Надувная "Франция"
vikond65 — 08.10.2023В дополнение к предыдущему посту - рассказ о втором электродирижабле под названием "Франция" (La France), впервые взлетевшем через 10 месяцев после дирижабля братьев Тиссандье - 9 августа 1884 года. Он был построен по проекту Шарля Ренара и Артура Кребса на деньги французского генерального штаба.
Вскоре он совершил первый в мире управляемый полет по замкнутому контуру. Пролетев 8 километров, дирижабль через 23 минуты вернулся к месту старта. После этого аппарат совершил еще восемь полетов, но лишь в пяти из них ему удалось достичь намеченных точек маршрута. В остальных - этому помешал встречный или боковой ветер, с которым не мог справиться маломощный двигатель воздушного судна.
Такие результаты испытаний разочаровали военных и они прекратили финансирование проекта. Как и все ранние дирижабли, никакой практической пользы и финансовой отдачи "Франция" не принесла, зато она дала богатый опыт постройки и испытаний управляемых воздушных кораблей.
В частности, всем стало ясно, что электромотор, вращавший винт "Франции", слишком слаб и несовершенен, а его батареи - чересчур тяжелы и обладают малой емкостью. Значит, требовались иные силовые установки. Дирижабли, способные противостоять ветру и нести полезную нагрузку, появились лишь тогда, когда были созданы достаточно мощные, легкие и компактные двигатели внутреннего сгорания. Но это другая эпоха, которая, впрочем, стояла уже на пороге, ведь до взлета первого бензомоторного дирижабля оставались всего четыре года. .
"Франция" имела длину 50,4 метра, объем мягкого, бескаркасного баллона - 1864 кубометра и массу - две тонны, из которых 96 кг приходилось на двигатель, а еще 400 - на аккумуляторные батареи. Емкости аккумуляторов хватало всего на 25 километров моторного полета с максимальной скоростью 18 км/ч. Мотор, разработанный специально для этого дирижабля, развивал мощность 9 лошадиных сил.
Он вращал через шестеренчатый понижающий редуктор и длинный трубчатый вал крупный низкооборотный двухлопастный винт диаметром почти 7,5 метров, установленный в носу гондолы. Пропеллер представлял собой две деревянные рамы, обтянутые лакированным полотном. К задней части гондолы шарнирно крепился большой прямоугольный руль направления, а сама гондола, сделанная из бамбука и обшитая шелком, висела под баллоном на веревках. Экипаж состоял из двух человек.
Раскрашенный чертеж "Франции".
Дирижабль "Франция" при виде спереди и его создатели - Артур Кребс и Шарль Ренар.
Полноразмерный макет "Франции", построенный в 1984 году к 100-летию ее первого полета и выставленный в Парижском музее авиации. Для демонстрации внутреннего устройства гондола сделана без обшивки.
Центральная часть гондолы с силовым агрегатом и кабиной экипажа. Справа видны аккумуляторы.
Подлинный электромотор "Франции" сохранился и также выставлен в музее.
Слева: французская мобильная газодобывающая станция военного образца. Аналогичные установки использовались для наполнения "Франции" водородом. Справа - приборная панель дирижабля, выполненная в виде изящного латунного "саквояжа" на деревянной подставке.
|
</> |