Скромное обаяние Третьего Рейха

Мой нюх различает следующие флюиды.
Историческое обаяние германского Рейха в том, что у него есть отчетливо различимая судьба, он сполна испытал свой рок — в классическом смысле этого слова. Практически в одиночку он боролся против целого мира, показал невиданные в истории успехи и пал, сражаясь до последнего (из 17-миллионного вермахта насчитывается около 100 тысяч дезертиров). Это — образец высокой трагедии целого народа, который до конца сохранил верность своим вождям, пожертвовав не только собой, но и судьбой своей страны. Об этом будут помнить, говорить, писать, петь (в том числе воспевать — никуда не денешься).
Руководители Рейха в большинстве своем ушли из жизни с мрачным достоинством (насколько это слово подходит для них), в т. ч. те, которые дождались Нюрнбергского трибунала. Конечно, все они страстно хотели жить, но близость смерти не исторгла у них никаких мольб о пощаде, никакой истерики. Для оставшихся в живых — верность себе до конца (Гесс).
Добавьте к этому, что даже преступления Третьего Рейха были грандиозны и потому притягательны. Удивление, замешанное на ужасе, — лучший магнит для человеческого разума.
В общем — классический образ Сатаны, Люцифера, у которого всегда было и всегда будет много поклонников.
Конечно, этот падший ангел европейской цивилизации дьявольски красив — знаменитая "военная эстетика" Рейха. Донельзя эклектичная, она как нельзя лучше отвечает вкусам современной публики, с увлечением мешающей Божий дар с яичницей.
Нацизм (на пару с большевизмом) закрыл эпоху "христианской политики", которую еще можно назвать эпохой "моральной политики" (она предполагает постоянную апелляцию к нравственности и соответствию некоему Высшему закону, хотя на практике отнюдь не исключает подлости и преступлений). Победители отвели Рейху свой ад и благословили выкованный им рай — безжалостный мир, где царят победа, неподсудность, сила, власть. "Гитлер считал, что сражается ради одной страны, а сражался во имя всех, даже тех, кого преследовал и ненавидел", — говорит эсесовец Отто Дитрих цур Линде в рассказе Х. Борхеса "Deutsches Requiem".
В конце концов, оказалось, что у этого дьявола не было в противниках Бога — с ним боролись либерально-гуманистические божки всех мастей, от коммунизма до демократии, сами требовавшие более или менее частых человеческих жертвоприношений. Политическое мышление всех крупных мировых лидеров было "фашистским", в большей или меньшей степени, они хотели не освободить мир, а поделить его. И значит низвержение нацистского дьявола не могло быть окончательным. И мы видим, как за последние годы его приверженцы вновь приобрели твердую поступь.
Так кому суждено будет стать символом грядущих поколений?
![]() Е.В. Вучетич. Памятник воину-освободителю. |
![]() А.Брекер. На битву |
|
</> |