Слепота к истории: скрытые англичане

топ 100 блогов ivanov_petrov02.01.2014 про отсутствие морфологии культуры

Наверное, вопрос можно поставить так: что следует сделать, чтобы прояснить ситуацию с некоторыми понятиями? про некоторые исторические реалии?

Например, я пытался расспрашивать об истории возникновения военных чинов. Продираясь сквозь историю XVI в. и с испугом взглядывая в беспорядочный XV, я пытался об этом поговорить - и натолкнулся на неответ. Мне раз за разом говорил: военные чины? ха, так римляне же, легионы же. Это было всегда. При чем тут XVI век?

Когда-то обратил внимание: характернейшие явления, новые, совсем недавние, просто почти на наших глазах появившиеся и чрезвычайно характерные именно для нашего времени: спорт, детектив, фантастика - вышли из англосаксонской культуры. Это настолько недавно все было, что даже и странно об этом подробно рассказывать - ну да, в XIX в., в основном во второй его половине, во времена прадедушек, вот только что. Случайно упомянув об этом - услышал: спорт? Так ведь греки, олимпиады, ты с дуба рухнул? Это же идет с древнейших времен. Это было всегда.

Уже понимая, что будет дальше, я стал заговаривать о том, что современная фантастика - создана англичанами. Создана настолько, что даже и подражать ей писатели иных, неанглосаксонских литературных традиций затрудняются, у них получается чаще плохо, коряво и не то, но ладно - зачем споры о качестве написанного, когда речь о самом жанре. Что я услышал в ответ? Мне было сказано, что Библия - несомненно, первая фантастическая книга, великое произведение еврейской фантастики. Пока я лечил челюсть и отмокал от этого сообщения, мне добавили разные иные античные уже радости: там же были эти... мифы, правильно? Гомер. Ну вот. Какая еще фэнтези тебе нужна?

Совершенно не собираюсь спорить. Уже вылечившись, я не хочу снова обретать весомые аргументы противников. Но все же хочу поделиться изумлением. Настолько очевидная история, настолько недавняя, сделано было практически в прошлом веке, начало во второй половине XIХ, завершилось в первой половине ХХ - просто новейшая история. И уже - не видно.

Интересно бы мне было увидеть анализ причин, отчего возникает такая ситуация. Почему эти явления - очень новые, возникшие недавно, очень демонстративно, очень быстро - не замечаются, они тут же оказываются привычным фоном, так что даже вопросы о возникновении ставить не получается - их не видят. Причем вопрос об отдельной игре - можно, об истории футбола - нет проблем поговорить. А об истории спорта не получится. Об истории конкретного - ну не знаю... героя? варианта сюжета - поговорить, думаю, удастся, а об истории фентэзи - не получается.

Может быть, дело в создании национального образа истории? Как японцы придумали ниндзя, ниндзютсу и прочую боягусяуйтитцу, создавая образ национальной самобытности - именно для конкуренции с натиском англосаксонской культуры, так и англичане придумали "всеобщую культуру", которую все послушно за таковую и сжевали. Может быть, там была какая-то специальная работа по запудриванию мозгов, хотя в это верится с трудом - в таких масштабах мозги запудривают только сами себе, другие тут не в помощь. Может быть, это была такая компания по укоренению современной цивилизации - известно, что все всегда возводят себя как можно более назад - древние укры и прочие дела. То есть как есть возможность, сразу русичи - это мирмидоняне или еще что-то такое умное. Ахилл из донских казаков, как я слышал. Может быть, это примерно такого рода продукт? Создавая общую цивилизацию, опрокидывали ее черты в прошлое и создавали мифы о том, что все это выводится с древнейших времен? Или это определенная историческая школа постаралась? Интересно, было ли такое исследование причин современных исторических мифов сделано нормальным образом, ведь не могли же специалисты поголовно верить в эту чушь про древний спорт, а также возродившиеся в Британии традиции Олимпиад? То есть ясно, что множество специалистов фактически это там-сям печатало, что говорит лишь об их специальном качестве, но ведь и серьезные люди бывают. По крайней мере, должны быть.

Да, все же... Индустриализация - это процесс, который начался в Великобритании в XVIII или, по некоторым мнениям, в середине XIX в., а не во II тысячелетии до новой эры, когда стали делать железо в сыродутных печах. То есть о римской индустрии можно говорить, помня, что это - анахронизм. Хотя и фабрики были, и приписанные к воинским частям военные заводы, и все такие дела. Но слова тут подводят, это понятно. Так же и государство появилось в XV в., и государственные границы - очень недавнее изобретение, и масса других очевидных вещей. То есть историю "вечных" реалий, которые очень молоды - хорошо б иметь, наверное, такие книги написаны? Иначе как же.

Какие понятийные средства надо применить, чтобы высказываемое наблюдение - даже не мысль - было ясным? Возьмем спорт. Чего не хватает в понятии спорта, чтобы стало очевидно, что Олимпиады - не из этого ряда пример? Во-первых, ранга. Чтобы говорить о "похожих на спорт", "еще более непохожих на спорт" примерах - нужны ранги как мера сходств и различий. Понятие "спортизации" могло бы помочь, но этого слишком мало - да, ряд явлений "спортизировался", стал выглядеть как спорт, но это всего одно слово, а там шли довольно сложные процессы, разные для разных явлений, одного слова будет недостаточно. Тогда говорящие об этом перестанут спотыкаться среди пары сосен и смогут разделить в мысли, а потом и в языке, - это вещи схожие, были общие черты, если пытаться описать как игру с фиксированными правилами, то структура правил будет похожей, но многое в том, кто, зачем, почему, как и с какими вариациями занимался этим - различается, и потому...

Но ранга будет мало. Нужно, видимо, вводить морфологию и тщательно ее описывать. Пока есть фантазии, что греки занимались чем-то таким вроде бейсбола, и в это же примерно играли французские дворяне, говоря, что играют в воланы - никакой ясности не достигнуть. Спорт описан с точки зрения "уже готового" спорта, это непригодное описание, нужно гораздо более остраненное, учитывающее то, что сейчас в голову не приходит учитывать - насколько иной была вариабельность правил, насколько сильно сказывается массовый и зрелищный характер и прочие такие дела. Кроме рангов, нужна морфология.

Еще нужна, видимо, отсылка к традиции. Если б была непрерывная традиция олимпиад со времен Греции, это одно дело. Если - допустим, хотя это не так - было бы всего два случая - тогда Олимпиады, а потом через дву тысячи лет вдруг началось - допустим - что-то очень похожее, это все равно были бы два разных явления - в любом случае пришлось бы говорить о втором возникновении спорта. В иной цивилизации, в иных условиях возникла часть, похожая на прежнюю - она другая хотя бы потому, что входит в другое целое. Если трахеи (или крылья) возникли два раза у разных групп животных, это разные трахеи (или крылья), и это можно показать. Их сходство поучительно, но не замечая различий, вообще не удастся говорить о всех этих вещах. Да, сходство крыльев - важное наблюдение, но если говорить, что у птиц - то же самое, просто то же самое, что у бабочек, то в голове будет просто чушь. Изредка бывают книги, где говорится, что катастрофически не развита морфология культуры, вот у Доброхотова такая есть - но даже книги о том, чего нет, не спасают дела, когда этого - нет.

Вроде бы очевидно. Но - достаточно? Понимания в этом месте нет, и интересно, какими средствами надо пользоваться, чтобы объясниться. Пусть о фэнтези. Понятно, что Дон Кихот - не то, и даже Ариосто, при всей трудности отличения, тоже не то. А какие средства надо применить, что надо сказать, чтобы отличить Ариосто от фэнтези? Желательно - не для данного случая, не именно для Кихота или Ариосто, а - какие-то общие понятия, которые помогали бы и во множестве других случаев.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Бортовой номер RA-67023, заводской 122816 / 2816 Первый полёт совершил в августе 2012 года. С мая 2013 года служит в авиакомпании «Комиавиатранс» Снято на МАКС-2013 29 августа 2013 ...
Фотография, которую вы видите, очень известная. Да что там известная – знаменитая! В 1974 году фотограф информационного агентства Associated Press Слава Ведер получил за неё престижную Пулитцеровскую премию. На ней мы видим американского пилота, вернувшегося домой из вьетнамского плена, ...
Купил, что необходимо сегодня, а деньги отдал потом - вам нравится такой подход? ;-) Я никогда не любил кредиты и рассрочки, но год назад, когда мы немножко переоценили свои силы и на окончание строительства дома пришлось скрести фпо сусекам - других вариантов пока нет. Тем более что ...
Это распечатка разговора реальных людей в аське. Хотелось бы услышать ваше ...
Подробнее: https://razdolbay-0981.livejournal.com/5554.html Почему в России, почти в центре столицы, пропадает уникальный спортивный комплекс с богатой историей? Я про него писал пару недель назад: https://razdolbay-0981.livejournal.com/5554.html Увидел здесь, в "бесполезных ...