
Слабенький вихрь


Ровно 85 лет тому назад, 11 октября 1938 года, впервые поднялся в воздух прототип тяжелого двухмоторного английского истребителя Уэстланд "Уайрлуинд" ("Вихрь"). На испытаниях машина показала очень неплохую максимальную скорость - 580 км/ч, но - довольно посредственную скороподъемность - 6,8 м.с.
При этом истребитель благодаря каплевидному фонарю кабины обладал отличным обзором и нес очень мощное вооружение - четыре 20-миллиметровые автоматические пушки, правда, с небольшим боекомплектом - по 60 снарядов на ствол, которых хватало всего на 10 секунд ведения огня. Кроме того, под крыльями можно было подвесить две 500-фунтовые (227 кг) авиабомбы.
В целом "Вихрь" оценили весьма позитивно, и в январе 1939-го фирма Уэстланд получила заказ на 200 серийных экземпляров. Однако его выполнению помешала слабая производственная база фирмы и недостаточная надежность установленных на самолете двигателей Роллс-Ройс "Перегрин". Доводка этих моторов затянулась, в результате, первый серийный "Уайрлуинд" взлетел лишь в июне 1940 года, накануне "Битвы за Англию" и почти через четыре года после начала разработки.
К тому времени его характеристики выглядели уже совсем не впечатляюще, а себестоимость за счет двухмоторной схемы была весьма высокой. По соотношению цена/качество самолет сильно проигрывал одномоторным "Спитфайрам" и "Харрикейнам". Кроме того, в 1941 году англичане решили прекратить выпуск "Перегрина" и сосредоточиться на производстве более мощного, но при этом - более тяжелого и крупногабаритного мотора "Мерлин", который для "Вихря" не годился.
В результате, в январе 1942 года заказ на "Уайрлуинды" был аннулирован. К тому моменту успели построить только 114 машин, поступивших на вооружение двух скуадронов Королевских ВВС. Эти самолеты применялись до конца 1943 года, в основном, в качестве истребителей-бомбардировщиков ближнего радиуса действия против целей на побережье Ла-Манша и на оккупированных прибрежных территориях Франции и Бельгии. Выдающихся боевых успехов за ними не числилось. В начале 1944-го уцелевшие "Вихри" списали как морально устаревшие и отправили на слом.
На заставке - прототип "Уайрлуинда" без вооружения.

Подвеска бомб под "Уайрлуинд" на полевом аэродроме.

Пилоты "Уайрлуиндов" на фоне одной из своих машин.

Заряжание пушечной батареи "Уайрлуинда".

Компоновочная схема машины.

Строевые "Уайрлуинды" в раннем - коричнево-зеленом и более позднем - серо-зеленом вариантах камуфляжа.
|
</> |
