Каковы особенности современных писем?
ivanov_petrov — 01.01.2014 Понятно, что пишут сейчас по электронной почте. Понятно, что способ сообщения во многом определяет то, что написано. В XVIII-XIX вв. писали письма на многие страницы и десятки страниц. Отчего? А потому что писали - днями, неделями, а то и дольше. Почта - оказия - могла появиться через пару недель, или когда там будет случай, и вот к этому случаю и писали вечерами. По часу-полтора в день. Понятно, что письмо было очень длинным, и желающие могли в таком большом тексте встроить отдельные сюжеты - это мог быть ежедневный дневник, или собрание историй и рассказов, или нечто утонченно-психологическое.Электронную почту получают сразу и обычно читают в тот же день. Писать много дней подряд нет никакого смысла - пишут то, что можно написать сразу. Поэтому письма короткие. Наверное, такое объяснение более правдоподобно, нежели указание на падение культуры, распад грамотности и отсутствие содержательного общения, когда нечего сказать.
Но что еще можно сказать о современном письме? Оно короткое, от строки до полутора страниц. Да? В один присест редко пишут больше - кроме особенных специальных случаев. И - да, рабочие письма, конечно, надо исключить, уж какие там бывают требования по работе - дело отдельное.
А что еще изменилось? Трудно представить. Кажется, прежде письма сопровождались подробной адресацией - получатель письма видел всякие длинные любезные обращения. Как мне говорили, "уважаемый" - так к и извозчику обращаются, интеллигентный человек так в письме не напишет, если не хочет оскорбить. Так что минимальная форма - "многоуважаемый" или "глубокоуважаемый", это исходная кратчайшая формула, которую пишут наскоро. Боюсь думать, каковы формулы среднего загиба. Вроде бы сейчас пишут почти без обращения, даже имя не всегда ставят - к чему, ведь по адресу письмо придет именно к этому человеку. Подпись не то чтобы редуцировалась, но теперь это трафарет. Да? Или не так?
А содержание? Как меняется само содержание? Ясно, что люди разные и письма разные, но вдруг и в содержании тоже можно усмотреть закономерные изменения? Например, раньше удаленная связь была только письменная. Сейчас есть много чего - тут и телефон, и вообще. Может быть, какие-то типы содержаний ушли в особенные виды сообщений? Как одно время что-то стало уходить только телеграммами - о скоропостижной смерти близкому родственнику письмо не пишут, посылают телеграмму. Может, и сейчас одни содержания прилично передавать телефоном, а о других - писать письмо?
Не знаю, отчего вдруг стало это интересно. Кажется, выстроилась такая дорога: после одного разговора вспомнилось, что понятие "мировая литература" - а за ней "классическая" - возникли лишь в XIX в. А после чтения одной книжки Барта вспомнилось, что с 1850-х стало распадаться понимание литературы, у Барта как раз описано, как эти современные игры происходили. Всякая там смерть автора, простите на добром слове, убийство слова у Малларме, ну и прочие такие игры. В общем, литература вошла в массовое общество, вздрогнула, с лица как-то побледнела и изменилась. Об этом сказано несколько больше, чем следовало бы, так что не буду повторять.
Это все про литературу, про то, что профессионалы и равняющиеся на них любители пишут для публичного чтения. А что стало с письмом совсем другим, частным, по природе ориентированным на единственного читателя, когда обнародование нравственно неблагонадежно? Я вот по сю пору несколько стесняюсь читать чужие письма, даже изданные в собраниях сочинений, но я все же читаю иногда, а видел людей, которые принципиально такого не делали. То есть письмо внутренне маркировано как литература для единственного читателя - в ней может быт многое, что и представить сложно. Если некоторых писем не получал (и не писал сам), так даже невозможно поверить, что это бывает.
Какие они, современные письма?
|
</> |