Слава и величие парфюмеров царской России — выставка на ВДНХ
vladimirdar — 29.01.2024На эту выставку я попал вчера совершенно случайно. Друзья неожиданно пригласили её посетить. А их, соответственно, уже ждал сам организатор выставки с супругой. Это богатейшая, совершенно поражающая воображение частная коллекция. Так что провел я там время крайне плодотворно и с полным погружением в удивительный мир истории парфюмерии России и ароматов.
Было рассказано столько захватывающих историй о судьбах корифеев российской парфюмерной промышленности, что пересказать их просто невозможно. Расписывать по номерам, что, где и как, я в этот раз не буду. Зато дам общие сведения о выставке, поделюсь некоторыми личными впечатлениями. Здесь надо побывать, получить личные впечатления, чтобы действительно оценить ценность этих сокровищ, так милых сердцу дам в любое историческое время. Фото в этот раз сняты на камеру смартфона, так что к качеству снимков особо не придирайтесь.
На выставке «Слава и величие парфюмеров царской России - поставщиков высочайшего двора» представлены редчайшие экспонаты из частных коллекций, которые удивят посетителей ассортиментом и изысканностью оформления продукции и рекламы главных российских производителей парфюмерии и косметики прошлого.
Экспозиция, представлена в павильоне №54 Музея Гаража особого назначения ФСО России, призвана привлечь внимание посетителей к легендарным именам основателей российской парфюмерно-косметической отрасли, которые в XIX веке задали импульс ее развитию на многие десятилетия вперед.
На выставке можно ознакомиться с историей парфюмерных производств Альфонса Ралле (Товарищество высшей парфюмерии А. Ралле и Ко, позже - фабрика «Свобода»), Адольфа Сиу (Товарищество фабрик А. Сиу и Ко, позже - фабрика «Большевик»), Генриха Брокара (Товарищество Брокар и Ко, позже - «Новая Заря»), Александра Митрофановича Остроумова (Товарищество парфюмерной фабрики провизора А. М. Остроумова), а также других российских предпринимателей.
Помимо признания со стороны покупателей тех времен, все они были отмечены почетным званием Поставщика Двора Его Императорского Величества. Экспозиция рассказывает о том, что значил этот титул в то время, как трудно было его получить и удержать, как конкурировали с зарубежными поставщиками и славили имя России на мировых рынках и всемирных художественно-промышленных выставках отечественные парфюмеры.
Среди экспонатов выставки: парфюмерные наборы, флаконы, духи и одеколоны, помады, пудры, мыла, рекламные издания и предметы дамского будуара от отечественных парфюмеров, художников, дизайнеров, стеклоделов, печатников — вся история развития парфюмерии и косметики в дореволюционной России в подлинных предметах того времени.
Выставочное пространство просторно, нет сдавленности, присутствует удивительное сочетание как сдержанного «интимного» освещения, так и наличия ярких информационно-коммерческих материалов того времени. Они крайне информативно оживляют выставку.
Представлено здесь несколько пробников ароматов духов и одеколонов того времени - достаточно поднять стеклянную крышечку и вкусить аромат прошлого и его красоты
Уникальную композицию предметов парфюмерного искусства дополняют шедевры мирового автомобилестроения. Можно увидеть автомобили с вековой историей: Ford Model T Touring («Форд Т») 1910 года выпуска, который после пробега в августе 1909 года по маршруту Петербург - Рига - Петербург окончательно завоевал сердца автолюбителей из России.
Также один из первых в мире электромобилей в мире - британский электромобиль «Сити энд Сабурбан» («Коламбия»), который был подарен вдовствующей российской императрице Марии Федоровны её сестрой Александрой, супругой британского короля Эдуарда VII. Особо отметим в интерьерах выставки миниатюрный французский Bebe Peugeot («Малыш Пежо»). Самым именитым владельцем Bebe Peugeot в Российской империи стал цесаревич Алексей, сын императора Николая II, получивший его в подарок на именины 5 (18) октября 1914 года.
Кстати, этот декоративный фонтанчик - полная копия парфюмерного фонтана Брокара на Всероссийской Художественно-промышленной выставке в Москве 1882 года. Фонтан «излучал» аромат весенней сирени. Нам разрешили смочить свои пальцы в фонтане, чтобы ощутить его аромат в качестве пробника. Неожиданное ощущение!
Рисовая пудра Брокара «Лебяжий пух». Выполнено очень красиво и со вкусом
Вот эта картина (язык не поворачивается назвать его витринной рекламой) меня просто поразила, долго ее рассматривал. Вот не знаю, почему)
Кстати, изображение создано на жести, это крайне капризный материал и его реставрация была крайне трудной и долгой
Это пара «картины», что на фото выше. Те самые лебеди.
Крайне увлекательное занятие: находить по многочисленным номерам разъяснения, что перед нами, очень рекомендую получить подобное исследовательское наслаждение
Брокар и Ко был Придворным поставщиком Ее Императорского Величества Великой Княгини Марии Алексеевны
Оказывается, по сути, «Джоконду» «раскрутил» для мира именно Брокар. В 1911 году её выкрали из Лувра. На фоне этого ограбления века он провел виртуозную рекламную компанию и сказочно обогатился. В рекламном слогане звучало примерно так: с картиной-то вы уже попрощались навсегда, но есть возможность вновь её увидеть и ощутить дивное обаяние аромата новых духов «Джоконда».
А вееры в то время использовались и для раскрутки нового парфюма. Сдобренные ароматом веера бесплатно раздавали в театрах или публичных мероприятиях с указанием аромата и производителя
Это уникальная коллекция стеклянных притертых стеклянных крышечек для флаконов с духами и одеколонами
Отдельный раздел выставки посвящен празднованию 300-летия дома Романовых в 1913 году. Этот юбилей широко отмечался в Российской империи в год наивысшей точки экономического и культурного развития страны начала XX века.
Многие российские и зарубежные производители выпустили особую юбилейную продукцию к этому празднику, и парфюмеры не стали исключением. Этот раздел выставки - об истории восшествия на престол в 1613 году и истории празднования в 1913 году 300-летия царствования династии Романовых.
Парфюмерия не моя тема, но раз я выложил этот пост о выставке, значит она мне чрезвычайно понравилась, уж поверьте. На выставке комфортно, изысканно, гардероб, туалетные комнаты. Можно пригласить экскурсовода. Время здесь пролетит незаметно для тех, у кого ароматы - своя вселенная.
© Vladimir d’Ar, 2024