Рождение электролета
vikond65 — 08.10.2023Ровно 140 лет назад, 8 октября 1883 года в Париже совершил первый полет первый в мире летательный аппарат с электрическим двигателем. Это был дирижабль, спроектированный и построенный французскими изобретателями - братьями Альбером и Гастоном Тиссандье. Таким образом, электролет появился даже раньше, чем летательный аппарат с бензиновым мотором, хотя, для многих это наверняка будет сюрпризом.
Дирижабль Тиссандье состоял из наполненного водородом баллона длиной 28 м, максимальным диаметром 9,2 м и объемом 1060 кубометров, а также - подвешенной под ним на веревках прямоугольной бамбуковой гондолы, вмещавшей трех человек. Также в гондоле находились аккумуляторные батареи и электромотор "Сименс" мощнстью 1,5 л.с., вращавший через понижающий шестеренчатый редуктор двухлопастный винт диаметром 2,74 м.
Применение электромотора устранило один из главных недостатков паровой машины в качестве силовой установки - высокую пожароопасность, обусловленную открытым огнем топки в сочетании с водородной "начинкой" баллона.
На испытаниях дирижабль развил в условиях полного штиля максимальную скорость 10 км/ч. Но он не мог противостоять даже слабому встречному ветру. Воздушный поток скоростью всего 3 метра в секунду буквально останавливал аппарат в воздухе и, вопреки работе мотора, гнал его вспять.
26 ноября состоялись повторные испытания, на которых дирижабль разогнался в тихую погоду до 13 км/ч, однако, ветерок по-прежнему делал его игрушкой стихии. Братья-воздухоплаватели поняли, что имевшийся у них электродвигатель - слишком слаб для самодвижущегося и нормально управляемого воздушного судна.
Больше они дирижаблей не строили, но их эстафету подхватили другие авиаконструкторы - Шарль Ренар и Артур Кребс, которые уже в следующем году при финансовой поддержке генштаба французской армии построили гораздо более "продвинутый" аэростат с электромотором. Однако это уже другая история.
На заставке - первый взлет электродирижабля Тиссандье.
Гондола дирижабля крупным планом и парный портрет его изобретателей.
Чертежи дирижабля, его гондолы (мотор почему-то не показан) и центрального клапана.
|
</> |