Слеза одна, на две не было силы
vah — 06.06.2023 Как точно писал Платонов о произведениях, в которых используются беспроигрышные способы воздействия, "эксплуатируется неврастеническое свойство человека: "Это наиболее легкие и дешевые пути, потому что на них...страдание подменяется истерикой, а сочувствие - подглядывающим любопытством".А однажды, когда при Платонове читали письмо с описанием этапа, он сказал: "Знаете что, не надо. Нет у нас таких слов, чтобы мы могли говорить об этом".
Как это важно осознавать. Иной человек как начнет трясти перед носом других разными ужасами, вываливать "факты". А ведет это все в конечном итоге только к тому, что поахают, поохают, оскорбят только чужое страдание, потыкают палочкой в раны - надо же, зияют! - и поскачут дальше, думая, что важное сделали.Это и есть самое настоящее "подглядывающее любопытство".
По-настоящему сочувствовать могут лишь единицы. Это редкий дар, тяжелое и часто саморазрушительное занятие. Люди, умеющие чувствовать чужую боль, никогда не собираются стаями, не исходят "целомудренным визгом". Сам Платонов, например, во время Великой Отечественной войны большую часть времени провел на передовой, смотрел во все глаза, впитывал. Его ничем не наградили, никак не обласкали. Один из лучших рассказов о войне - "Возвращение" - был публично назван клеветническим в 1947 году. После чтения статьи в "Литературной газете" у больного Платонова горлом пошла кровь. Но что это все перед лицом вечности? Как написал исследователь: "Его "вздорная" военная проза тяготела к жанру древнерусской воинской повести, агиографии, иконописи с их неизбежной, обязательной сменой фокуса и созданием той перспективы, когда не читатель смотрит на героев, а герои на читателя". Это очень точно сказано: герои смотрят на читателя. Иногда они даже сочувствуют нам. Потому что мы еще живем.
|
</> |