимательной и невнимательной. И это существенно разные вещи, хотя между тем и другим есть плавный переход: внимания молитве человек может уделять больше или меньше.
О невнимательной молитве.
Что касается прелести при невнимательной молитве -- тут всё просто: рассеянность ума это и есть прелесть! Прелесть состоит в том, что человек произносит слова молитвы, а ум его бродит невесть где. Слова отдельно — мысли отдельно. Собственно, именно таково нормальное состояние почти любого нормального человека — если понимать "нормальность" в обычном, общепринятом смысле. Взявшись за молитву, любой человек скоро с удивлением обнаруживает, что думает невесть о чём, а потом он и вовсе теряет молитву. На начальном этапе то и другое совершенно нормально. Бороться с этим надо просто: каждый раз заново начинать молитву. Это действие — снова начать молитву — будучи повторяемо снова и снова, постепенно преображает ум в правильном направлении, укрепляя его внимание.
О внимательной молитве.
Может ли внимательно молящийся Иисусовой молитвой человек прийти в итоге к прелести? Да, может, если он неправо верует. Какова духовная цель внимательной молитвы? Внимательная словесная молитва приводит человека к умной молитве.
Но дело-то в том, что умом человек может общаться не только с Богом Истины, но и с ложными богами. И не факт, что достигнув умной молитвы (то есть, мысленно беседуя с кем-то), ты в действительности беседуешь с тем Богом, Которому служит Церковь. Но если такая неудача приключилась, виновны в этом не слова молитвы, а неправильные мысли, связанные с этими словами.
Правильные же слова вообще-то должны направлять ум к правильным мыслям. Главное слово любой словесной молитвы это имя Бога. Ложные боги боятся самого имени Иисуса Христа, и когда им удастся обмануть человека и занять место Господа в его молитве, они стараются прекратить собственно Иисусову молитву. Признак того, что человек забрёл своим умом не туда — словесная молитва именем Иисуса Христа начинает мешать молитве ума, а молитва ума начинает мешать словесной молитве. Они друг с другом не уживаются.
Но всё-таки можно в какой-то мере соединить их, придав словам молитвы иные, ложные смыслы! Это достигается при помощи ереси, когда у человека закрепилось ошибочное понимание Иисуса Христа. Собственно, в этом и состоит духовный смысл любой ереси: впавший в ересь человек молится не тому Богу, хотя и произносит при этом правильные слова. Поскольку такое соединение ложных смыслов с правильными словами противно Богу, одно другому мешает и создаёт духовное напряжение. Поэтому среди еретиков очень мало людей, серьёзно практикующих внимательную молитву. (Их и среди православных-то немного!) Обычно еретики во время молитвы развлекают свой ум теми или иными представлениями. Например, представляют себе Христа в том или ином виде. Важно понимать, что любая такая игра воображения это форма НЕвнимательной молитвы. При внимательной словесной молитве у человека в уме нет ничего кроме слов молитвы.
Если заблуждающийся в вере человек усердно и правильно практикует внимательную словесную молитву, он в итоге либо сходит с ума, либо мало-помалу начинает склоняться к Православию (впрочем, это почти одно и то же).
Об умной молитве.
Правильная умная молитва для неправо верующего недоступна, так как для правильной умной молитвы человек должен иметь верные, безошибочные представления о Боге. И тут оказывается важным всякий нюанс. Это я многократно испытал на себе. Чуть что не так в понимании Господа — внимание рассеивается и ум молитву прекращает, увлекаясь чем-то другим по ассоциации. А заставив себя молиться Богу умом через силу, через некоторое время осознаёшь, что мысленно разговаривал-то вовсе и не с Богом, а кем-то другим -- похожим на твоего отца, например. С тем или иным плодом фантазии, по Фрейду. Собственно, Фрейдовская теория религии на опыте еретиков и была основана. Пытаясь говорить с Богом, неправо верующий человек говорит со своим "подсознанием", вот и всё.
Очень длинно ответил.
Ещё раз, суть.
Сама по себе словесная Иисусова молитва не может завести человека не туда. Напротив: она мешает человеку зайти не туда. Однако если на каком-то этапе человек оставляет словесную молитву, полагая, что он пошёл выше, то нет внутренней гарантии от ошибки. Ему может казаться, что он перешёл к более высокому этапу — однако у него нет гарантии, что этот этап действительно более высокий, а не наоборот. Эту гарантию человек может иметь лишь в Церкви, постоянно сообразуя дух своей молитвы с духом Церкви.
Из моих рассуждений следует парадоксальный вывод: членство в истинной Церкви кардинально важно только начиная с этапа умной молитвы! Ведь правильную словесную молитву можно практиковать и в ереси, и вообще в безверии (теоретически: почему бы и нет?).
По идее, её надо бы практиковать ещё ДО Крещения, при подготовке ко Крещению, и (в идеале) приходить ко Крещению уже с умной молитвой. Но из вышесказанного вытекает, что эта идеальная дорожка может оказаться очень скользкой! И потому Церковь не требует от принимающего крещение человека никаких предварительных навыков, сразу давая ему Своё покровительство.
В древности люди делали так: они принимали Оглашение (это уже покровительство Церкви), достигали высоких степеней молитвы, а затем уже принимали Крещение. Но в наше время Оглашение и Крещение как правило совершаются одновременно. Оглашение это как обручение, в крещение как венчание. При Оглашении человек отрекается от иных богов и исповедует Иисуса Христа своим Царём и Богом. После этого он уже может (и должен) участвовать в Богослужении, но не может причащаться.
Далее.
О Причастии.
> И молитва и причастие имеют, по сути, одну цель – призывание Бога, т.е. приобщение человека к контакту с Богом.
Думаю, это совсем не так.
Причастие это таинство, которое достойно вкушают лишь люди, достигшие обожения. И настоящий смысл этого Таинства от нас пока скрыт. Мы приобщаемся Ему авансом, подобно тому, как в людях, неверующих во Христа, Его благодать действует авансом. Ведь всякое доброе дело совершается действем Его благодати и без Него никакое доброе дело невозможно. И в том случае, если человек в итоге всё-таки уверует во Христа, его добрые дела, совершённые в неверии, будут тогда осознаваться им как совершённые ради Христа, но бессознательно. Что-то подобное этому происходит и когда мы причащаемся.
> Вопрос – почему тогда молитва приводит человека к изменению, а причастие действует не столь явно, хотя вроде должно быть наоборот: достаточно причащаться - и достигнешь обожения.
Достичь обожения нам препятствуют наши греховные страсти -- и вообще любые наши намерения, не согласные с волей Бога. Достигший обожения человек может ВСЁ, и потому обожение даруется человеку не раньше, чем его желания становятся согласными с желанием Бога. Но и желания наши, и греховные страсти -- зависят от нас и не могут исправиться без участия нашего ума. Эта работа ума и называется покаянием.
Молитва это важнейшая, ключевая часть покаяния. И поскольку она требует участия ума, она ведёт к достаточно быстрым и явным изменениям. Причащение тоже способствует покаянию, тоже изменяет наш ум -- в той мере, в какой он участвует в этом Таинстве. Однако главный смысл Таинства, как я уже сказал, выше возможностей разумения на этапе покаяния и остаётся для нас пока недоступным.
Что мы можем постичь -- Причастие является для нас безусловным духовным ориентиром. Уклоняясь от Истины, человек начинает УМОМ уклоняться и от Причастия. Если он просто реже и реже причащается, даже со стороны можно заметить, что с ним происходит что-то неладное. Но это изменение может быть заметным и лишь изнутри, когда человек причащается не редко, но рассеянно, механически. Его ум бежит от этой темы, старясь занять себя чем-то посторонним иногда даже прямо около Чаши.
> получается, что молитва и причастие взаимозаменяемы?
Думаю, совсем нет. Причастие это вершина духовной жизни здесь на земле, а молитва -- самая основа этой жизни.
Серафим Саровский, будучи уже Богом по благодати, еженедельно спешил из своей пустыньки на Причастие. Что он, будучи Богом по благодати, мог получить от Тела Христова? Чтобы это понять, надо осознать, что в Причастии нам даётся нечто большее, чем "просто" Божество. В Божестве нет различия между Ипостасями: Отец, и Сын, и Святой Дух суть Одно. Однако причащаемся мы тела именно Сына и только Сына, но не Отца и не Святого Духа! В Причастии мы прикасаемся к тому, что отличает Сына от Отца! Тем самым мы входим во внутреннюю жизнь Троицы, участвуя в запредельном и абсолютно трансцедентном перихорисисе Ипостасей.
Ничего подобного в молитве быть, конечно, не может, так как в отношении к тварному миру Бог выступает как Единое, без всякого различия Ипостасей. Одно Действие, одна Мысль, один Разум, одна Воля.