"Скоростные" и "сверхскоростные", или Минутка разоблачений
sergiovillaggio — 08.08.2024

Помните эту картинку из "Моделиста" 1980-х годов? Там еще статья называлась "Сверхскоростные группы «D»". Вот о них и поговорим...
Готовя материал к очередной лекции убедился, что в целом цикл статей про итальянские торпедные катера был очень даже хорош. Хотя и не без недостатков. Мелкие ляпы там присутствуют в достаточном количестве. Взять хотя бы эти катера. У них у всех стоит датировка 1918 годом. Как бы не так!
В действительности, все эти три типа (левая нижняя схема к ним не относится) были заказаны в октябре 1917 года. Перед конструкторами была поставлена, в общем-то, одна задача: сделать катер со скоростью не менее 30 узлов.
МАS 397–400 относились к типу «Baglietto veloce 1917» (то есть "скоростной катер фирмы "Бальетто" проект 1917 года"). Головной вошел в строй в 1920 году. При этом с показанным на рисунке вооружением (76-мм пушка, пулемет, четыре торпеды) катер развил всего 28 узлов. Чтобы достичь вожделенных 33 узлов – а это максимум, показанный на испытаниях – пушку пришлось заменять на второй пулемет и снимать половину торпед.
МАS 401-410 типа «SVAN veloce 1917» (по аналогии понятно) вошли в строй в 1923-1924 годах и смогли развить только 27 узлов – иными словами, никакими "скоростными" не были.
Дальше еще интереснее. МАS 411-422 относились к типу «SVAN velocissimo 1918» ("сверхскоростной катер фирмы "СВАН" проект 1918 года"), то есть были спроектированы позже двух предыдущих серий. Однако построили их раньше! Первые четыре вошли в строй в 1919 году, однако полностью разочаровали заказчика, сумев показать на испытаниях всего 25 узлов. Не удивительно, что уже в 1921 году они были списаны. Вторую четверку строили по слегка модифицированному проекту, она вошла в строй в 1923 году, но опять получилась, мягко говоря, "не очень" – 26,5 узлов оказались пределом.

Вот один из первых "сверхскоростных" катеров с короткой карьерой. Не похоже на "ветра свист и даль морская", правда? Тем не менее, термин "velocissimo" присутствовал в обозначении проектов всех последующих МАS.
Первым же по-настоящему "сверхскоростным" катером итальянского флота стал вот этот представитель типа типа «SVAN velocissimo da 13 tonnelate», законченный постройкой в 1927 году (могли бы и раньше, но три года пришлось ждать моторов):

На испытаниях в середине 1928 года он показал "ошеломляющие результаты" (именно так гласит итальянский официоз) – 43 узла! Секрет успеха оказался прост: обеспечьте удельную мощность в 100 лошадиных сил на тонну водоизмещения – тут и любая доска выйдет на глиссирование. У MAS-423, кстати, было 109 л.с./т.
Меню для новогоднего корпоратива: как угодить всем сотрудникам
Про Муму, Ивана Сергеича и сюрприз
Природный газ, обновление ситуации
Я любила тебя тайно, почему народ узнал.
Южнокорейские станки на выставке в Москве ставят под сомнение эффективность
А всё- таки она вертится...
Впервые за 20+ лет автократии обогнали демократии.
1/50 секунды
А "Буревестник" плывет?

