Славянская специфика справедливости
swamp_lynx — 13.01.2024 "Славянская специфика справедливости — это не тип самой справедливости, а процесс её формирования. Локальные концепции справедливости в исторической ретроспективе довольно сильно связаны с религиозными парадигмами, поэтому, к примеру, православное понимание того, как именно нужно строить механизм оценки собственных действий, радикально отличается от католического и — тем более — от протестантского. В православии концепция первородного греха (введённая Августином около 400 года) подразумевает, что избавление от греха — это процесс, зависящий от деятельности самого человека, т.е. управляем его личным построением шкал оценки собственных действий и реакций на действия окружающих, а в католицизме и протестантизме — первородный грех является клеймом, который превентивно делает человека грешником, поэтому ему необходимо корректировать свои представления о том, что правильно и что грешно, с внешними ориентирами, которые предоставляет церковь." snowps."Именно в этой особенности заключено главное отличие в понимании справедливости, которое сформировалось за много веков существования христианства в разных социокультурных средах: если протестант ищет ориентиры вне своей персональной мировоззренческой парадигмы и копирует правила, сформированные местными социальными конвенциями, то православный пытается найти свой путь, формируя механизм построения собственных правил, которые являются продуктом личного взаимодействия мировоззрения человека с богом, т.е. не требующие жёсткого их соблюдения. Даже роль церкви в случае православия иная — она скорее является проводником, помогающим отдельной личности сформировать собственную систему оценок, в то время как в протестантизме и католицизме церковь — автор аксиоматики правил оценки.
Если кратко: справедливость в западном дискурсе — это соответствие локальному конвенциональному своду правил, имеющему статус аксиом, в славянском же дискурсе — это некие эвристики, позволяющие в каждом конкретном случае, в зависимости от контекста, оценить определённые действия как верные или неверные, и совершенно не факт, что в разных контекстах оценки не поменяются на противоположные. Эта особенность, в частности, является одной из основных глубинных причин конфликта мировосприятия России и западной коалиции в нынешнем противостоянии.
Стремление распределить разные подходы к справедливости по некоей статичной шкале "крутизны" и формализовать для всех какую-либо единую систему оценки — это как раз следствие принадлежности мировоззрения к парадигме аксиоматичных правил и прилагающаяся к ней комплектом склонность к прозелитизму. Не надо навязывать свою мифологию тем, у кого уже сформирована своя, — значительно полезнее уметь договариваться. Речь не идёт о выделении славянской оценочной системы из мирового контекста, поскольку западный контекст — один из многих, сравнение было только с ним, а ведь есть ещё азиатский, арабский, африканский и т.п., — все они тоже сильно отличаются в понимании справедливости.
Если человек воспринимает ценностный базис, как что-то монументальное, статичное и непознаваемое, то эволюцией мировоззрения (в случае религий — эволюцией веры) будет являться колея, ведущая к полному соответствию своду абстрактных аксиоматичных правил, взятых со стороны, а если он воспринимает систему ценностей, как что-то, что он должен себе сформировать сам на основе личного опыта, умозаключений, идей, — он будет строить не свод правил, а систему динамического формирования правил под контекст, близкую к концепции ценностного релятивизма. И у первого, и у второго подхода есть свои достоинства и свои недостатки, но главной проблемой является то, что они в общем случае не приводимы к единому знаменателю. Сосуществование людей с этими двумя подходами в единой среде требует очень больших компромиссов."
snk1965: Пожалуй, отвечу – на просто и прямо понятый вопрос: чему и как верю и что считаю за факт:
Как? – А так же, как и селянин 5 веков назад, чем я его лучше?
Во-первых, оцениваю, укладывается ли заявленный (или самостоятельно наблюдённый) факт в мою,, довольно расплывчатую, картину мира. Если нет, то насколько он её корёжит, противоречит моим уже сформированным и тесно переплетённым "уверенностям". Оценивается источник знаний о факте, возможность получить подтверждение событию, пробуются различные интерпретации, анализируется контекст.
Поскольку вышеприведённое весьма энергозатратно, то
Во-вторых, оценивается важность этого факта для моих текущих дел и для моей картины мира (что мне за дело, если сообщение о найденном где-то в Австралии новом виде лишайника окажется фейком?– одним больше, одним меньше). Некоторые неважные факты вполне могут быть оценены как "возможные курьёзы", с интуитивным коэффициентом вероятности их правдивости.
А ещё оценивается стоимость создания фейка/розыгрыша и чья-либо заинтересованность в его создании и распространении (Cui prodest? Cui bono? И сколько?).
...В общем, как все, и как во все времена. Даже до (возможного) открытия (возможно существующего) бозона Хиггса.
swamp_lynx: Сложно понять, что такое справедливость. Наверное, это естественный ход вещей. Легче увидеть несправедливость, то, что нарушает этот ход вещей.
В России несправедливостью считаются залоговые аукционы и другие формы приватизации того, что создавалось несколькими поколениями людей.
То, что наши либеральные, прогрессивные соотечественники называют завистью, потому что видят мир исключительно через призму зависти. В их мире несправедливости нет.
Какие здесь могут быть внутренние изменения. Например, перестать завидовать, а через это обвинять в зависти других.
Андрей Парибок. В русском есть замечательный глагол, точно не переводимый на европейские языки - "соображать". Его было бы уместно использовать в философии. Ведь Платоново "видеть единое во многом" очень часто как раз "соображать".
Прочтите соотв. раздел труда Гегеля, где в заглавии что-то (забыл, что) und das Gewissen. Там у него как раз про совесть. В английском (и французском) нет точного соответствия. Но я потому и не упомянул эти два языка. Гитлер точно сказал, что он освобождает солдат "от химеры совести". Он знал, что говорил.
Владимир Васильев. По поводу «со-»
Просится аналогия с со-вестью, как ее трактует Розанов: в мысли и сердце первое.
Или из Ригведы: Происхождение сущего из не-сущего открыли мудрецы, путем вопрошания, заглянув в свое сердце.
buyaner: В какой-то момент я стал замечать, что выражение "угрызения совести" попадается всё реже, а "чувство вины" - чаще. Это, на мой взгляд, может оказаться очень опасным симптомом. Дело в том, что в русском языке у "угрызений совести" имеется отчётливая положительная коннотация (что никак не равнозначно положительным эмоциям), а у "чувства вины" - отрицательная. Грубо говоря, первое есть именно то, что делает человека человеком, тогда как второе - штамп из арсенала психотерапевтов, обозначающий некую психическую аберрацию, что-то такое, от чего необходимо избавиться.
sergeyhudiev. Христиане воспитаны в традиции рефлексии, покаянного размышления о своих поступках, которая может переходить в самобичевание. В С.-А.С.Ш. на это накладывается дополнительно традиция так называемых «великих пробуждений». «Пробуждение» — это массовое движение обращения неверующих или, еще более, формально верующих, к Богу, которое сопровождается напряженным исследованием своей жизни — «у кого взял я вола, у кого взял осла, кого обидел и кого притеснил» (1 Цар.12:3), и усилиями по её исправлению.
Когда среда, в которой все это происходит, остается христианской — или, вернее, находящейся под сильным христианским влиянием — это приводит к взаимному примирению и общим поискам справедливости.
То трепетное отношение к «угнетенным меньшинствам», которое вызывает у нас непонимание и насмешки, связано именно с этой традицией напряженного испытания совести — а не обидел ли я ближнего?
Андрей Парибок. Долго я не мог понять, почему в разуме Большого Запада такая ограниченность в способах деления содержания : почти только надвое, от древа Порфирия и до Клода Леви-Стросса. Если наталкиваются хотя бы на тройку, то начинается благоговейное недоумение, как у философствующих отцов церкви. А теперь понял. Дело в том, что Аристотель, после Платона и в отличие от него, поместил истину в рамку суждения (λογος αποφαντικος) а в суждении ровно два значения: утверждение и отрицание. А у Платона , например в "Кратиле", еще было представление об истинном и ложном ИМЕНИ. Да и в "Софисте" Платон, по-моему, потешается над недостатками дихотомии.
В Индии же Аристотеля на случилось, семантика была первее синтаксиса, а потому способы более сложные разбиения содержаний ума (на пять, на девять и пр.) беспрепятственно расцвели.
Сергей Антонов. Видимо у европейцев действительно с дуализмом какой-то сложный алхимический брак. А мы этих тонкостей вообще не замечаем, как и философию вообще Аристотеля в частности.
buyaner: Возрождение было, в первую очередь, антихристианской реакцией (mille pardons за очередную банальность). Кстати, любопытно, что на Западе античное наследие однозначно воспринималось как антитеза христианству, тогда как на Востоке архиереи в порядке хобби комментировали Гомера.
Андрей Перла. Слишком многие, включая неглупых людей, бездумно повторяют либеральную про "государство, которое мы нанимаем", "чиновников, которых мы содержим на наши налоги".
Эти фразы были придуманы для обоснования прав буржуазии на власть. И вправду, в первых парламентах сидели те самые люди, которые платили налоги, из которых состояла государева казна.
Это время закончилось, как только ввели всеобщее избирательное право - размер налогов, которые платит сегодняшний рядовой избиратель,... ничтожен по сравнению с государственными расходами.
Хуже того, цена тех благ, которые государство предоставляет каждому, многократно выше вклада этого каждого в казну. Даже ... если этот каждый ... платит<-таки> налоги...
Кто платит те налоги, на которые существует государство? Кто создает казну? Крупные компании.
В России эти компании по большей части принадлежат самому государству. Что обеспечивает, по крайней мере, независимость государства от частного капитала - государство само капиталист. И, раз так, даже без идеалистических представлений о долге, относится к гражданам как к своим сотрудникам и рабочим.
В странах же буржуазной демократии и вправду кто платит, тот и заказывает музыку. А платят корпорации.
Трудно представить себе устройство менее справедливое и менее подобающее человеческому достоинству, чем устройство, в котором государство нанимается теми, кто платит. Любая монархия и/ли диктатура, производящая свою легитимность не от денег, а от идеалов, получается многократно более человечной.
az118: Богемикус с Крыловым - банальные мелкобуржазные журналишки, завороженные мощью западной цивилизации - цивилизации роста массового общества потребления хлеба и зрелищ, частью которого был и СССР, идеология которого восходит к Городу Солнца Кампанеллы (созданного в эпоху Позднего Возрождения, Реформации и раннего Барокко под влиянием принесенных иеузуитами сведений о Китае династии Мин на фоне паневропейской войны и общего кровавого бардака 16-17 вв), фактически и описанным в "Туманности Андромеды" Ефремова.
сам выбор капитализм-социализм ложен, ибо это нанайские мальчики.
нас спасет только Новое средневековье с моралью милосердия, этикой служения и эстетикой обожения в красоте, без которой человек не достоин существования
Реальная монархия (едино-началие) возможна только при служилом строе с общей целью (res-publica) служения небу и потому подлинно этична, эстетична и божественна:
Fais ce que dois, advienne, que pourra
(делай что должен, и да случится чему суждено)
(c) Марк Аврелий, римский император
кто что должен исходя из принципа Сердце-Ум-Мысль:
- Государь, будучи Сыном Неба, служит Отцу Небесному по Его Воле и есть Отец народа,
- муж служит Государю по воле Государя и есть государь своей семьи,
- жена служит мужу по воле его,
- дети служат родителям,
младшие служат старшим и почитают их,
старшие заботятся о младших и любят их при необходимости строго наказывая.
культура связывает поколения и сословия в единство, возделывая младших по образцам старших.
все - одна семья.
это и есть подлинный Закон, Истина и Путь.
все прочее ложь новоевропейского субъекта-индивида с его человекопоклонством в массовом обществе потребления хлеба и зрелищ, в котором может быть только синтез олигархии с охлократией.
и в мире нет ничего подлее слащавого лицемерия Запада - Брюсселя, Лондона и Вашингтона - иудеохристианского происхождения из морали греха и свободы.
Жестокое лицемерие Востока совершенно иной природы - природы этики стыда и долга.
Православие - несомненно Восток, но, как и все сегодня, заражено Западом.
buyaner: Все австрийские, священно-римско-германские и отчасти даже османские потуги сводились, в конечном счёте, к стремлению утвердить своё преемство от Рима.
Для России эта сторона дела, как ни странно, не столь важна — на сегодняшний день уж во всяком случае. Прозвучит по-евразийски (чего мне не хотелось бы), но преемственность от Орды актуальнее. В любом случае, говоря об "империи", я, во-первых, настаиваю на кавычках — отказ от них наводит на мысли о чаемом реванше, а он нам нужен как сами знаете что сами знаете кому. Во-вторых, подлинный смысл многих вещей проявляется post mortem: "...если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода" (Ин. 12:24). Я рассматриваю "империю" как наследство — русскую имперскую культуру, народы России (русских +), территорию, — доставшееся нам хотя и в обкромсанном виде, но всё ещё колоссальное по объёму и потенциалу.
thor_2006: Для начала цитата от Якова I Стюарта:
И как представляется очевидным, что король является верховным властителем над всей страною, точно так же он является господином над всяким лицом, которое в ней обитает, имея право жизни и смерти над каждым из обитателей. Ведь хотя справедливый правитель и не станет отнимать жизнь у кого-либо из своих подданных без ясного указания закона, однако законы, в силу которых эта жизнь отнимается, изданы им самим или его предшественниками. И таким образом власть всегда истекает из него самого, так как по ежедневному опыту мы видим, что хорошие и справедливые правители издают время от времени новые законы и статуты, добавляя наказания для нарушителей того, что до издания закона не считалось деянием, совершители которого подвергались бы наказанию
А теперь от Роберта Филмера:
В монархическом государстве властитель по необходимости должен быть выше законов
Совершенное королевство — то, в котором король правит всем в соответствии со своей волей
Ни обычные, ни писаные законы не служат и не могут служить каким-либо уменьшением той общей власти, которой обладают короли над своим народом по праву отцовства
Закон есть не что иное, как воля того, кто обладал властью верховного отца
Подытоживая рассуждения Филмера и опираясь на его высказывания, Джон Локк подводит итог:
Отцовская власть, или право отцовства, как понимает ее наш автор, есть божественное, неизменное право верховной власти, благодаря которому отец или монарх обладает абсолютной, деспотической, неограниченной и не поддающейся ограничению властью над жизнью, свободой и имуществом своих детей или подданных, так что он может захватить или отобрать у них имущество, продать, кастрировать или вообще использовать их, как ему заблагорассудится, поскольку все они — его рабы, а он — господин и владелец всего и его неограниченная воля — закон для них
Генри Сент-Джон, первый виконт Болингброк, по поводу критики Локка писал, что Локк обратился к сочинению Филмера из-за того, что подобного рода взгляды были популярны в то время. Это Англия, XVII век, если что...
az118: Об аристократии Востока
Аристократия на Востоке появилась не позднее
падения царства Шань Инь и утверждения Западного Чжоу,
просуществовав как минимум до опийных войн XIX века.
Эпохи Восточного Чжоу и Борящихся Царств часто сравнивают
с европейским средневековьем, для которого характерно
господство аристократии. Новая китайская аристократия
возникает при установлении династии Хань и при мл.Хань
экспортируется в Японию. Китайские и японские Императоры
за исключением Шихуан Ди не были деспотами.
Деспотизм - продукт Ближнего Востока, откуда он распространился
вначале на Переднюю и Среднюю Азию, затем некоторые его черты
были восприняты тюрками и монголами уже в средние века, что не
отменяет наличия аристократии и у них.
Отличие западной аристократии в ее индивидуализме, возникшем
еще в VI веке до Р.Х. в условиях прогрессирующей урбанизации полисов
и распада общин и дуальных им дружин.
Однако европейский XVI век выражено деспотичен.
Путь к большим пространствам всегда проходил через деспотию,
явную или скрытую, в начале, а иногда и середине его. Даже с наступлением
Нового Времени изменилась лишь форма и субъект деспотизма -
Деспот-личность уступил место безликому деспоту-рынку.
Никита Сюндюков. Согласно сотруднику Папского Восточного института священнику Эдварду Фарруджа, главная тема соборности — это демократизация церковной жизни. Славянофильская теория якобы не терпит иерархической организации Церкви. И действительно, кто может претендовать на то, чтобы именовать себя полноправным носителем церковного сознания? Согласно католикам, эту роль, со всеми оговорками, берет на себя Папа; согласно учению о соборности, церковное сознание разлито по телу всей Церкви, принципиально игнорируя деление на священников и мирян. Каждый христианин есть носитель соборного, православно-целостного сознания — при том условии, конечно, если он сам признает себя живой частью Церкви, а не индивидуальным, автономным субъектом.
Такая трактовка соборности вписывается в другую, более широкую рамку восприятия русской мысли на Западе: как мысли преимущественно анархичной, презирающей всякую форму, дисциплину, и, конечно, всякую власть, в том числе власть церковную. Так, например, католик Шмитт читал «Великого инквизитора» Достоевского: как бунт против церковной иерархии, произведение антицерковное и в конечном счете атеистическое.
В качестве аргумента в пользу подобной трактовки часто приводятся следующие слова Хомякова: «Церковь не авторитет, как не авторитет Бог, не авторитет Христос». При этом опускается дальнейшее: «Не авторитет, говорю я, а истина и в то же время жизнь христианина, внутренняя жизнь его; ибо Бог, Христос, Церковь живут в нем жизнью более действительною, чем сердце, бьющееся в груди его, или кровь, текущая в его жилах; но живут, поколику он сам живет вселенскою жизнью любви и единства, то есть жизнью Церкви».
Итак, для самого Хомякова конкретные вопросы распределения церковной власти, учительства и авторитета были скорее техническими частностями. Соборность же — в первую очередь тема его антропологии и гносеологии, стремления выйти к рубежам человеческого мышления. Киреевский, анализируя итоги развития западной философии, приходит к выводу, что краеугольный камень рационалистической традиции — автономный разум — оказался вымыслом и обманом, оскорбляющим достоинство человеческого духа. Он выдвигает концепцию целостного знания, где рациональное начало не ставится во главу угла, но сдерживается нравственностью, эстетикой, традицией, и, конечно, верой. И уже вслед за этой общефилософской интуицией Киреевского в сочинениях Хомякова начинает звучать тема соборности.
Конечно, соборность предполагает и вопросы об устройстве иерархии, и о первенстве учительства, и об авторитете — но не в первую очередь. Эти вопросы подчинены другому, более общему и практическому: что освобождает разум от оков собственной мнимой автономии, а что, напротив, способствует его замыканию на самом себе?
И вот только здесь, на этом шаге, и имеет смысл обсуждать вопрос учительства, который так волнует католиков. Согласно Хомякову, авторитет и первенство Папы воспринимается церковным народом механически, как нечто внешнее себе, чужеродное, а, значит, не способное быть усвоенным разумным образом. Это сказывается и на самой фигуре Папы, которая постепенно отделяется от своего носителя, становится своего рода «астральным телом» Церкви, абстракцией, маской, а в конечном счете — метафорой мертвящего безблагодатного закона.
Понимание же Церкви как пространства истины, в том числе и истины о самом себе, истины, данной в свободном послушании и смирении, которая отодвигает вопрос авторитета и учительства на второй план — это гораздо ближе духу славянофильской соборности.
Максим Медоваров. Славянофилы осознавали губительность модернизационного процесса для традиционных органических институтов (к которым относилась и крестьянская община), их концепция нащупывала противоречие между общностью и обществом (первое строится на холистском принципе превосходства общего над частным, второе - на индивидуалистической кооперации), которое потом сформулирует немецкий социолог Ф. Тённис.
Но нельзя пройти мимо критики о. Павла Флоренского, который в своей статье "Около Хомякова" указывал, что в своей экклезиологии славянофилы близко подходили к протестантской позиции. Взгляд славянофилов на государство просто как на исключительно внешнюю форму принуждения, защита чисто революционного принципа народного суверенитета, которая прямо вытекает из хомяковской трактовки "соборности", указывает на то, что в этом учении был сплав самых разных тенденций, которые ещё предстоит разбирать.
azesmer: Справедливость ТОЛЬКО для внешних отношений. То, что вы разбираете, есть внутреннее принятие внешней "справедливости". Просто "несправедливое" принятие выглядит как обязанность внешних передо мной (в силу якобы справедливости), а истинное принятие - как моя внутренняя обязанность перед другими.
От закона отличается, да и вообще появляется, в силу необходимой гибкости.
В условиях европейского перенаселения должны быть жесткие правила без исключений. Конфликты массовы и одинаковы.
В условиях "дикого запада", почти бескрайнего поля для экспансии, те же западные люди мгновенно переключаются на понятия "справедливости" и кино про это снимают. Когда, как и по какому поводу схлестнутся интересы Джека и Джона, закон почти наверняка не угадает. Какие там "понятые", "аресты", "тюрьмы", судьи? Откуда в УК закон как раз на этот, возможно единичный, случай?
"Правила дорожного движения" в дикой прерии в лучшем случае не применимы, а в реальности даже и бесконечный источник коррупции и издевательств. Это в городе "нельзя брать чужое", а в тайге и можно, и нужно - но обязан оставить взамен свое, иначе это НЕСПРАВЕДЛИВО, по отношению к следующему путнику, пришедшему в таежную избушку.
|
</> |