Словарик 02: Этнос и нация - 10: генетика казачества и завершение подтемы

топ 100 блогов darkhon04.12.2022

Продолжаем.

Думаю, с темой "является ли казачество субэтносом" разобрались. Рекомндую на тему обзорную статью: Сопов А. В. Проблема этнического происхождения казачества и ее современное прочтение // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2008. №4. Не то, чтобы она была самая лучшая -- но вполне адекватная, а я тут всё же не монографию пишу. Но всё равно многое узнаете :-) Например: "Л.Н. Гумилев, неоднократно подчеркивая происхождение терских казаков от хазар-христиан, в целом возводит казачество к крестившимся половцам"; "И.Я. Куценко считает, что казачество — это своеобразная и «самобытная народная демократия... превратившаяся в служилое сословие»"; "Первыми, кто пытался выяснить вопрос казачьего этногенеза, были в XVII в. поляки Павел Пясецкий и Веспасиан Коховский, считавшие, что казаками (или козаками) назывались люди, которые верхом на лошадях были быстры и легки, как козы".

А вот важное и правильное:

"Рассмотрение же отдельных, да еще и вырванных из исторического контекста этнических определителей может ввести в заблуждение, а при недобросовестной работе даже привести к откровенной фальсификации.

Так, если замкнуться на этнолингвистическом анализе, то окажется возможным признать единство этнического происхождения английского лорда и американского негра, испанского гранда и мексиканского пеона, помора и казака. С антропологической точки зрения ближайшими родственниками выглядят такие разные народы, как финны и шведы, болгары и греки, арабы и турки".

"Изучение одних только культурно-бытовых черт предопределяет выводы об общности самых различных по происхождению, но оказавшихся в похожих условиях народов — скифов и гуннов, осетин и адыгов, юкагиров и эвенков.

Ничего не дает и выхваченный из общего исторического контекста анализ этнических названий (имен). История знает целый ряд несовпадений самоназвания с закрепившимся общеупотребительным этнонимом".

"Автору до сих пор не удавалось обнаружить системный анализ этнических определителей казачества. Часто анализ бывает неполным, с упором лишь на один из факторов. Еще чаще он бывает необъективным в силу заданности результатов, политической или идеологической ангажированности исследователей".

Но и Сопов, адекватный в начале статьи, потом начинает глючить в ту же сторону: из факта "Чувство принадлежности к обособленной группе, осознание своей непохожести, подчеркивание этого — характерная черта казачьей психологии" ничтоже сумняшеся делается вывод "наличие этнического самосознания у казаков сомнению не подлежит". Уверуйте, мол.

Ну и ещё показательное: "Хотя сейчас казаки почти полностью русскоязычны, но в быту (особенно в сельской местности) они пользуются диалектами украинской речи. Это характерно почти для всех групп казачьего населения, но особенно для кубанцев". Так кубанцы-то рядом с Украиной. А для сибирского казачества как?

И шедевральное "антропологический анализ казачьего населения позволяет сделать вывод не о каком-либо расовом единстве происхождения казачества, а скорее наоборот, так как среди казаков не наблюдается некой особой антропологической общности — ни смешанной, ни переходной". Но субэтнос, ага.

Итак, культурные особенности казачества -- именно сословные.

Вопрос с генетикой логически прост: основа -- русская; на местах, понятно дело, шло смешение с соответствующими местными. Поэтому на таких территориях генетически казаки были "периферией" русского этноса. При этом в казаки иногда записывали инородцев просто государственным приказом. Скажем, в Забайкальском казачьем войске были этнические буряты в большом количестве. С "казаки -- это субэтнос" это несовместимо; именно что сословие.

Советский антрополог Виктор Бунак резонно считал казаков потомками переселенцев из восточнославянских территорий, которые, постоянно смешиваясь между собой, образовали в значительной степени искусственное сословие колонизационного типа. По словам Бунака, антропологически это сословие ближе всего к русскому и малороссийскому этносу. При этом надо понимать, что малороссийский -- это субэтнос русского, да и то специально выделенный территориально. Бунак, конечно, учёный уважаемый, но в СССР была принята концепция о "триедином народе", который при этом типа имел по частям право на отделение по идеологическим причинам. В общем, тут надо учитывать далеко не только научные аргументы, но и идеологические в зависимости от времени.

Кстати, вспомним энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона:

"... составляют одно из состояний Российской Империи, обладающее особыми правами и преимуществами. В сословном отношении К. разделяются на дворян и простых казаков... В антропологическом отношении К. не представляют какого-либо обособленного типа, принадлежа отчасти к великороссам, отчасти к малороссам, с большей или меньшей примесью крови тех аборигенов, на чьих землях они обосновались. ...11 казачьих войск, которые по своей численности идут в следующем порядке: донское, кубанское, оренбургское, забайкальское, терское, сибирское, уральское, астраханское, семиреченское, амурское и уссурийское.

...К., как особое военное сословие, с самого своего образования обязано было военной службой, а так как государство вообще за обязанность нести военную службу наделяло целые категории лиц землей, то за казачьими войсками также были закреплены земли в обширных размерах. За войсками донским и уральским были закреплены те земли, которые были заняты ими самими; прочие же казачьи войска получали земли по распоряжению правительства, при своем образовании".

Наглядно: единственное казачье войско, которое само обрело свои территории. т.е. это как-то можно прицепить к аргументации за "субэтнос", -- Донское. Очень даже русское по генетипу по сравнению с относительно дальними от центра, где и этническая "разбавленность" выше, и территории выдавались государством.

Идея этнической обособленности казаков -- это где-то XVIII век, причём, насколько я в курсе (глубоко не копал, ибо пофиг) идею первым начал продвигать генерал-майор Александр Ригельман: в книге «История о Донскихъ Козакахъ» он утверждает, что казаки себя москалями не называют, а с русскими их связывает лишь православная вера (как уже писал, тут важна трактовка териминов: "москали" и "русские" -- не синонимы). Затем идею подхватил историк Готлиб Байер, который утверждал, что казаки ещё в X веке жили недалеко от Кавказских гор. Но и Байер отмечал, что казаки всегда принимали в свои ряды россиян, поляков и беглецов других национальностей -- так что говорить об отдельном этносе странно.

Но, понятно, современное исследование на тему должно основываться на генетическом анализе.

На эту тему есть работа коллектива авторов "Происхождение основных групп по данным о полиморфизме Y-хромосомы" (Вісник ОНУ. Біологія. 2015. Т. 20, вип. 2(37)). Аннотация:

"Основные группы казачества изучены по SNP-маркёрам Y-хромосомы. Кубанские, донские и запорожские казаки образуют единый фрагмент восточнославянского генофонда. Отсутствие или низкие частоты восточноевразийских и кавказских Y-хромосомных гаплогрупп C, O, G и J отклоняют гипотезу об участии кавказского и азиатского населения в генезе этих групп украинского и южнорусского казачеств. Генофонд терских казаков включает компоненты коренных народов Кавказа".

Т.е. какого-либо особого субэтноса не наблюдается.

Ещё одно исследование, тоже коллектив авторов: Программа HAPLOMATCH для сравнения STR-гаплотипов Y-хромосомы и её применение к вопросу происхождения донских казаков // Генетика, 2016, T. 52, №5, c. 595–604.

"Проведён экспериментальный анализ разнообразия Y-хромосомы в репрезентативной выборке (N = 131)верхнедонских казаков. По спектру STR-гаплотипов обнаружена генетическая близость казаков с восточнославянскими популяциями (в частности, с южными русскими, русскими Центральных регионов России и украинцами), что подтверждает гипотезу происхождения казаков преимущественно за счет русских и украинских выходцев. Также обнаружено небольшое генетическое влияние ногайцев, вероятно вызванное их вхождением в Войско Донское в составе "татарской прослойки".Сходства с народами Кавказа у донских казаков не обнаружено".

Ещё немного интересного по теме в историческом периоде разгара катастройки.

Декларация Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав" (14 ноября 1989 г. № 772—I) упоминаний о казаках не содержит.

Указ Президента РФ от 15 июня 1992 г. N 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" содержит тему "восстановления исторической справедливости в отношении казачества, его реабилитации как исторически сложившейся культурно-этнической общности людей". Упор на культуру -- как уже писал, нет проблем; но отличия по культуре -- сословные. Та же самая классификация и в Постановлении ВС РФ от 16 июля 1992 г. №3321-I "О реабилитации казачества".

А в Федеральном законе № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (12 января 1996 года ) «казачье общество заявлено одной из форм некоммерческой организации».

Не будем всё это копать в подробностях, но до до 1991 года казаки при желании рассматривались как общественные объединения, затем казаков стали рассматривать как репрессированных в СССР в русле общей антисоветчины, но именно как культурную общность (сословие уже не вписывалось), стали создавать реестры казачьих обществ и проч. Где-то к 2004 законотворческая активность государства по этой теме резко снизилась и с тех пор особо не педалируется. Причём, увы, во многих случаях там, где поднималась тема казачества, возникал лишь симулякр с показушным православием в лампасах и с присвоением себе званий и наград. Ролевая игра.

Казачество как сословие в современности смысла не имеет. Как социальная группа, чтящая предков -- пожалуйста, но настоящие казаки тогда сейчас преимущественно на фронте СВО.

Итого по теме в целом.

Казачество -- это сословие. Никак не этнос и даже не субэтнос.

Очень-очень давно казаки были мужскими объединениями на тему "иногда пограбить и побуянить", типа укушуйников и проч. В то время к ним могли присоединяться люди весьма разного этнического происхождения, так что этносом называть -- антинаучно. Говорить о том, что база -- русские, несколько некорректно, т.к. тогда русский этнос сам формировался. Но племена в базе -- те же самые.

С обретением относительной осёдлости к казакам стали присоединяться в основном русские. Просто потому, что рядом, а позже "с Дона выдачи нет". Т.е. генетическая разбавленность стала уменьшаться.

Государство, образовавшись и укрепившись, обратило внимание на казаков, оценило и выделило в особое сословие со своими правами и обязанностями. В дальнейшем государство переселяло казаков, зачисляло в казаки соотв. территориально войска местных жителей и т.д. Т.е. говорить об этногенезе -- антинаучно; всё, можно сказать, происходило бюрокартически.

Местные казачьи войска, удалённые от центра России, естественным образом женились на местных женщинах, а мужчин иногда зачисляли в казаки, и даже массово. Т.е. казачьи войска "на местах" с этнической т.з. были периферией этноса, и общее между ними -- именно русская составляющая.

Также надо понимать, что субэтнос не может образоваться сам по себе -- он именно что отделяется от этноса при специфических условиях. Между тем как все сторонники "нерусского казачества" исходят из того, что-де казаки изначально были нерусскими, а вовсе не отделились от них. Показательно. Причина понятна: о том, что было до Руси как государства, фантазировать -- это одно, а вот обосновать "отделение" в достаточно хорошо залдокументированные времена -- куда сложнее.

Ну и последнее: сторонники нерусскости казачества любят ссылаться на самодентификацию как на аргумент. Но надо же понимать исторический контекст! Скажем, если во времена Сталина кого-то русского спросили бы "ты кто?" -- ответ, вероятнее всего, был бы "советский человек". Но это же не значит, что он не русский!

Исторически понимание этнической принадлежности запаздывает по сравнению со взглядом из современности. Т.е. ожидать, что где-нибудь в XVII веке на вопрос "ты кто?" собеседник ответит "я русский" -- странно. Куда с большей вероятностью логично предположить ответ согласно сословной самоидентификации, роду занятий, местности проживания и т.п. Да и сословие как понятие в России -- это уже, пожалуй, XVIII век, до этого оно как-то неразборчиво.

Ну и совсем в заключение темы: дореволюционные фотографии начала прошлого века моего родственника по деду с товарищами. Вполне русские лица, не так ли?



Словарик 02: Этнос и нация - 10: генетика казачества и завершение подтемы

Словарик 02: Этнос и нация - 10: генетика казачества и завершение подтемы



Ceterum censeo Ucrainam esse delendam.

Телеграмм-канал: t.me/warrax_news
ВК: https://vk.com/warrax_bfp
https://www.youtube.com/WarraxBFP
http://www.youtube.com/DaimonBFP

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
https://slaynews.com/news/sudden-deaths-unvaxxed-data-shows Новый отчет показал, что менее 0,1 процента людей, которые внезапно умирают, не были вакцинированы от Covid. Статистика показывает, что более 99,9 процентов внезапных смертей приходится на людей, которые были вакцинированы, ...
Сегодня на лекции обсуждали проблему сочетания традиционного и современного на Востоке. Пришли к выводу, что ни одной крупной стране Востока (Китаю, Японии или арабскому миру) в ближайшее время серьезная потеря своих традиций не грозит. Более ...
Это пожелание киевского (викарного) епископа Ионы ...
Юки закрыла глаза, осталось только выбрать. Кем стать? В прошлый раз она была портсигаром. Это был скучный портсигар. Сигареты в нем давно высохли и крупинки табака высыпались рыжей трухой. Зато временами там оказывалась отрезанная от пластинки таблетка. Эта не залеживалась. Бывает. ...
Gay Proud. Гей-гордость. Пожалуй, самое дикое понятие в сознании русского обывателя. Чем гордиться? Зачем гордиться? Я же не горжусь тем, что живу в гетеросексуальных отношениях. Этими вопросами задаётся обыватель, услышав понятие gay proud. Что же это за ...