Сквозь дым королевских кухонь

топ 100 блогов non_historia06.11.2025

 В глубине мраморных залов, под сводами, где шептались интриганы и громогласно раздавались приказы, вершились не только судьбы империй, но и разносились ароматы, способные покорить не менее верно, нежели вооруженная до зубов армия. Королевские кухни Европы - это не просто место приготовления пищи, а сцена, где гастрономия становилась искусством, а блюда - символами власти, щедрости и утончённости.

Здесь, среди серебряных подносов и медных котлов, повара творили чудеса, достойные коронованных небес. Французские соусы, английские пироги, испанские деликатесы - всё это несло в себе отпечаток эпохи, характера монарха и духа нации. Каждая кухня - как отдельная глава в великой книге вкуса, где рецепты передавались не только по наследству, но и по дипломатическим каналам.

©Cecil Beaton/Wikimedia Commons [Dominio público] ; fotografiahdez/Shutterstock ; Antoine-François Callet/Wikimedia Commons [Dominio público]
©Cecil Beaton/Wikimedia Commons [Dominio público] ; fotografiahdez/Shutterstock ; Antoine-François Callet/Wikimedia Commons [Dominio público]

Погрузимся и мы в этот мир, где история пахнет шафраном, розмарином и свежевыпеченным хлебом, чтобы узнать, как готовили пищу тем, кто вершил судьбы Европы.

Мария Пиа Савойская

Когда в 1862 году юная итальянская принцесса Мария Пиа ступила на португальскую землю, она принесла с собой не только кровь Савойской династии, но и вкус к великолепию, которому позавидовали бы даже римские императрицы. Став супругой короля Луиша I, она превратила королевский двор в сцену блистательных балов, театральных маскарадов и ужинов, где каждый приём был как симфония - изысканная, роскошная, незабвенная.

Мария Пиа Савойская ок. 1890 года. https://it.wikipedia.org/wiki/Maria_Pia_di_Savoia
Мария Пиа Савойская ок. 1890 года. https://it.wikipedia.org/wiki/Maria_Pia_di_Savoia

Её гардероб сиял шелками и драгоценными камнями, а столы - золотыми блюдами и ароматами, способными любому вскружить голову. Даже после смерти короля Мария Пиа не утратила блеска и в залах Национального дворца Пена продолжали звучать звуки хрусталя и серебра, а на столах появлялись жареная телячья рулька, гребешки, фаршированные лососем, грибами и трюфелями - блюда, достойные не только королевы, но и самой истории.

Она жила, будто пела арию - громко, страстно, с размахом. И оставила после себя не только легенды, но и вкус эпохи.

Королевская столовая во дворце Пена. https://en.wikipedia.org/wiki/Pena_Palace
Королевская столовая во дворце Пена. https://en.wikipedia.org/wiki/Pena_Palace

Скромная на первый взгляд, столовая Национального дворца Пена в Синтре хранит в себе эхо веков - от монашеской тишины до королевского блеска. Когда-то здесь вкушали хлеб и смирение монахи, а позже - королева Мария Пиа, окружённая светом, фарфором и ароматами изысканных блюд. Пространство, некогда предназначенное для духовной сосредоточенности, стало местом встреч, разговоров и торжеств.

Раздвижной стол, способный вместить до двадцати четырёх гостей, собирал вокруг себя тех, кто был допущен к королевскому кругу. Их голоса отражались от светлых стен и плиточного потолка, словно продолжение старинной музыки, звучащей в этих залах. Но настоящей жемчужиной интерьера остаётся сводчатый потолок XVI века - каменная арка, под которой история и гастрономия сплетаются в единое полотно.

Фарфоровая посуда, бережно выставленная на фотографиях, принадлежит эпохе, когда вкус был не просто наслаждением, а выражением статуса, культуры и королевского стиля.

Королевская кухня во дворце Пена. https://en.wikipedia.org/wiki/Pena_Palace
Королевская кухня во дворце Пена. https://en.wikipedia.org/wiki/Pena_Palace

Для португальской короны обеды из дюжины изысканных блюд были не прихотью, а почти обыденностью. Сорбет из шампанского, мусс из лобстера, паштеты, тающие на языке, - всё это подавалось с лёгкостью, как будто само небо заботилось о королевском аппетите. За столом - блеск, хрусталь, шелест шёлков. А за дверями кухни - жар, грохот, и магия, творимая руками невидимых мастеров.

Три печи, раскалённые добела, не знали покоя. Повара и их помощники, словно актёры невидимого театра, создавали гастрономические шедевры, достойные аплодисментов. Медные формы, до сих пор сохранившиеся в музейных витринах, служили для создания пудингов, напоминающих замки, и паштетов в виде свиней или птиц, а то и фантастических существ, готовых украсить королевский пир.

Генрих VIII Тюдор

В истории Англии Генрих VIII остался не только как король, который шесть раз давал клятву верности перед алтарем, но и как властелин, чей аппетит соперничал с его амбициями. Его стол был ареной гастрономических спектаклей, где блюда становились не просто пищей, а демонстрацией силы, богатства и капризов.

Г. Гольбейн-мл. Портрет короля Генриха VIII. 1540. Дерево, масло. 88,5 × 74,5 см. Национальная галерея старинного искусства, Рим.
Г. Гольбейн-мл. Портрет короля Генриха VIII. 1540. Дерево, масло. 88,5 × 74,5 см. Национальная галерея старинного искусства, Рим.

Повара, словно придворные алхимики, трудились в страхе и вдохновении, зная, что одно пересоленное блюдо могло стоить им головы. Они подавали жареных павлинов с позолоченными клювами и не тронутым огнём оперением, лебедей, украшенных коронами, превращенных в живые эмблемы королевской власти. Всё, от пирогов до дичи, должно было не только насыщать, но и восхищать, удивлять, покорять.

Генрих VIII ел, как правил - с размахом, без пощады и с жаждой впечатлений. Его пиры были хроникой эпохи, где каждый кусок - как строка в летописи, а каждый ужин - как королевский указ.

Большой зал дворца Хэмптон-корт © Historic Royal Palaces
Большой зал дворца Хэмптон-корт © Historic Royal Palaces

Среди более чем шестидесяти королевских резиденций, которыми владел Генрих VIII, особое место занимал Хэмптон-Корт - дворец, некогда принадлежавший кардиналу Уолси, а затем ставший театром королевской власти и королевского аппетита. Здесь, под готическими сводами и среди гобеленов, отражающих сцены охоты и славы, разворачивались пиры, достойные легенд.

В Большом зале, где подчас обедали сотни придворных, дважды в день звучал звон кубков и аромат жаркого витал в воздухе. Но сам монарх предпочитал уединение - его трапезы проходили в личных покоях, где стол ломился от изобилия: говядина, молочная телятина, оленина, фазан, жаворонки, кролики и даже чайки - всё это подавалось с роскошью, граничащей с театральностью. А сладости, словно драгоценности, завершали гастрономическую симфонию.

Хэмптон-Корт был не просто дворцом - он был алтарём королевского вкуса, где Генрих VIII вкушал власть ложкой, полной дичи и амбиций.

Кухня дворца Хэмптон-корт https://en.wikipedia.org/wiki/Hampton_Court_Palace
Кухня дворца Хэмптон-корт https://en.wikipedia.org/wiki/Hampton_Court_Palace

В сердце Хэмптон-Корта, любимой резиденции Генриха VIII, пульсировала одна из самых грандиозных кухонь Тюдоровской Англии - настоящий гастрономический механизм, питающий не только короля, но и сотни его приближённых. Здесь, среди каменных стен и медных котлов, жара стояла такая, что один из посетителей назвал это место «адской бездной» - не из-за грехов, а из-за неустанного ритма и пылающих очагов.

Благодаря цитрусовым из Средиземноморья, сахару с Кипра и специям, пришедшим из далёкого Китая, повара имели в распоряжении богатство вкусов, о котором их предшественники могли лишь мечтать. Даже морская свинья - экзотика, достойная королевского стола, находила своё место в меню.

Каждый день около двухсот поваров и слуг готовили более восьмисот блюд, чтобы удовлетворить аппетиты знати, ожидавшей до двадцати мясных яств в день. Всё меньшее считалось не просто недостатком - это было оскорблением. Здесь пища была не просто едой, а выражением власти, статуса и страсти к великолепию.

Яков IV Шотландский

Король Шотландии Яков IV вошёл в историю не только как объединитель земель и покровитель искусств, но и как истинный ценитель жизни - её красоты, её звуков, и, конечно, её вкусов. Его двор был не просто местом власти, но сценой, где гастрономия становилась искусством, а банкет - дипломатическим жестом, театром щедрости и королевского блеска.

Яков IV, король Шотландии https://en.wikipedia.org/wiki/James_IV_of_Scotland
Яков IV, король Шотландии https://en.wikipedia.org/wiki/James_IV_of_Scotland

Сохранившиеся бухгалтерские книги двора, словно поэтические хроники вкуса, перечисляют дары, поступавшие на кухню. Среди них мясо быка и кабана, ягнёнка и козлёнка, кроликов, гусей, перепелов, и даже журавля - птицы, редкой и величественной, как сам монарх.

Особенно блистал рождественский банкет 1511 года, устроенный в честь французского посла. Яков заказал сотни гусей, каплунов, петухов, ягнят и баранину, а также, в порыве безудержного кулинарного великолепия, 1500 овечьих и 508 коровьих копыт для приготовления желе. Это был пир, где каждая тарелка говорила о щедрости, каждая перемена блюд - о союзе, а каждый вкус - о короле, что правил не только мечом, но и ложкой.

Большой зал замка Стерлинг https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g191266-d188778-Reviews-Stirling_Castle-Stirling_Scotland.html
Большой зал замка Стерлинг https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g191266-d188778-Reviews-Stirling_Castle-Stirling_Scotland.html

На скалистом уступе, где с доисторических времён стояла крепость, возвышается замок Стерлинг - каменная летопись Шотландии. В 1503 году король Яков IV, монарх с душой гуманиста и сердцем гурмана, приказал возвести здесь Большой зал, который бы не просто служил для проведения торжеств, но являл собой храм королевской мысли. В годы его правления здесь собирались алхимики, учёные, художники и дипломаты.

Под его высоким потолком, среди гобеленов и факелов, звучали не только речи, но и витали ароматы. Изысканная еда становилась языком, на котором говорили короли. Пиры здесь были не просто трапезами - они были актами дипломатии, жестами щедрости, сценами, где вкус играл главную роль в спектакле власти.

Каждое блюдо, поданное в этом зале, было как строка в поэме, которую Яков IV писал не пером, а ложкой, не чернилами, а вином и специями.

Кухня замка Стерлинг https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g191266-d188778-Reviews-Stirling_Castle-Stirling_Scotland.html
Кухня замка Стерлинг https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g191266-d188778-Reviews-Stirling_Castle-Stirling_Scotland.html

Когда в замке Стерлинг возводили Великий зал, рядом выросли и кухни, достойные его величия. Здесь, в каменных стенах, где воздух был насыщен ароматами пиршеств, трудились до шестидесяти человек: повара и пекари, винные погребщики и кондитеры, управляющие и помощники, и одна-единственная прачка, словно хранительница чистоты в мире огня и муки.

Эти кухни были не просто помещениями - они были живыми механизмами, питающими сердце королевского двора. Но время и война диктуют свои правила. В XVII веке кухни были засыпаны, чтобы стать основой для оборонительной батареи, и пламя, некогда служившее короне, угасло под слоем земли.

Лишь в 1921 году, спустя столетия, их раскопали и вернули к жизни. Сегодня они открыты для посетителей, как свидетельство того, что даже потухшие очаги могут вновь загореться, если в них вложена история.

Мария Саксен-Альтенбургская

В 1857 году, в знак любви и преданности, король Георг V Ганноверский преподнёс своей супруге, королеве Марии Саксен-Альтенбургской, подарок, достойный романтической легенды замок Мариенбург. Возведённый в неоготическом стиле, он вздымался над холмами Нижней Саксонии, словно мечта, воплощённая в камне. Мария называла его своим Эльдорадо - не за золото, а за ту утопию красоты и покоя, которую он обещал.

Принцесса Мария Саксен-Альтенбургская после свадьбы с Георгом V, королём Ганновера https://de.wikipedia.org/wiki/Marie_von_Sachsen-Altenburg_(1818%E2%80%931907)
Принцесса Мария Саксен-Альтенбургская после свадьбы с Георгом V, королём Ганновера https://de.wikipedia.org/wiki/Marie_von_Sachsen-Altenburg_(1818%E2%80%931907)

Каждая башня, каждая арка, каждый витраж был создан с изяществом, достойным королевского сердца. Но, несмотря на архитектурное великолепие, замок так и не стал сценой придворных балов и дипломатических приёмов. Он был личным убежищем, летней резиденцией, где Мария могла укрыться от мира и его тревог.

Замок Мариенбург https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g2018197-d2266993-Reviews-Marienburg_Castle-Pattensen_b_Hannover_Lower_Saxony.html
Замок Мариенбург https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g2018197-d2266993-Reviews-Marienburg_Castle-Pattensen_b_Hannover_Lower_Saxony.html

Однако судьба оказалась жестока. В 1866 году, после аннексии Ганновера Пруссией, Мария и Георг были вынуждены покинуть страну, не дождавшись завершения строительства. И всё же внутреннее убранство замка, с его залами, украшенными резьбой, и покоями, наполненными светом, осталось как свидетельство мечты, которую не смогла разрушить даже политика.

Столовая замка Мариенбург ©Imago/Alamy
Столовая замка Мариенбург ©Imago/Alamy

В замке Мариенбург, где стены хранят дыхание романтической мечты королевы Марии Ганноверской, столовая словно вырвана из средневековой баллады. Сводчатые потолки поднимаются, как купол над королевским покоем, а арочные окна впускают мягкий свет, играющий на гобеленах и витражах, будто оживляя сцены давно ушедших времён.

Длинный банкетный стол, окружённый массивными креслами с высокими спинками, не знал дипломатических речей и придворных интриг. Здесь не стремились произвести впечатление - здесь отдыхали. Это было место, где королева могла оставить за порогом политические бури и погрузиться в атмосферу другой эпохи, полной покоя, красоты и личной тишины.

Каждая деталь, от резного камня до узора на стекле, говорила не о власти, а о мечте. Мариенбург был её Эльдорадо, и столовая - его сердце, где время замирало, чтобы дать место мечтаниям и свету.

Столовая замка Мариенбур https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g2018197-d2266993-Reviews-Marienburg_Castle-Pattensen_b_Hannover_Lower_Saxony.htm
Столовая замка Мариенбур https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g2018197-d2266993-Reviews-Marienburg_Castle-Pattensen_b_Hannover_Lower_Saxony.htm

Среди башен и арок замка Мариенбург, где каждый камень словно вздох эпохи, скрыта кухня - не парадная, не театральная, но по-своему волшебная. Построенная для летнего уединения королевы Марии Ганноверской и её детей, она не знала придворной суеты, но хранила тепло семейных дней, когда аромат выпечки и голос ребёнка были важнее политических речей.

Здесь всё дышит временем - массивные чугунные печи, старинный водонагреватель, помещения для прислуги, где звучали смех и шелест фартуков. Кухня была создана не для балов, а для жизни - простой, тихой, но наполненной светом.

Мы не можем говорить за поваров королевы, но одно ясно - готовить в этом пространстве, все равно, что прикоснуться к сказке, где каждый рецепт - заклинание, а каждый день - глава из забытой, но прекрасной книги.

Король Франции Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта

Во времена Людовика XVI и Марии-Антуанетты Версаль сиял, как драгоценность на короне Франции. Здесь, среди зеркальных галерей и мраморных лестниц, устраивались балы, маскарады и театральные представления, где каждый жест был отточен, каждая ткань - роскошна, а каждый вечер - как сцена из оперы, где власть пела в унисон с изяществом.

Мария Антуанетта и Людовик XVI Коллаж
Мария Антуанетта и Людовик XVI Коллаж

Король и королева жили в ритме великолепия, превращая дворец в храм наслаждений. Их пиры, с золотыми приборами, изысканными блюдами и вином, льющимся рекой, были не просто трапезами, а демонстрацией силы, вкуса и статуса. Мария-Антуанетта, с её любовью к моде, искусству и сладостям, стала символом эпохи, где красота была почти религией.

Но за этим блеском нарастала тень. В то время как народ страдал от голода и налогов, Версаль продолжал танцевать. Роскошь, некогда восхищавшая, стала обвинением. Излишество превратилось в символ оторванности, а королевская утончённость - в бесчувственность.

В 1793 году, когда революция смела старый порядок, Людовик XVI и Мария-Антуанетта были казнены. Их падение стало трагическим финалом балета, начатого в залах Версаля. И сегодня, проходя по этим залам, можно услышать не только эхо музыки, но и шёпот истории о том, как роскошь может ослепить, а пир - обернуться приговором.

Фарфоровая столовая в Версальском дворце https://www.tripadvisor.com.ar/Attraction_Review-g187148-d188681-Reviews-Palace_of_Versailles-Versailles_Yvelines_Ile_de_France.html
Фарфоровая столовая в Версальском дворце https://www.tripadvisor.com.ar/Attraction_Review-g187148-d188681-Reviews-Palace_of_Versailles-Versailles_Yvelines_Ile_de_France.html

Скрытая в глубине личных покоев короля, вдали от блеска Зеркальной галереи и парадных залов, Фарфоровая столовая Версаля была словно шкатулка с драгоценностями - интимная, изысканная, почти тайная. Здесь Людовик XVI и Мария-Антуанетта устраивали камерные ужины, собирая за раздвижным столом не более сорока избранных гостей. Атмосфера была далека от пышных балов - здесь царили утончённость, доверие и вкус к деталям.

Если гостей оказывалось слишком много, мужчины удалялись в соседнюю комнату, где на бильярдном столе устраивался шведский стол - жест, одновременно практичный и изысканный, в духе эпохи.

Каждое Рождество король выставлял на показ новейшие образцы севрского фарфора - жемчужины французского прикладного искусства XVIII века. Эти тончайшие изделия, созданные мастерами знаменитой мануфактуры, не только украшали стол, но и дали имя самой комнате. Они были не просто посудой, а символом вкуса, власти и стремления к совершенству.

Фарфоровая столовая - это не просто зал, а воспоминание о Версале, каким он был в тишине: без толпы, без фанфар, но с сиянием свечей, шелестом шелка и звоном фарфора, в котором отражалась эпоха.

Королевская кухня Малого Трианона https://www.visitarversalles.es/el-dominio-de-maria-antonieta/
Королевская кухня Малого Трианона https://www.visitarversalles.es/el-dominio-de-maria-antonieta/

В грандиозных залах Версальского дворца, где зеркала отражают свет истории, жили тысячи придворных, слуг и гостей, и чтобы накормить этот живой организм монархии, требовались кухни - огромные, шумные, полные жара и движения. Хотя изображения главных кухонь Версаля почти не сохранились, Малый Трианон - уединённый уголок Марии-Антуанетты в садах дворца, даёт нам редкий шанс взглянуть на то, как могла выглядеть эта гастрономическая машина.

В этом элегантном помещении, скрытом от глаз, хранили продукты и готовили блюда перед подачей на стол. Но даже здесь, в тени мрамора и шелка, королева не терпела запахов кухни, проникающих в её покои. По её приказу двери всегда держали закрытыми, чтобы ароматы не нарушали её утончённую тишину.

Кухня Версаля - это не просто место приготовления пищи. Это сцена, где за кулисами роскоши кипела жизнь, где повара творили в ритме дворцовых часов, а каждый обед был актом королевского спектакля. И хотя её аромат был изгнан из покоев Марии-Антуанетты, он навсегда остался в истории - как напоминание о том, что даже величие питается огнём и трудом.

Карл III - король Испании

В эпоху, когда европейские дворы блистали балами и пиршествами, король Испании Карл III выбрал иной путь - путь сдержанности, разума и символизма. Его трапезы, хоть и окружённые роскошью, были далеки от театральности Версаля или пышности венских залов. Он часто обедал в одиночестве, но в присутствии своей свиты - жест, говорящий о власти, прозрачности и уважении к традиции.

Карл III, портрет Антона Рафаэля Менгса (1728–1779), написанный около 1765 года. Музей Прадо.
Карл III, портрет Антона Рафаэля Менгса (1728–1779), написанный около 1765 года. Музей Прадо.

Для Карла стол был не просто местом насыщения, а инструментом, с помощью которого он формировал образ новой монархии. Он стремился смягчить жёсткие придворные ритуалы, унаследованные от предшественников, и придать королевским трапезам более открытый, почти гражданский характер. Здесь не было излишеств - была идея, вкус, порядок.

Карл III обедает в присутствии придворных, картина Луиса Паре-и-Алькасара (1775). Музей Прадо.
Карл III обедает в присутствии придворных, картина Луиса Паре-и-Алькасара (1775). Музей Прадо.

Менее склонный к развлечениям, чем его французские коллеги, Карл III использовал гастрономию как язык реформ - сдержанный, но выразительный. Его стол - это зеркало эпохи, в которой монархия искала новые формы, не теряя достоинства.

Парадная столовая королевского дворца в Мадриде
Парадная столовая королевского дворца в Мадриде

В самом сердце Королевского дворца в Мадриде, где стены хранят дыхание империи, раскинулась парадная столовая - зал, созданный для величия, но наполненный утончённостью. Спроектированная итальянским архитектором Франческо Сабатини по поручению короля Карла III, она стала воплощением нового взгляда на монархию - строгого, просвещённого, но всё ещё блистательного.

Оформленная в неоклассическом стиле, столовая словно парит между эпохами. Потолок, украшенный фресками с античными мифами, рассказывает истории богов и героев, а хрустальные и бронзовые люстры заливают зал тёплым светом, в котором золото и мрамор сияют особенно ярко.

Зал вмещает до 140 гостей - почти столько же, сколько банкетный зал Букингемского дворца. Но здесь, в Мадриде, трапеза - это не просто церемония, а акт культурного диалога, где архитектура, история и вкус сливаются в единую симфонию. Каждый приём - как глава в книге испанской короны, написанная языком света, камня и королевского достоинства.

Кухня королевского дворца в Мадриде https://elpais.com/gastronomia/el-comidista/2017/11/01/articulo/1509568159_123792.html
Кухня королевского дворца в Мадриде https://elpais.com/gastronomia/el-comidista/2017/11/01/articulo/1509568159_123792.html

В глубине Королевского дворца в Мадриде, за мраморными галереями и парадными залами, скрывается пространство, где история обретает вкус - королевская кухня, просторная, величественная, но удивительно живая. Здесь, под высокими сводчатыми потолками и массивными каменными арками, пульсирует память о временах Карла III, чья любовь к Неаполю и Сицилии оставила на испанском столе тёплый след.

Большая чугунная печь, плита для подогрева, деревянные холодильники, каменные мойки и внушительные разделочные столы - всё это не просто утварь, а декорации к гастрономической пьесе, где каждый день разыгрывались сцены вкуса и мастерства. Итальянские нотки проникли в испанскую кухню, добавив ей солнечной лёгкости и средиземноморской щедрости.

Сковороды для паэльи, медные формы и принадлежности для выпечки рассказывают о том, что здесь готовили не только торжественные блюда, но и то, что согревает душу - традиционную паэлью, изысканные пирожные, шоколадные десерты, достойные королевского вечера.

Франц Иосиф I

В эпоху, когда империи мерялись блеском дворцов и громом балов, Франц Иосиф I выбрал иной путь - путь строгости, порядка и личной сдержанности. Его правление длилось почти семь десятилетий, и, возможно, секрет этого долголетия скрывался не только в политической мудрости, но и в его образе жизни, выверенном до минуты.

Франц Иосиф I, ортрет Филиппа де Ласло, 1899 г https://de.wikipedia.org/wiki/Franz_Joseph_I.
Франц Иосиф I, ортрет Филиппа де Ласло, 1899 г https://de.wikipedia.org/wiki/Franz_Joseph_I.

Несмотря на величие австро-венгерского двора, император предпочитал простую пищу и обедал в одиночестве, но не в уединении. Его трапезы проходили в присутствии свиты, как немой ритуал власти, прозрачности и дисциплины. Здесь не было излишеств, не звучали фанфары - только тишина, серебро и точность.

Для Франца Иосифа стол был не местом наслаждения, а продолжением государственной службы. Он ел, как правил - сдержанно, методично, без театра. И в этой простоте - величие, которое не нуждается в украшениях.

Стловая дворца Хофбург https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g190454-d191377-Reviews-The_Hofburg-Vienna.html
Стловая дворца Хофбург https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g190454-d191377-Reviews-The_Hofburg-Vienna.html

В венском дворце Хофбург, где стены хранят дыхание империи, столовая императорских покоев была не просто местом трапезы - она была сценой дисциплины, ритуала и государственной значимости. Каждое воскресенье, как по часам, вся королевская семья собиралась здесь на обед, подчёркивая незыблемость традиции и силу семейной иерархии.

Большинство мероприятий, проходивших в этой комнате, носили политический характер. Здесь не звучал смех балов, не играли музыканты - здесь принимались решения, укреплялись союзы, демонстрировалась стабильность. Даж

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
Друзья, это второй пост из пяти к конкурсу от TUI , в котором разыгрывается поездка в отель Club Magic Life Jacaranda Imperial 5 * в Сиде. Напомню правила и далее познакомлю вас с интерьером отеля. Вам достаточно отвечать на простые вопросы к постам, которые будут появляться у м ...
Когда один писатель (слабый и мало кому известный) пишет о другом писателе (знаменитом и чуть ли не гениальном), он в принципе не может быть объективным. А цитирую я лишь потому, что полностью согласен с первым и не люблю второго. «Эдуард Лимонов «Подросток Савенко» . Как-то своё ...
Все, что надо знать об этой зиме ...
...
Командующий ВМС Нидерландов и Адмирал Бенилюкса генерал-лейтенант флота Роб Веркерк на своей странице в twitter.com сообщил 16 августа 2017 года, что голландский фрегат F 804 De Ruyter (типа De Zeven Provinciën ) сопровождает в Северном море две совершающие переход в южном ...